Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие организационно-методические указания





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

 

Методические указания и контрольные задания

для бакалавров заочной формы обучения

по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»

 

Мурманск

Издательство МГТУ

2012
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра менеджмента

 

 

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

Методические указания и контрольные задания

для бакалавров заочной формы обучения

по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»

Мурманск

Издательство МГТУ

2012

Составитель – Анна Борисовна Лощакова, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента «13» сентября 2012 года, протокол № 1.

 

Рецензент - Н. В. Смирнова, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента МГТУ

 

Печатается в авторской редакции


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ................5

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………9

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..…..9

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...…13

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………...…39

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………..41

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ …..……………………………....44

 


ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Методические указания по дисциплине "Деловые коммуникации" федерального компонента цикла ОПД составлены на основе ФГОС ВПО № 544 по направлению подготовки 080200 "Менеджмент"(квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного 20.05.2010 г. и рабочего учебного плана данного направления подготовки.

Любая совместная деятельность предполагает общение. Особую значимость оно приобретает в профессиях типа "человек – человек", к которым относится и профессия менеджера. Ведь менеджер постоянно общается как внутри организации, так и за ее пределами - он активно включен в деловые и межличностные отношения: проводит совещания, ведет деловую переписку, общается по телефону, беседует с подчиненными, разрешает конфликтные ситуации, участвует в коммерческих переговорах, договаривается с партнерами и т.п. Одной из форм обучения основам делового общения служит курс "Деловые коммуникации", изучение которого позволит молодому специалисту более органично адаптироваться в профессиональной среде и в коллективе.

Цели и задачи изучения дисциплины:

Целью преподавания дисциплины "Деловые коммуникации" является обучение студентов теоретическим аспектам об общих закономерностях, средствах, правилах, нормах и приемах, используемых в деловых коммуникациях для формирования коммуникативных умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи изложения и изучения дисциплины "Деловые коммуникации":

- дать представление о современных научных подходах к организации различных форм деловых коммуникаций, а также практической значимости коммуникативной компетентности в деятельности менеджера;

- развивать способность к анализу различных сторон деловых коммуникаций, используя существующие критерии оценки их эффективности;

- способствовать формированию коммуникативных умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

- научить использовать полученные теоретические знания в реальных ситуациях делового коммуникативного взаимодействия.

 

Процесс изучения дисциплины "Деловые коммуникации" направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению "Менеджмент":

а) Общекультурных (ОК):

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК- 6);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

 

б) профессиональных (ПК):

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК- 6);

- способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК- 7);

- знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК -25).

Самостоятельная работа по дисциплине "Деловые коммуникации" имеет целью углубленное и дополнительное изучение основных проблем и тенденций в теории и практике делового коммуникативного взаимодействия.

Самостоятельная работа заключается в изучении лекционного материала, дополнительной литературы по темам дисциплины в целях обобщения практических и научных знаний по данному курсу, а также в подготовке письменных контрольных работ.

Основные задачи самостоятельной работы:

- изучить основные темы дисциплины "Деловые коммуникации", используя основную и дополнительную литературу, а также материалы периодических изданий, информационные Интернет - ресурсы;

- изучить лекционный материал по дисциплине;

- обобщить практические и научные знания по данному курсу.

Требования к освоению самостоятельной работы

 

В результате изучения дисциплины "Деловые коммуникации" студент должен:

Знать:

- понятийный аппарат дисциплины;

- основные теории и модели коммуникации;

- сущность делового общения, принципы и методы организации различных форм деловых коммуникаций;

- составляющие коммуникативной компетентности менеджера;

- специфику коммуникативного поведения в международной среде.

Уметь:

- использовать теоретический материал для решения практических вопросов;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- проводить деловую беседу, эффективно следовать структуре делового разговора и держать контроль над беседой;

- организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации;

- организовывать групповое взаимодействие для решения управленческих задач в рамках проведения совещаний и деловых дискуссий;

- использовать алгоритм подготовки эффективного публичного выступления и бизнес-презентации;

- выявлять факторы, затрудняющие деловое взаимодействие в процессе общения и адекватно их преодолевать;

- использовать психологические приемы влияния на партнеров по общению с целью расположения их к себе для обеспечения плодотворного сотрудничества;

- применять на практике нормы делового речевого и поведенческого этикета.

Владеть:

- практическими навыками эффективного осуществления разных форм деловых коммуникаций;

- навыками достижения коммуникативной цели;

- методами конструктивного управления конфликтами;

- приемами убеждения и аргументации в процессе речевого воздействия.

 

Настоящие методические указания включают перечень тем дисциплины, рекомендации по наиболее трудным вопросам курса, ссылки на литературные источники к темам, вопросы для самопроверки, тематику контрольных работ.

 

Форма итогового контроля – экзамен.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование тем самостоятельной работы Компетенции
Тема 1. Деловые коммуникации как часть делового взаимодействия ОК-7, ОК-10 ПК- 7
Тема 2. Функционирование коммуникаций в организациях ОК-7, ПК-6, ПК- 7
Тема 3. Деловая беседа – основная форма деловых коммуникаций ОК-6, ОК-10, ПК-7
Тема 4. Основы публичного выступления и бизнес - презентации ОК- 6, ОК-19
Тема 5. Технология ведения деловых переговоров ОК-19, ПК- 6, ПК- 7
Тема 6. Проведение деловых совещаний ОК-19, ПК- 6, ПК- 7
Тема 7. Письменные деловые коммуникации ОК- 6, ОК-19
Тема 8. Особенности деловых коммуникаций по телефону ОК- 6, ПК- 6
Тема 9. Международные аспекты коммуникативного взаимодействия. Этика и этикет в деловом общении ОК-10, ПК -25

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Битянова, М. Р. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / М. Р. Битянова - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.

2. Бондаренко, В. В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учеб. пособие / В. В. Бондаренко. - М.: КноРус, 2010. - 231 с.

3. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебник / Г. В. Бороздина. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М., 2009. – 294 с.

4. Згонник, Л. В. Организационное поведение: учебник для вузов / Л. В. Згонник. - М.: Дашков и К, 2010. - 230 с.

5. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2008. – 432 с.

6. Ковальчук, А. С. Основы имиджелогии и делового общения / А. С. Ковальчук – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 288 с.

7. Кузнецов, И. Н. Эффективный руководитель: учеб.-практ. пособие / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 595 с.

8. Лукин, Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами (management of conflicts): учебник для вузов / Ю. Ф. Лукин. - М.: Академический проект: Трикста, 2007.- 798 с.

9. Организационное поведение: Учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2008. – 460 с.

10. Персональный менеджмент: учебник / С. Д. Резник, С. Н. Соколов, Ф. Е. Удалов, В. В. Бондаренко; под общ. ред. С.Д. Резника; Министерство образования РФ, Пенз. Гос. Архитектур. – строит. Акад. и др. – М.: Инфра-М, 2008. – 622 с.

11. Покровская, Е. А. Бизнес - коммуникации: учеб. пособие для вузов / Е. А. Покровская, И. Б. Лобанов. - М.: Дашков и К: Наука-Пресс, 2010. – 286 с.

12. Полукаров, В. Л. Психология менеджмента: учеб. пособие для вузов / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин; Общественное движение поддержки нац. проекта "Образование", Акад. высокой моды, Ин-т моды, дизайна и технол. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2010. - 271 с.

13. Тимофеев, М. И. Психология менеджмента: учеб. пособие / М. И. Тимофеев. – М.: Риор, 2011. – 204 с.

14. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – 294 с.

Дополнительная

15. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. – М.: Новое знание, 2005. – 368 с.

16. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 176 с.

17. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М.: Прогресс, 2002. – 364 с.

18. Бодалев, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого - социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 256 с.

19. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений / Р. Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.

20. Горанчук, В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В.В. Гончарук – М.: ОЛМА пресс, 2003. – 288 с.

21. Горянина, В. А. Психология общения / В. А. Горянина. – М.: Академия, 2007. – 416 с.

22. Денни, Р. Есть контакт! Приемы деловых коммуникаций / Р. Денни; пер. с англ. О. Чумичева. – СПб.: Питер, 2002. – 128 с.

23. Пиз, Алан. Язык разговора / Алан Пиз, Алан Гарнер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2007. – 224 с.

24. Протанская, Е. С. Профессиональная этика: Моральная пропедевтика делового поведения: учеб. пособие / Е. С. Протанская. - СПб.: Алетейя, 2003. - 288 с.

25. Психологические портреты персонала: Типология и диагностика / под ред. Ю. П. Платонова. - СПб.: Речь, 2003. – 416 с.

26. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити – Дана, 2005. – 415 с.

27. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений: учебник для вузов / Г. Н. Смирнов; Дипломат. Акад. МИД России. – М.: Проспект, 2006. – 178 с.

28. Смирнов, Э. А. Управленческие решения: Учебник для вузов. – М.: РИОР, 2009. – 362 с.

29. Фишер, Р. Переговоры без поражения. Гарвардский метод / Р. Фишер; пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Эксмо, 2006. – 318 с.

30. Хоган, К. Эффективная коммуникация: 10 золотых правил делового и личного успеха / К. Хоган; пер. с англ. Ю. Анохиной. - М.: Рипол Классик, 2004. - 320 с.

31. Хьелл, Ларри Теории личности: основные положения, исследования и применение = Personality Theories: учеб. пособие для вузов / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 606 с.

32. Шейнов, В. П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера) / В. П. Шейнов – Мн.: Харвест, 2007. – 750 с.

 

Периодические издания (журналы)

 

"Бизнес – журнал"

"Маркетинговые коммуникации"

"Менеджмент сегодня"

"Психология в бизнесе"

"Психология и экономика"

"Человеческий фактор"

"Эффективные коммуникации"

Интернет - ресурсы

 

Википедия (Свободная энциклопедия) - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

В СЛОВАРЕ - Все словари онлайн - Режим доступа: http://vslovare.ru

Административно-управленческий портал - Режим доступа: http://www.aup.ru

Библиотека успешного бизнесмена - Режим доступа: http://club-energy.ru

Библиотека учебной и научной литературы - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/default.aspx

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - Режим доступа: http://window.edu.ru

Портал Технологии корпоративного управления - Режим доступа: http://www.iteam.ru

"Психологос" (Энциклопедия практической психологии) - Режим доступа: http://www.psychologos.ru

Сайт, посвященный журналистике, рекламе и PR - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/journ.htm

Экономико-правовая библиотека - Режим доступа: http://www.vuzlib.net

Электронный каталог библиотеки МГТУ - Режим доступа: http://library.mstu.edu.ru/

Азбука хорошего тона / составитель А.Л. Подгайская [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.classs.ru/library/node/240

Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / Автор-составитель И.Н.Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 435 с. - Режим доступа: http://www.classs.ru/library/node/225

Зельдович, Б.З. Деловое общение: учеб.пособие [Электронный ресурс] / Б.З.Зельдович. – М.: Альфа-Пресс, 2007. - 456 с. - Режим доступа: http://www.classs.ru/library/node/225

Кузин, Ф. А. Культура делового общения: практическое пособие. / Ф. А. Кузин. - М.: Ось-89, 2002. - 320 с. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusin_culture/default.aspx

Семенов, А.К., Маслова, Е.Л. Этика менеджмента.2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 272 с. - Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/manag/man024.htm

Скаженик, Е.Н. Практикум по деловому общению: учеб. Пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m96/

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Date: 2015-07-23; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию