Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизмы обыденно-ориентированного восприятия
Изучение одних лишь устойчивых социально-психологических структур и факторов, влияющих на процессы осмысления художественного произведения, по-видимому, недостаточно для выяснения специфики обыденного восприятия. Остается неизвестным, каким образом «срабатывают» данные структуры и факторы, определяя, что в конечном счете видит или не видит такой зритель в росписи. Представляется поэтому полезным выдвинуть хотя бы некоторые гипотезы относительно актуализации его системы ожиданий-требований в акте непосредственного восприятия. Когда мы рассматривали характерные черты предрасположенности к пониманию искусства зрителями с обыденным типом восприятия, то выделяли, согласно рабочей модели исследования, те атрибутивные признаки, которые идентифицируют данную систему эталонных представлений с воспринимаемым произведением. При этом мы анализировали сами критерии оценки росписи, определяющие их принципы, которые обнаружились в суждениях независимо от степени их осознания самими опрашиваемыми. Для изучения восприятия искусства художественно-ориентированным зрителем этого в большинстве случаев оказывается достаточно. Люди, часто общающиеся с искусством, склонны к самонаблюдению и интеллектуальной рефлексии, имеют опыт прочтения изобразительного языка, разнообразных смысловых сопоставлений, они свободно владеют искусствоведческими речевыми стереотипами, т. е. обладают программой словесной интерпретации увиденного. Что же касается изучения скрытых механизмов восприятия экспертов-искусствоведов, приведения в действие всей сложной системы их ожиданий от искусства, то оно не являлось специальным предметом данного исследования [29]. Особая сложность структур обыденного восприятия и понимания искусства выдвигает на передний план проблему выявления не только самой системы представлений этих зрителей об искусстве, но в первую очередь основных принципов ее проявления в поведении, тех конкретных «инструментов» восприятия, с помощью которых эти зрители осмысляют само содержание росписи. Рассматриваемые ниже социально-психологические механизмы восприятия искусства вовсе не являются сугубо специфичными только для обыденного типа восприятия Большинство студентов различными путями успешно обходят индивидуальную портретность персонажей: «лучше не делать портретов в росписи, иначе в ней появляется ограниченность», «художник выбирал не конкретных людей, а типичные лица», «вообще сейчас молодежь настолько одинакова, что каждый увидел знакомого». Другие идеализируют изображенные персонажи: «на фреске показано самое желательное из всего возможного». Иногда на процесс идентификации влияет композиционное решение художника, например тот факт, что роспись находится на одном уровне со зрителями: «хорошо, что натуральные размеры,— это сближает», «с ними можно общаться». В принципе в механизмах героизации обыденного, «дистанцирования» от изображенных персонажей сказывается некая первичная потребность в эстетическом. Здесь одновременно действуют психологические процессы удаления и, как это ни парадоксально, приближения к тому, что изображено, так как эстетический идеал обыденно ориентированных зрителей не позволяет им понимать поэтический язык произведения, а наоборот, его практически-жизненное содержание обусловливает восприятие прежде всего отраженной в произведении конкретности предметного бытия. Однако в превращенной, еще в самой элементарной форме здесь высвечивается пусть первичное, но, на наш взгляд, уже эстетическое отношение к искусству. Причем надо отметить, что если художественно подготовленные зрители принимают «дистанцирование» как само собой разумеющееся и необходимое «правило» общения с искусством, то зрители с обыденным типом восприятия приходят к такому «пред-эстетическому» прочтению «наощупь», эмпирически. Множество способов идентификации, которые выбирают студенты, может создать впечатление, что отождествление с персонажами росписи способствует постижению ее высших художественных значений. В действительности этого не происходит, и все операции с осмыслением ее ценности заканчиваются для большинства студентов на «видимом» — миметическом — уровне. Иногда это приводит к парадоксальной ситуации: все утверждения взаимопротиворечивы, но «сила притяжения» «внешнего уровня» оказывается более значительной: «фреска хорошая, есть где взгляду остановиться», «получилась какая-то бессодержательная вещь», «но есть некоторые удачные персонажи, я сейчас замечаю, когда смотрю», «я не отвергаю решения художника», «студенты бегают — и Губкин рядом», «у нас люди гораздо лучше», «мне нравятся некоторые лица», «крупного плана нет», «хорошо, что широкие куски: не мельчит художник», «мое главное впечатление от фрески — неудачен Губкин: один глаз смотрит в очки, другой— над», «можно ведь остановиться и на одном человеке, но глубже его «раскопать», передать его внутреннее содержание».
Чувство дистанции. Потребность в дистанции ощущается довольно остро: «Нельзя делать фреску так, лицом к лицу, надо выше», «если бы она была повыше и масштаб побольше, было бы более художественно, а так они такие же, как и мы, только каменные», «слишком много всего нарисовано — надо крупнее» и т. п. Но одновременно с этим студенты хотят видеть отображение реальности, которое на самом деле является отражением их идеальных представлений о себе в соответствии с имеющимся образом «мы — студенты». В одном случае идентификация состоялась: «Художник — молодец: отразил самую суть местных студентов, в лицах особенность губкинских студентов, через какую-то черту — много знакомых», «такое ощущение, словно всех этих людей уже знаешь, не посторонние — все из своего института», «фреска будет вызывать интерес всех губкинцев», «это — родное, это — наша жизнь» и т. д. В другом случае не произошла: «мы совсем не такие», «картина не передает, что это современные студенты», «они совсем не похожи на наших ребят». Однако и в том, и в другом случае изображенное выверяется по идеальному образу, так как этот процесс — важная составная часть удовлетворения первичной эстетической потребности зрителей обыденного типа. Идеализация — одно из важнейших условий возникновения чувства дистанции. И если ее нет, то персонажи «показаны здесь какие-то измученные», «все хмурые», «замерли, будто притаились», «не хватает веселых лиц», «нет симпатичных людей», а «у нас в большинстве — веселые ребята». Как основное условие должна быть соблюдена в каждом случае необходимая мера возвышения конкретных черт жизни, непременный отбор и демон страция лучшего, необыкновенного, оптимистичного, небудничного, иначе «эти портреты в какой-то степени карикатурны» и «почему восприняли нас такими?» Можно предположить, что «дистанцирование» обеспечивает тончайшие взаимосвязи и взаимопереходы от представлений о жизни к представлениям об искусстве. В высказываниях студентов можно обнаружить совмещение этих смысловых ориентиров, постоянную двойственность в их ожиданиях, когда, исходя из своего эстетического идеала, они хотят, чтобы на росписи были изображены «мы» и вместе с тем «не мы». Обобщение при этом должно сопровождаться правдивостью деталей и ситуации, а некоторая идеализация, понимаемая как воплощение подлинной реальности, являлась бы необходимым условием произведения искусства. Быть может, специальным механизмом существования этой двойственности и является пространство психологической дистанции, которое способно сколь угодно увеличиваться или уменьшаться, трансформируясь в зависимости от конкретной ситуации. Функция его состоит в такой регуляции всего процесса восприятия, посредством которой студент с обыденным типом восприятия оказывается между полюсами: «искусство — это когда так, как в жизни» и «искусство — это когда не так, как в жизни», приближаясь к одному или другому, но никогда не доходя до них. Только выход из этой системы распознавания смыслов на уровень дистанции другого рода — дистанции эстетической — является одним из условий формирования художественного типа восприятия. Ощущение дистанции дает психологическую поддержку. Ведь одна из существенных особенностей дистанцирования от персонажей росписи заключается в предоставлении зрителю уникальной возможности легко переходить эту дистанцию. Он хотел бы, как это всегда бывает в монументальном искусстве, находиться в центре психологического пространства, создаваемого росписью. И когда это не получается, зритель чувствует себя как бы на периферии возникающего пространства, ощущает замкнутость и отстраненность персонажей. Так, многие студенты отрицательно отнеслись к тому, что герои росписи не смотрят на зрителей «в упор», а «заняты каждый своим делом». И, когда один из центральных персонажей хоть искоса, но все же смотрит на зрителей — художник изобразил в нем самого себя, — зрители сразу же узнают в нем своих знакомых, всегда выделяя этот образ, другими персонажами сцены не интересуясь вовсе [30]. Положительную оценку получают также все те немногие персонажи, которые смотрят на зрителей. Они кажутся и красивыми, и «отлично нарисованными», и «жизненными». Вероятно, ощущение связи, в некотором смысле «согласия» возникает у такого зрителя лишь тогда, когда он встречается взглядом со своими героями. Каковы условия, закономерности и правила поддержания дистанции? Вероятно их много. Так, например, настоящие герои при всей своей подлинности тем не менее должны быть выше повседневных будней, иметь отношение к особой жизни, отображенной в искусстве, с ее собственными законами и правилами.
Date: 2015-07-23; view: 273; Нарушение авторских прав |