Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способность понимать намерения других





Во время одного из опытов Кёлер (Köhler, 1925, с. 145) наблюдал следующий эпизод: «Я пытался обучить Чику пользоваться составной палкой. Я стоял за решеткой вольеры, а Султан сидел рядом на корточках и внимательно наблюдал за происходящим… Когда в конце концов стало ясно, что Чика абсолютно не понимает, что от нее требуется, я отдал обе палки Султану, надеясь, что он хоть как-то прояснит ситуацию. Султан взял палки, вставил одну в другую, но не стал есть плод сам, а ленивым жестом подтолкнул его к находившейся у решетки Чике». Этот случай, по мнению Кёлера, «ясно показал, что Султан способен рассматривать задание, которое нужно выполнить, с точки зрения другого животного» (курсив наш).

Примерно пятьюдесятью годами позже Примэк придумал весьма остроумный метод изучения истинной способности шимпанзе понимать желания других (Premack, Woodruff, 1978). Самке по кличке Сара демонстрировали с помощью видеомагнитофона ряд коротких сцен, в которых актер-человек пытался найти выход из различных ситуаций (например, выбраться из запертой на ключ комнаты или согреться, когда электрический обогреватель не включен в сеть). После просмотра каждого сюжета Саре давали пару фотографий, на одной из которых было показано «решение проблемы» (фотография ключа или включенного в сеть обогревателя). Сара всегда выбирала нужную фотографию, и это позволяло предположить, что она «понимала проблематичность ситуации и цель, которую преследовал актер» (с. 515). В последующих тестах Саре демонстрировали ту же самую серию видеофильмов, но затем предлагали ряд альтернативных решений проблемы. Ей надо было выбрать одну из нескольких фотографий, на которых изображались целые, согнутые или сломанные ключи либо электрообогреватели, включенные в розетку, не включенные в розетку или же включенные, но с оборванным проводом. И в этом случае Сара всегда делала правильный выбор.

С помощью других тестов выяснялось, зависит ли сделанный Сарой выбор решения от ее «личного»отношения к тому или иному актеру. С этой целью были отсняты две серии видеофильмов. В первой серии в проблемной ситуации оказывался ее любимый служитель; он, например, пытался дотянуться до бананов, но ему мешал стоявший на пути ящик с кусками цемента. Во второй серии то же самое пытался сделать нелюбимый «Билл». Как и раньше, Саре предлагали на выбор «хорошие»и «плохие»альтернативы (для описанной ситуации – фотография актера, вынимающего из ящика куски цемента, или фотография какого-нибудь другого человека, лежащего на полу и засыпанного кусками цемента). Всего было проведено восемь тестов. Своего любимого служителя Сара всегда выбирала только на «хороших»фотографиях, Билла – шесть раз на «плохих». Как выяснилось в последующих тестах, наилучшей «плохой»фотографией для Сары была та, на которой был изображен распростертый на полу и заваленный кусками цемента актер! Исследователи заключили, что шимпанзе успешно справится со всеми тестами, «требующими способности понять желания или намерения другого индивидуума и учесть свое эмоциональное отношение к нему (Premack, Woodruff, 1978, с. 526).

Два молодых шимпанзе в Институте физиологии им. И. П. Павлова обнаружили способность к пониманию потребностей друг друга. Животных обучали (по отдельности) понимать значение трех фигур разной формы и цвета; если шимпанзе отдавал обучающему первую фигуру, он получал пищу, вторую-воду, а третью – игрушки. Когда животные в достаточной степени освоили задачу, их поместили в смежные клетки. Один из шимпанзе (А)был голоден, зато в его клетке лежала игрушка. Другой (Б), плотно поев, получил в придачу еще связку бананов. В распоряжении обоих был полный набор знаковых фигур. Через некоторое время А протянул Б через решетку, разделявшую клетки, фигуру, обозначавшую пищу. Б ее принял и, оторвав от связки один банан, отдал его своему товарищу. Вскоре после этого Б протянул А фигуру, обозначавшую игрушку, и А отдал свою игрушку Б. (Щастный, цит. по Поповкину, 1981). Экспериментатор никогда не учил этих шимпанзе отдавать пищу или игрушки, так что в описанной ситуации животные совершали эти действия исключительно по собственному почину.







Date: 2015-07-23; view: 301; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию