Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физическое и социальное окружение
Безусловно, существует много форм поведения, которым шимпанзе незачем обучаться (например, дыхание или сон) или которые развиваются постепенно, по мере созревания организма (многие крики, позы и жесты, относящиеся к системе коммуникации). Крайне важным аспектом научения в раннем периоде жизни является видоизменение врожденных реакций в результате взаимодействия животного с физическими и социальными факторами окружающей среды. Хотя в поведении шимпанзе, выросшего в условиях социальной изоляции, и будут обнаруживаться многие видоспецифические паттерны коммуникации, их употреблению в нужной последовательности и в нужном контексте он должен обучаться на собственном опыте в социальной среде (Menzel, 1964). Детеныш шимпанзе на каждой стадии развития физически и психологически готов к тому, чтобы обучаться новым формам поведения, а поскольку в силу филогенетических причин он предрасположен вести себя определенным образом (например, карабкаться вверх, манипулировать предметами, проявлять общительность), одним навыкам он будет научаться легче, чем другим (таким, например, как выполнение слишком сложных искусственных тестов, придуманных человеком). Свои знания шимпанзе приобретают главным образом в результате взаимодействия различных форм перцептивного научения, научения методом проб и ошибок и имитационного научения. Пока не ясно, насколько эффективно происходит научение у животного, которое просто смотрит, слышит и воспринимает запахи окружающих его предметов внешнего мира, но, несомненно, анализ и накопление перцептивного опыта играют важную роль в постепенном ознакомлении с физическим и социальным окружением. Шимпанзенок многое узнаёт уже за те месяцы жизни, когда он крепко цепляется за грудь своей матери, чувствуя ее страх, возбуждение или удовольствие. Он не может позволить себе обращать внимание на все стимулы, которые непрерывно атакуют его со всех сторон. Мало-помалу одни предметы, звуки и запахи становятся для него важными, тогда как другие, воздействуя на его органы чувств, не фиксируются в сознании. Сначала его могут одинаково пугать самые разные вещи: появление в вольере сотрудника в белом халате; взрослый самец шимпанзе, сотрясающий железную стенку соседнего помещения; визг его матери при испуге; рука человека со шприцем. На некоторые из подобных вещей детеныш учится не обращать внимания – он привыкает к ним. Другие события приобретают для него вполне определенный смысл. Звук ключа, поворачивающегося в замке в определенное время дня, возвещает о завтраке и вызывает у шимпанзенка сильное возбуждение; на этот звук у него уже выработался условный рефлекс *. Вид шприца, хотя бы раз уколовшего шимпанзенка, скорее всего будет вызывать у него реакцию страха. Но если после этого в течение нескольких дней шприц будут приносить, но не употреблять по назначению, реакция страха в конце концов угаснет. [*Различают два типа условных рефлексов: классический (или павловский), пример которого здесь упомянут, и инструментальный, когда вознаграждаются определенные случайные движения животного. Так, например, если всякий раз, когда цыпленок шагнет вправо, вознаграждать его пищей, то в конце концов он обучится ходить по кругу.] Постепенно у шимпанзенка складывается «мысленная карта» (McReynolds, 1962) окружающей его обстановки. Она вырабатывается гораздо легче у детенышей, растущих в ограниченном пространстве лаборатории или даже в просторном открытом загоне (Menzel, 1974; Menzel, Premack, Woodruff, 1978), чем в природных условиях, где территория гораздо больше. Некоторые формы поведения «заразительны». Если какой-нибудь шимпанзе, принимаясь за еду, хрюкает от удовольствия или, наоборот, испугавшись чего-нибудь, ощетинивается и пускается наутек, то находившийся рядом с ним сородич часто будет следовать его примеру. Это явление получило у этологов название социального облегчения. Если один шимпанзе видит, как другой спешит к увешанному плодами дереву или устремляется из закрытого помещения в открытый загон, куда только что принесли пищу, он почти наверняка сделает то же самое, так как поведение сородича привлекло его внимание к пище. Описанный феномен известен под названием локального усиления (усиление реакций животного под влиянием локальных факторов). Социальное облегчение помогает молодому шимпанзе научиться подавать в той или иной ситуации определенные голосовые сигналы, избегать той или иной опасности и т.п.; локальное усиление повышает информированность детеныша о его ближайшем окружении. Решающую роль в процессе научения играет положительное и отрицательное подкрепление-вознаграждение и наказание. Во время игрового и исследовательского поведения детеныш получает все больше сведений о физических свойствах окружающей его среды. Шимпанзенок залезает на дерево, сухая ветвь обламывается, и он падает на землю. Однажды уяснив для себя связь между «качеством»ветки и падением (а для этого может потребоваться несколько подобных эпизодов), он будет избегать сухих веток. С другой стороны, детеныш может с первого же раза оценить восхитительный вкус того или иного плода. Взаимодействуя с другими шимпанзе или с человеком, он начинает понимать, какие поступки приемлемы и поощряются (например, если попросить, тебе могут почистить шерсть; если подойти к кому-нибудь с приглашением поиграть, тебя могут пощекотать), а какие наказываются (например, если укусить ухаживающего за тобой человека). Нам удалось проследить постепенное накопление знаний у шимпанзе по мере его созревания и взаимодействия с окружающей средой – формирование у него приобретенных склонностей. В естественных условиях обитания этот процесс приводит к развитию поведения, характерного для взрослых членов той социальной группы, к которой относится данный шимпанзе. В неволе этот процесс может привести к развитию различных стереотипных и причудливых форм поведения (если врожденные склонности животного не находят применения) или же к формированию у шимпанзе необычайно живого и уравновешенного характера (если врожденные склонности детеныша осторожно направляются на совершенствование поведения). Рассмотрим теперь, каким образом накопленные знания об окружающей среде используются в поведении. Date: 2015-07-23; view: 527; Нарушение авторских прав |