Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абстрагирование и обобщение





Способность к формированию понятий – еще одно свойство, которое, как полагали вплоть до самого последнего времени, ставит человека над «зверями». Для того чтобы создать понятие какого-нибудь предмета, например яблока, необходимо абстрагировать некоторые его свойства (такие, как форма, цвет, запах) и сделать следующее обобщение: этот предмет (яблоко) представляет собой то же самое, что и вот этот предмет (другое яблоко), но отличается от того предмета (персика). Еще один шаг – и сформулировано понятие «фрукт»: это будут яблоки и персики в отличие, например, от теннисных мячей. Описанный процесс требует также способности классифицировать предметы в соответствии с какими-то их ключевыми свойствами.

Если бы Гарднеры не начали проводить свои исследования по обучению обезьян языку, мы, вероятно, и сегодня мало что знали бы о способностях шимпанзе к формированию понятий. Как бы то ни было, сейчас мы располагаем в этом отношении богатой и все увеличивающейся информацией. Как отмечают Гарднеры, ошибки, которые совершала Уошо, давали даже больше интересного материала, чем ее правильные ответы. Так, например, когда Уошо спрашивали, указывая на гребень, как называется этот предмет, она жестом вполне могла изобразить щетку, но вряд ли когда-нибудь изобразила бы тарелку. Жест, означающий тарелку, однако, вполне мог ошибочно использоваться Уошо для обозначения вазы или даже чашки. Иными словами, Уошо могла четко классифицировать предметы по категориям. Четверо молодых шимпанзе, с которыми Гарднеры работали в своем втором исследовании, однозначно относили множество различных пород собак к категории собака, различные виды цветов – к категории цветок, многих насекомых – к категории жук и т.д.* Любопытно, что автомобили (на фотографиях или игрушечные) шимпанзе чаще относили к одушевленным, чем к неодушевленным предметам (Gardner, Gardner, 1983).

[*Когда Уошо впервые показали живых шимпанзе и спросили «Что это?», в ответ она выразительно прожестикулировала: «Черные жуки». Что из этого можно заключить относительно ее представлений о шимпанзе и насекомых, неясно!]

Уошо и другие шимпанзе, обучавшиеся языку, были способны обобщать употребление жестов, перенося их из контекста, в котором они были выучены, в новые, но вполне подходящие ситуации. Уошо, выучившая жест открывать в применении к дверям, стала использовать его и в тех случаях, когда хотела бы открыть тот или иной сосуд, холодильник или даже водопроводный кран (Gardner, Gardner, 1969). Лана, изучавшая язык Йеркиш и усвоившая фразы, служившие для одной цели, стала правильно употреблять их и для иных целей в полном соответствии с новыми ситуациями (Rumbaugh, Gill, 1977).

Шимпанзе, обученные языку, обнаруживают и понимание категориальных отношений между предметами. Сара могла четко разграничивать такие же и иные предметы и понимала такие пространственные отношения, как на – под и внутри – снаружи (Premack, Premack, 1972; Premack, 1976). Шимпанзе, обученные языку, обнаруживают и понимание категориальных отношений между предметами. Сара могла четко разграничивать такие же и иные предметы и понимала такие пространственные отношения, как на – под и внутри – снаружи (Premack, Premack, 1972; Premack, 1976).

Когда Саре было 16 лет, провели оценку ее способности решать задачи на аналогию. В одной серии из 36 тестов (каждый тест отличался от всех других) Саре предлагались задачи следующего типа. Фигура А имела зубчатый край, была синего цвета и помечена крупной точкой; фигура А' не отличалась от А формой и цветом, но не была помечена точкой. Таким образом, Сара должна была понять, что отличие состояло в отсутствии точки. Стимул В представлял собой оранжевый полумесяц, помеченный точкой; Сара должна была найти B', сделав выбор между большим оранжевым полумесяцем без точки и большим голубым полумесяцем с точкой. Выбор Сары при решении подобных задач оказался правильным в 72% случаев. Поскольку все задачи отличались друг от друга, она не могла научиться решать их методом проб и ошибок; кроме того, она сделала правильный выбор в первых четырех из предложенных ей тестов. Полученные результаты позволяют думать, что Сара уже до эксперимента обладала способностью «рассуждать по аналогии» (Gillan, 1982).

Изучали и способность Сары к решению задач на концептуальную аналогию. Например, ей предлагалось сделать выбор между ножом и тарелкой, если дано, что отношение яблока (В) к одному из этих предметов (B'?) такое же, как отношение бумаги (А) к ножницам (А'); Сара выбирала нож. При решении подобного рода задач она давала правильные ответы в 85% случаев. Поскольку, решая такие задачи, обезьяна могла руководствоваться ассоциациями (яблоки больше ассоциируются с ножами, чем с тарелками), ей предлагались и другие задания – например, сделать выбор между ножом и тарелкой при условии, что отношение яблока (В) к одному из этих предметов (В'? ) такое же, как отношение крышки (А) к кувшину (А'). В этом случае Сара правильно выбирала тарелку. Автор (Gillan, 1982) заключает, что шимпанзе способны улавливать как перцептивные, так и концептуальные отношения между предметами и оперировать этими отношениями при оценке сходства и различия.







Date: 2015-07-23; view: 523; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию