Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В ученье у человека





«Одна из главных причин широкого использования шимпанзе как экспериментальных животных – их сравнительно хорошая обучаемость». Так писал Йеркс (Yerkes, 1943, с. 133). Человек в полной мере воспользовался этой способностью шимпанзе при подготовке молодых животных к космическим полетам. Моррис и Моррис (Morris,Morris, 1966) подробно описывают условнорефлекторную процедуру, которой подвергаются при этом шимпанзе. За пультом управления они должны выполнять длительные и сложные операции, испытывая примерно такое же умственное напряжение, какое, по расчетам, испытывают пилоты космического корабля на околоземной орбите.

Моррисы приводят описание 14-дневного теста на выносливость, которому подвергался в Аэромедицинской научно-исследовательской лаборатории Холломэнской военно-воздушной базы (штат Нью-Мексико) один пятилетний шимпанзе. До того как подвергнуться тесту, этот шимпанзе прошел специальный курс тренировки общей продолжительностью 1093 часа. Во время самого теста он сидел в тесной кабинке, опутанный вшитыми в его найлоновый костюм тугими ремнями. На ногах у него были ботинки с металлическими пластинками, через которые он получал слабые электрические удары, если действовал неправильно. Перед ним находился пульт, за которым он работал, чтобы получить вознаграждение (пищу и воду) или избежать наказания (ударов тока). Восемь раз в течение суток проводились рабочие сеансы продолжительностью по 66 минут. В промежутках между ними животное могло отдохнуть и поспать. Каждый сеанс был разделен на четыре фазы с интервалами в одну или две минуты. О начале первой фазы возвещал зуммер. В одном из трех окошек пульта перед шимпанзе зажигался красный свет, и в течение всего времени, что он горел, животное, чтобы избежать ударов тока, должно было нажимать на один из трех рычагов с частотой по меньшей мере один раз в каждые 20 секунд. Когда зажигался синий свет, шимпанзе должен был быстро нажать на другой рычаг, иначе получал удар тока. В течение этих первых 15 минут на один рычаг он должен был нажать приблизительно 45 раз, на другой – семь раз. На протяжении следующих 15 минут, когда загорался зеленый свет, шимпанзе «зарабатывал»себе воду. Если он нажимал на один из рычагов с интервалом 20 секунд, из трубки, помещавшейся у него над головой, ему давали глоток воды; если он нажимал рычаг с меньшим интервалом (хотя бы в 19 секунд), воды не было. На протяжении следующих 15 минут он точно так же «зарабатывал»пищу. В течение последних 15 минут шимпанзе должен был различать три стимула разной формы, всякий раз выбирая самый причудливый из них. После этого он предавался честно заслуженному отдыху, а потом все повторялось сначала. За 14 дней шимпанзе в общей сложности отработал 120 часов описанной экспериментальной процедуры. Трудно поверить, но эффективность его работы за это время действительно возросла, так что к концу эксперимента шимпанзе значительно лучше выполнял питьевые тесты и тесты на различение формы, а выполнение других тестов не ухудшилось. Когда шимпанзе, наконец, окончательно освободили, никаких расстройств у него не обнаружили, если не считать некоторой слабости в конечностях, исчезнувшей через день. После всей этой изнурительной процедуры шимпанзе даже не потерял в весе.

Именно тем, что шимпанзе легко поддаются обучению и легко обучаются самостоятельно путем подражания, так как обнаруживают что-то вроде понимания характерных моментов демонстрируемого поведения, объясняется их необычайная популярность в шоу-бизнесе. Было описано (Morris, Morris, 1966) поведение одного шимпанзе по кличке Питер, который в 1909 году выступал в Нью-Йоркском театре. На сцене он вкушал изысканные блюда, курил сигару, чистил зубы, причесывался, пудрился и «давал на чай»своему дрессировщику. После этого он раздевался, зажигал свечу, ложился в постель и задувал свечу. Затем вставал, одевался и ухаживал – на роликовых коньках – за молодой женщиной. В заключение шимпанзе четверть часа выполнял различные трюки на велосипеде и завершал программу тем, что на ходу пил из пивной кружки. Затем он слезал с велосипеда, аплодировал себе и уходил со сцены. Как утверждали, в поведении этого шимпанзе во время выступления насчитывалось 56 различных действий. Но самым прославленным артистом-шимпанзе безусловно был Дж. Фред Маггс, который за свои выступления на вершине славы получал в неделю 357 фунтов стерлингов (в то время это составляло около тысячи долларов) – и это в самом начале 1950-х годов!

В естественных условиях обитания взрослые шимпанзе, вероятно, лишь изредка прибегают к специальному обучению своих детенышей с целью изменить их поведение, хотя, как мы увидим, многие из материнских форм поведения в значительной мере способствуют обучению детеныша. Йеркс (Yerkes, 1943) описывает, как в изучавшейся им колонии шимпанзе часто специально поощряли такие формы поведения детенышей, как лазанье по деревьям или хождение по земле.

Особый интерес представляет в этом отношении поведение Уошо. Шимпанзе обучают языку жестов ASL путем сочетания двух приемов – «постановки»рук животного в надлежащее положение и демонстрации ему исполнения различных жестов (Gardner, Gardner, 1969). Исследователям удалось три раза наблюдать, как Уошо пыталась обучить новым жестам своего приемного сына. Однажды, увидев приближавшегося человека с плиткой шоколада, Уошо принялась с важным видом расхаживать на двух ногах по вольере и, ощетинившись, в сильном волнении изображать жест «пища». Лулис, которому в то время было всего 18 месяцев, пассивно наблюдал за происходившим. Внезапно Уошо подошла к нему и, взяв его руку, сложила ее в жест «пища» (пальцы, указывающие на рот). Следующий случай произошел в сходной ситуации, когда Уошо изобразила жест «жвачка», но при этом ее рука находилась на теле Лулиса. В третий раз Уошо без всякого повода подняла небольшой стул, подтащила его к Лулису, поставила перед ним и три раза очень внятно изобразила жест «стул», все время при этом внимательно глядя на Лулиса. Два жеста, означающие пищу, вошли в словарь Лулиса, а знак «стул»в словарь включен не был (Fouts, Hirsch, Fouts, 1982). Складывается такое впечатление, что Уошо могла обучать других шимпанзе, потому что в свое время сама подвергалась обучению.

Date: 2015-07-23; view: 271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию