Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постановка проблемы. С самого начала возникновения науки эстетики представление о восприятии искусства жестко связывалось с идеей «правильного» или «высокого» наслажденияСтр 1 из 18Следующая ⇒
С самого начала возникновения науки эстетики представление о восприятии искусства жестко связывалось с идеей «правильного» или «высокого» наслаждения художественным ценностями. Независимо от школ, направлений, эстетических предпочтений наука об искусстве с удивительным постоянством определяла суждения людей, не умещающиеся в границы общезначимых норм отношения к прекрасному, как «художественно неразвитые», а подчас и вообще находящиеся по ту сторону эстетического. Феноменам такого рода в научной модели художественного процесса места не находилось. И, хотя их не игнорировали — это было бы невозможно,— ни внутренних особенностей, ни основных механизмов такого понимания художественных произведений практически не рассматривали. Между тем со второй половины XIX в. в эстетике и искусствознании шел встречный процесс — расширения сферы эстетического, включения в него таких явлений, которые раньше не мыслились имеющими отношение к искусству. Произошло «открытие» иконописи, народного, а затем и первобытного искусства, детского и самодеятельного творчества. Однако все размышления о происходящих изменениях никогда не касались проблем «наивного», «непрофессионального» восприятия. Этот кажущийся сейчас столь естественным перенос до последнего времени так и не был совершен "наукой об искусстве[2]. Вместе с тем конкретные социологические исследования не могли не фиксировать разделение зрителей на тех, кто с той или иной степенью приблизительности усваивает содержание произведения, заданное художником, расшифровывает художественные коды,— и других (составляющих, согласно эмпирическим данным, большинство публики), кто демонстрирует такой тип восприятия, который искусствоведами квалифицируется как «неподготовленный». Различия между социологическим и искусствоведческим видением социального функционирования изобразительного искусства [3] требовали специальных исследований. Ведь если неискушенное восприятие действительно существует, рассуждали социологи, то необходимо самостоятельно изучить его природу, структуры, механизмы, про должая тем самым ту линию современной теории искусства, которая сейчас с равноценным вниманием изучает профессиональные и непрофессиональные виды художественного творчества. Что видит такой зритель? Как понять истоки, мотивы и как оценить результаты его восприятия искусства? Способно ли оно при всех своих отличиях от подготовленного быть тем не менее самоценным и по-своему эстетическим или перед нами все-таки другой, отрицательный полюс все того же восприятия? Иначе говоря: различные ли это уровни одного и того же способа восприятия искусства или существуют принципиально различные типы восприятия? Ответ на этот вопрос мы решили получить с помощью исследования восприятия конкретных зрителей, подходя к ним так же, как искусствоведы подходят к различным типам художественного творчества: определяя для каждого лишь те, данному типу присущие, законы и правила, по которым его и следует судить. Особое внимание уделялось изучению структур и механизмов восприятия, которые специфицируют каждый отдельный тип[4]. Объект, предмет, методы исследования Для решения поставленной проблемы мы решили обратиться к такому искусству, общение с которым не требует дополнительных усилий (скажем, посещения музея или выставочного зала), многократно повторяется, корректируется, а индивидуальный процесс восприятия соприкасается с групповым. Важным условием выбора произведения была манера изображения, которая, с одной стороны, должна быть легко читаемой, чтобы в какой-то степени снять проблему сложности понимания, а с другой — так соответствовать Важным условием выбора произведения была манера изображения, которая, с одной стороны, должна быть легко читаемой, чтобы в какой-то степени снять проблему сложности понимания, а с другой — так соответствовать современным представлениям об искусстве, чтобы по критериям знатоков искусства могла быть признана истинно художественной. Следует оговорить, что выбор того или иного произведения для исследования накладывает существенные ограничения не только на содержание самого процесса восприятия, но и на возможности (пределы) и пути осмысления полученных данных. Вполне реальна опасность интерпретировать уникальные особенности данной работы (определяющие конкретные структуры восприятия и понимания изобразительного искусства) как универсальные. Не исключено, что работы, выполненные в иной творческой манере, чем выбранная нами, в других системах художественного языка и образного видения могли бы зафиксировать социально-психологические структуры восприятия, несколько отличные от обнаруженных. Ведь художник как бы направляет содержательное прочтение произведения, помогает или, наоборот, затрудняет раскрытие его смысловых уровней. О всей совокупности механизмов и факторов понимания искусства можно будет говорить только после того, когда поставленные проблемы будут рассмотрены на примере самых различных произведений. Мы стремились выбрать для анализа произведение, выполненное в реалистической манере, и такую социальную группу, которая в системе своих основных ценностей имела бы стремление к познанию, саморазвитию, интеллектуальному творчеству. Роспись Олега Филатчева «Студенты», созданная в 1975 г. в интерьере московского Института нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина, на наш взгляд, удовлетворяла этим требованиям. Во-первых, на ней изображены сами студенты. Многие персонажи написаны автором непосредственно с натуры с полным портретным сходством, величиной в рост человека, с большой конкретностью поз, костюмов, деталей обстановки,— что, как казалось, не могло не заинтересовать наших респондентов. Во-вторых, роспись поделена на ряд фрагментов (сцен), неравнозначных по степени сложности и условности изображения,— что позволяло анализировать предпочтения зрителей. Наконец, в-третьих, как подчеркивали критики, в росписи явно ощущается атмосфера особой приподнятости, возвышения духа, предстояния вечному, переданной статуарностью поз, выражением лиц и т. п. Художник изобразил не просто того или иного студента, а само студенчество (или молодежь 70-х годов) — во всяком случае изображение позволяло улавливать склонность зрителя к обобщению образа [5]. Критика характеризовала ее «как заметное явление и нашем монументальном искусстве» [6]. Работа была выдвинута на соискание Государственной премии СССР. Таким образом, объектом исследования являлась система взаимодействия конкретного произведения монументального искусства, находящегося в непосредственно функциональной, а не в музейной обстановке, с той аудиторией, на которую оно ориентировано. Предметом изучения была система восприятия искусства студентами, а также составляющие ее структуры и механизмы — в социологической, социально-психологической и эстетической сферах функционирования [7]. Работа посвящена изучению лишь одного аспекта этой сложной проблемы: построению идеальных типов зрительского отношения к произведению монументального искусства и выявлению дифференцированных систем показателей, характеризующих специфику каждого отдельного типа. Следует специально оговорить, что понятие «восприятие» используется в работе в социально-психологическом смысле, включающем в себя как эстетическое отношение к объекту, так и осмысление воспринимаемого. Поэтому при анализе восприятия мы оперируем и термином «понимание», акцентируя тем самым, что рассматривается весь процесс осознания зрителем содержаний художественного произведения. В общую проблематику исследования были включены вопросы, связанные со спецификой данной аудитории [8]. При выборке имплицитно предполагалось охватить студенческую аудиторию целостно по различным социально-демографическим (пол, возраст, курс, время проживания в Москве, место первичной специализации и т. п.) и социально-культурным параметрам (профессия и образование родителей, обучение искусству, предпочтительность отдельных его видов и т. п.). При отборе респондентов мы стремились обеспечить представительство в обследуемой совокупности лиц, отличающихся друг от друга по выбранному кругу показателей [9]. Поставленная задача — изучение структур и механизмов восприятия монументальной живописи в студенческой аудитории — предопределила и способы сбора исходной информации. Был использован метод глубинного стандартизированного интервью с одновременным фиксированием развернутых ответов [10]. На наш взгляд, такая традиционная форма интервью в социологическом изучении искусства предпочтительнее многих других, так как непосредственное наблюдение и контакт с опрашиваемым дают исследователю важный дополнительный материал. Мы исходили на того, что разработанная сложная и тонкая исследовательская техника психологического изучения личности но адаптирована пока к интересующим нас аспектам восприятия искусства. Что же касается формализации полученных ответов и их обработки на ЭВМ, то она на данном этапе представлялась еще преждевременной. Вдумываясь в конкретное суждение: «как эта вещь может быть художественно ценной, когда нет подписи: вот Микеланджело, когда писал картины, всегда расписывался» — социолог на пилотажной стадии работы получает не меньший материал для размышлений, анализа и интерпретации, чем с помощью многосложной техники обработки данных на ЭВМ, необходимой в дальнейшем. А образная форма суждений дает богатый содержательный материал для выводов о глубинных установках и ожиданиях студентов, их реакциях и самых разнообразных жизненных интересах, так или иначе обусловливающих восприятие искусства. При непосредственном контакте с интервьюером возникает проблема ролевого поведения — стремление опрашиваемых демонстрировать свой идеальный образ. Ролевая идеализация особенно опасна в ситуациях, когда опрашиваемый догадывается о действительных целях исследователя, и у него появляется направление конструирования конкретного образа своего «идеального Я». Естественно, как бы мы ни снимали «эффект интервьюера», он присутствовал и в нашем исследовании. Однако генеральные признаки атрибуции изучаемых типов восприятия, способы и механизмы прочтения содержания росписи не расшифровывались. Опрашиваемый не подозревал о действительной цели исследования, ибо рассматривал нас как коллег из другого института, которые тоже хотят иметь у себя роспись. При всех возможных смещениях «идеальное Я» реализовывалось в пространстве самых различных направлений, вне связи с предметом изучения. Поэтому влияние ролевого поведения на конечные результаты данного исследования можно, по нашему мнению, признать несущественным. Сложность заключалась еще и в том, что, используя такую методику, мы получали лишь вербальные (словесные) суждения зрителей об искусстве [11]. Исчерпывают ли они, эти неизбежно логические, рационализированные, понятийные выражения, все богатство отношений человека с произведением искусства? Конечно же, нет. Ведь к основным составляющим процесса восприятия относятся и продуктивное воображение, и эмоциональное переживание, и другие необходимые компоненты сотворчества зрителей... Почему же, признавая важнейшую роль указанных элементов восприятия, мы были вынуждены в решении поставленных задач использовать в основном метод вербального опроса? Только по одной причине: в силу неразработанности существующих методик исследования этих проблем. Все сложное многообразие содержания процесса восприятия искусства, весь веер индивидуальных ассоциаций неизбежно редуцировались в интервью в совокупность вербальных суждений зрителей, что, безусловно, обедняло нашу информацию о глубине и сложности их переживаний, вело к усилению внеэстетических моментов отношения к искусству. В силу этих причин восприятие искусства не могло изучаться в данном исследовании во всем необходимом — полном — объеме. Но такая постановка вопроса и не предусматривалась целями работы. Допустимо ли при этом ограничении решение поставленной задачи? — вот вопрос, на который мы должны были ответить, задумывая исследование. Не подменяется ли интересующая нас гипотетическая типология восприятия и понимания изобразительного искусства типологией одних только вербальных суждений? Конечно, богатство индивидуального словаря в определенной степени характеризует и богатство личностного овладения разнообразными значениями окружающего мира. Отношение зрителя к ценностям искусства независимо от нюансов и обертонов его лексики, стереотипов речевых навыков всегда прямо или косвенно характеризует направленность его восприятия и понимания произведения искусства. И в этом смысле вербальные суждения при всей их рационалистичности релевантны содержанию системы отношений человека к искусству. При анализе вербальных суждений в нашем случае определяющим было выявление той системы признаков, сопоставление которой с общей теоретической моделью восприятия изобразительного искусства позволяло бы делать заключения о специфике конкретных типов независимо от индивидуальных особенностей словаря зрителей. Поэтому при построении идеальных типов восприятия и понимания произведений искусства для нас было важным найти в суждениях опрошенных такие базовые характеристики, которые бы позволили идентифицировать автора данного суждения с тем или иным идеальным типом. С этой точки зрения наш интерес был направлен на сам тип отношения к искусству, стоящий за зрительскими высказываниями, безотносительно к изящности стиля, богатству словаря и красочности словесной формы его выражения. При анализе данных интервью мы решили отказаться от широко используемого в современных социологических исследованиях искусства метода оценок достоинств или недостатков художественного произведения. В качестве исходного материала нас интересовали мотивы и критерии, обусловливающие оценку независимо от ее знака — положительного или отрицательного. Дело в том, что прямое выявление эстетических оценок в эмпирических исследованиях чрезвычайно затруднено ввиду того, что собственно эстетические отношения непосредственно вплетены в ткань социально-психологических ориентации человека на ценности общественной жизни [12]. В ситуации формирования оценок взаимодействует множество самых различных переменных, определяющих сложный, неоднозначный характер вынесения оценок. Его более или менее адекватное отражение можно получить лишь при условии разработки соответствующих процедур измерения. Будучи интегральным результатом деятельности человека по восприятию, пониманию и усвоению смыслового содержания искусства, только эстетические оценки при современной технике исследования не могут являться объективным и исчерпывающим материалом для анализа изучаемого процесса. Перед нами два суждения: «Фреска мне нравится, по- «Она угнетающе на меня действует. тому что на ней показаны Студенты изображены хмурыми, а нас в общем-то ребята крепкие.»
На данном уровне анализа мы считали возможным рассматривать их как однотипные: ведь оба студента соотнесли изображение с одним и тем же представлением о студенчестве, о себе; только первый узнал себя в изображении, а второй — нет. Нас интересовала не их конечная оценка; было важно, в чем мнения зрителей расходились и что в их словах было общим: представления, которые актуализировались в момент восприятия росписи. Наконец, следует специально подчеркнуть, что задачами исследования не предусматривалась репрезентация полученных выводов не только по отношению к студенческой молодежи в целом, но даже к студенческой аудитории Института им. И. М. Губкина. Работа имеет поисковый характер и преследует одну цель: предложить возникшие в результате исследования гипотезы для дальнейшего научного обсуждения.
Date: 2015-07-23; view: 278; Нарушение авторских прав |