Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Россия — локальная цивилизация
Вспомните: что вы знаете о понятии «цивилизация»? Что такое аграрная и индустриальная цивилизации? Что такое мировая, европейская, российская цивилизации? Открывая книгу, вы снова возвращаетесь к истории России. Что нового можно узнать о ней? Зачем вновь и вновь повторять знакомые сюжеты? Отвечая на эти вопросы, вспомним о том, какие задачи решал курс истории, изучаемый до 9-го класса. Главной его целью было создание общего образа мировой истории, освещение ее основных этапов, а также выявление сходных черт политического, экономического и общественного строя в разных странах. Если при этом и шла речь о цивилизационных явлениях, то прежде всего о процессе формирования мировой цивилизации и его стадиях (аграрной и индустриальной). Предметом истории была человеческая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей людей в пище и крове, безопасности и порядке, в собственности и власти. Сходство этих потребностей и обусловливает близость форм хозяйства, общества и государства во всем мире. История культуры неизбежно оттеснялась при этом на второй план. От нее оставались фрагменты: история литературы и искусства, отчасти научной и философской мысли... Но исчерпывает ли такой образ истории богатство исторических явлений? По-видимому, нет. Об этом еще в 30-е гг. XIX в. писал А. С. Пушкин. Оценивая работу Н. А. Полевого «История русского народа», созданную по образцу работ французского историка Ф. Гизо, посвященных истории Европы, Пушкин высказал парадоксальную мысль о том, что «Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европой... история ее требует другой мысли, другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада». Пусть это было преувеличение, но в словах великого поэта содержался глубокий смысл. Ведь в истории существует не только общее, но и особенное. Описание истории разных стран при помощи одной и той же «формулы» неполно и ущербно. Необходимо найти собственную «формулу» для характеристики истории родной страны. Поиски этой таинственной «формулы» развернулись еще в XIX в. и привели к идее о существовании особой, отличающейся от других российской цивилизации, обладающей собственной логикой исторического развития. В центр исторического исследования при этом выдвигались социокультурные явления — нормы, ценности и идеалы отечественной культуры, придающие смысл человеческой деятельности и благодаря этому накладывающие отпечаток на формы общества и динамику социального развития страны. Россия была первой страной мира, которая заявила о своеобразии своей истории и о своем праве называться цивилизацией наряду с Западом. Эту идею в 60—70-е гг. XIX в. развил и научно обосновал социолог Н. Я. Данилевский. Она нашла свое отражение в фундаментальных трудах классиков европейской теории цивилизаций, таких, как О. Шпенглер и А. Тойнби. В XX в. познанию специфики российской цивилизации способствовали труды ученых-эмигрантов, таких, как Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Вернадский, Л. Карсавин, которые сосредоточили свое внимание на географическом положении страны между Европой и Азией, а также на взаимодействии славянских и тюркских элементов в этническом облике и культуре населения. Результатом этих исследований было создание представлений о России — Евразии, северной периферийной зоне великих цивилизаций, со своеобразным политическим, социальным и культурным укладом, определившим ее неповторимый исторический облик и особую историческую судьбу. Представление о единой мировой цивилизации было дополнено понятием локальная цивилизация. Локальные цивилизации — человеческие сообщества национального или наднационального уровня, существенно отличающиеся друг от друга по направлению социокультурного развития, идеалам и мировоззрению и взаимодействующие друг с другом как особые блоки, региональные структуры мировой истории. Идея об интеграции, сближении различных стран в ходе исторического процесса при этом была поставлена рядом с другой, не менее важной идеей — о дифференциации, нарастании качественного своеобразия в культурах различных регионов Земли. Подобные особенности могут иметь местный характер, но в отдельных странах они способны создавать основу для возникновения новых проектов глобальной культуры. Взаимо- действие таких проектов представляет собой решающий фактор, определяющий перспективы мировой истории. Страны, где возникают подобные проекты, имеющие универсальное значение для истории человечества, и называют локальными цивилизациями. К их числу относятся античная цивилизация, индо-буддийская, арабо-мусульманская, китайско-конфуцианская, западная, российская и др. Для их населения свойственно, как правило, цивилизационное самосознание, т. е. осознание всеобщего, универсального значения культуры, носителем которой оно является, и стремление к распространению этой культуры. История локальных цивилизаций не сводима к местным проявлениям мировой истории. Их разнообразие нельзя до конца объяснить различиями тех или иных общих закономерностей (например, в среде обитания, экономическом строе, политических формах). Большую роль в их формировании играют факторы, случайные с точки зрения всеобщей истории, прежде всего религиозные верования. История локальных цивилизаций неотделима от истории великих мировых религий, носителями которых они являются. Часто именно религиозные идеи кладутся в основу глобального культурного проекта той или иной цивилизации. Именно религии создают ту «великую традицию», которая духовно объединяет народы, обладающие разными языками и культурами, типами общества и хозяйственными укладами, в цивилизацию. «Великая традиция» способствует постепенному развитию общих культурных оснований общественной жизни в рамках цивилизации. Среди этих оснований важнейшую роль играют нормы поведения, обеспечивающие предсказуемость поведения людей в складывающихся обстоятельствах и возможность их взаимодействия; культурные ценности, помогающие им отличить важное от неважного, истинное от ложного, доброе от злого, прекрасное от уродливого, что служит предпосылкой взаимопонимания в обществе; культурные идеалы как высший объект стремлений людей, заставляющий их ставить общие цели. Традиция позволяет передавать эти нормы, ценности и идеалы во времени, от поколения к поколению, обеспечивая историческую преемственность культуры, цельность образа цивилизации в истории. Различия в государственном устройстве или хозяйстве при этом часто оказываются вторичными. В истории локальных цивилизаций важны не форма государства (она может меняться), а традиционное отношение к власти и праву, не форма хозяйства (их может быть несколько), а отношение к труду и собственности. Далеко не всегда ценности той или иной цивилизации могут показаться нам «естественными» и функциональными. Подчас их отличает некоторая экстравагантность и экзотичность. В отличие от Европы, где ценятся труд и зем- ное благополучие, в Индии традиционная культура отрицает эти ценности. В христианстве благом считается спасение души после смерти, в буддизме — смерть без воскресения и перевоплощения (нирвана). Невозможно рационально объяснить многообразие культурных особенностей иных цивилизаций. Но мы можем постараться понять, как они влияли на историю. Понятие «цивилизация» близко по смыслу двум другим — «культура» и «империя». Народы объединяют в единое надэт-ническое сообщество не только общие черты культуры, но и государственная власть. Однако у понятия «цивилизация» свое смысловое поле. Цивилизация не собственно культура, а сообщество людей, в нормах и учреждениях которого эта культура воплощена. Границы цивилизации часто совпадают с границами империй. Но имперское мышление — это монолог власти и силы. Империя видит в своих соседях орудие для достижения своих целей или свою жертву. В этом смысле говорят о политическом изоляционизме империй. Цивилизация — это сообщество людей, являющихся носителями универсального проекта жизнеустройства. Все население мира для них — потенциальные приверженцы их культурных ценностей. Поэтому изоляционизм цивилизации в целом не свойствен (за исключением отдельных периодов). Стремление любой цивилизации — создать пространство для диалога культур. Для этого приходится учитывать особенности местных традиций. Цели империй и цивилизаций при этом нередко расходятся. Например, в арабо-мусульманском мире, где стремление к политическому господству мусульман было особенно сильным, на цивилизационном уровне сохранялся диалог исламской и местных культур (в области права и в области толкования священных текстов). Взаимодействие разных культур внутри одной цивилизации не исключение, а норма. В индийской цивилизации с ее неприятием чисто земных целей, таких, как обогащение и власть, а также насилия большую роль приобретали исламские и зороастрийские (парские) влияния, оправдывавшие торгово-промышленную и военную деятельность. В России во взаимодействие вступает большинство культурных традиций мира (православная, западная, исламская, буддийская и др.). Далеко не всегда такие культуры выстраиваются в соподчиненные отношения, иерархию. Для цивилизаций характерна смена центростремительных и центробежных отношений между составляющими их культурами. На этапе консолидации эти культуры формируют целостную взаимозависимую систему, на этапе ослабления внутренних связей система превращается в мало связанный внутренне культурный конгломерат. Цивилизации находятся в культурном диалоге со своими историческими предшественниками и цивилизациями-совре- менниками. Так, для Западной Европы и России важен был диалог с античной цивилизацией, многие культурные черты которой были ими заимствованы. Античный мир заимствовал у древневосточных народов христианство. Китай воспринял из Индии религиозное учение буддизма. Россия в XVIII в. заимствовала из Западной Европы рационализм, утилитаризм и либеральные идеи, ставшие важными факторами дальнейшего развития цивилизации. В ходе подобных заимствований одна из цивилизаций превращается для другой в объект сосредоточенного наблюдения, помогающий понять свои преимущества и недостатки, и одновременно в объект постоянной, подчас пристрастно-несправедливой критики, цель которой — сформировать представление о собственной индивидуальности. * * * История локальных цивилизаций стремится ответить на три важных вопроса. Первый вопрос: с чем связано многообразие путей развития человечества? Второй вопрос: каковы условия продолжения интеграции в современном мире? (Например, может ли Россия войти в объединенную Европу или союз государств Азиатско-Тихоокеанского региона?) Третий вопрос: имеются ли основания для сохранения и развития внутренней интеграции данной локальной цивилизации? (Возможно ли воссоздание СССР? Не распадется ли Россия на православные, мусульманские и буддийские регионы?) Эти вопросы имеют кардинальное значение для понимания перспектив истории человечества и истории родной страны. Ответ на них сложен. Он должен учитывать не только объективные факторы, но и стремление людей, являющихся носителями данной культурной традиции (в данном случае вас), к воплощению в жизнь того или иного варианта истории. Не будем забывать, что цивилизация — это прежде всего исторический проект, который превращается в ничто, если отсутствует воля к его осуществлению. Главная цель изучения истории российской цивилизации — рассмотрение объективных предпосылок нашего собственного, ни у кого не заимствованного пути в будущее. Выбирать этот путь, способный придать смысл вашей жизни, вам самим. Но чтобы правильно его выбрать, чтобы ориентироваться в пространстве наличных возможностей, надо знать о них, освоить отечественную историю как мастерскую, полную инструментов, которыми еще предстоит научиться пользоваться. Надо сказать, что эта мастерская далеко не в полной мере обследована современными учеными. Но многое уже сделано. Есть предмет разговора о том, что именно составляет ценностную основу нашего бытия и нашей истории, на какие образцы нам следует равняться, а какие традиции в нашей культуре представляются сомнительными или отжившими. Этот разговор не будет легким. Он происходит в сложных условиях кризиса ценностей. С одной стороны, переживают кризис ценности западной цивилизации. Опираясь на идеи гуманизма, человек Запада провозгласил себя высшей ценностью, превратил религиозные, политические и отчасти даже моральные ценности в инструмент своей деятельности, приносящее пользу орудие удовлетворения насущных потребностей. Ответом был глобальный кризис — демографический, экологический, сырьевой и т. п. Планета оказалась «тесновата» для человека, который стал подрывать основы собственного существования. Начался кризис культуры: ведь ценности стали взаимозаменяемы и перестали служить ориентирами в мире. Восстановление этих ориентиров — важнейшая задача современности. Ее ставят перед собой даже те, кто еще вчера настаивал на «деконструкции» ценностей,— культурологи-постмодернисты. С другой стороны, российское общество переживает кризис самооценки. Распад СССР, одной из мировых сверхдержав, внутренние конфликты в России и странах СНГ привели к сомнению в ценностях собственной культуры, в сохранении оснований для внутреннего единства, в самом цивилизацион-ном статусе России, который не подвергался сомнению в мировой науке в течение почти 140 лет! Все чаще встречаются призывы «сменить цивилизацию» (на западную) или создать монолитное православное общество, ограничив права «инородцев» (фактически это значит сменить цивилизацию на империю). В период наибольшего разброда цивилизационное сознание из центра страны переместилось на ее периферию. Участились разговоры о «циркумполярной», «горской» и других цивилизациях, по отношению к которым Россия выступала как разрушительная сила. Сейчас этот период в основном пройден. Опыт войн на территории бывшей Югославии заставил многих одуматься и понять, что предела распаду нет, так что в случае гражданской войны линия огня проходит через каждый дом. Появилась потребность в новой «российской идее», цивилизационном проекте для России XXI века. Стало важным выявлять ценности, которые могут помочь консолидации народов, населяющих нашу страну, создать образ истории, который большинством из них мог быть осознан как свой собственный. Выход из кризиса пока не виден. Но появилась воля к его разрешению. Поверьте, это немало. Особенно в области истории цивилизаций, в центре которой не столько объективные предпосылки человеческой деятельности, сколько ее субъек- тивные мотивации, построенные на системе ценностей, подсознательных предпочтениях и устремлениях, мировоззренческих установках. В мире объективного есть много грозных непреодолимых сил. Мир субъективного открыт духовному труду. Изучая материал, помещенный в этой книге, помните, что она повествует не только об истории страны. Прошлое российской цивилизации — наше собственное прошлое, истоки нашей духовной жизни и движение к ним, это погружение вглубь собственного «я», к первоосновам собственной индивидуальности, самосознания и самооценки. Труд, который нужен для этого, не ученический, связанный с задачами познания, а духовный, творческий, созидающий. Гармония общественного целого не родится, если нет гармонии в душе. Поэтому изучение истории российской цивилизации неотрывно от созидания российской цивилизации, от творческого желания принять и продолжить культурную традицию, завещанную предками. В конце концов история будет иметь смысл лишь постольку, поскольку мы сможем осознать ее как собственную и захотим этот смысл ей придать. Повторим пройденное: 1. Что такое локальная цивилизация? 2. Что такое культурные традиции? 3. Что такое культурные ценности? Почему Россию можно назвать локальной цивилизацией? Подумайте и ответьте: 1. Чем отличаются общая картина мировой истории и история локальных цивилизаций? Какова в этом роль потребностей и ценностей как предпосылок деятельности человека? 2. Для чего служат нормы, ценности, идеалы, традиции культуры? 3. Можно ли вывести общие закономерности, объясняющие различия локальных цивилизаций? Объясните почему. 4. Всегда ли ценностные ориентации локальных цивилизаций объяснимы с точки зрения логики и пользы? Приведите примеры, доказывающие вашу мысль. 5. Объясните роль универсального культурного проекта и цивилизационного самосознания в жизни локальной цивилизации. Как соотносятся понятия «локальная цивилизация», «культура» и «империя»? 6. Какие формы культурного диалога определяют историю локальных цивилизаций? Приведите примеры внутрицивилизационного диалога, диалога с культурным предшественником и современными цивилизациями. 7. Как соотносятся ценности и смысл истории данной цивилизации? Какова роль субъективных мотиваций в истории локальных цивилизаций? 8. Что такое кризис ценностей? Какие его формы вы знаете? Каковы пути выхода из него? 9. Как соотносятся цивилизация и личность? Какова роль личности в истории цивилизации? Date: 2015-07-23; view: 3690; Нарушение авторских прав |