Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая мысль России второй половины XIX-начала XX вв





План:

1. Российский консерватизм

2. Эволюция либерализма

3. Радикальное направление политической мысли

1) Консерваторы: Н.Я. Данилевский, Леонтьев К.Н., Соловьев В.С., К.П.Победоносцев, Тихомиров Г.А.

Данилевский Николай Яковлевич – русский социолог, основатель культорологии, публицист, естествоиспытатель, геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. Был директором Никитского ботанического сада. Очень серьезное теоретическое обоснование политических взглядов. Основоположник теории культурно-исторических типов. История человечества – это их смена. (СКОЛЬКО НАСЧИТЫВАЛ???). Сегодня существуют романо-германский исторический тип, будущее за славянским культурно-историческом типом. Выявлял закономерности развития культурно-исторических типов. Основы одного типа не прирастут к другому. Отсюда идет деление народов на категории. Среди народов выделял: этнографический материал, «отрицательные деятели человечества» (гунны, монголы и турки), народность, достигшая исторической индивидуальность (способны создать КИТ). КИТ может создать народ, обладающий духовными задатками, т.е. религия. Защитник славянского КИТ. Россия находится в точке выбора: или стать ничем, или стать основой славянской цивилизации.

Разрывал политику и мораль, выводил политику за пределы нравственности и морали. Считал, что человек – тварь земная, а не духовное тело. Во внешней политике должен действовать принцип «око за око, зуб за зуб».

 

К.Н.Леонтьев (1831-1891). Закончил медицинский факультет Московского университета. Принимал участие в Крымской войне. Очень хорошо знал Балканы, европейскую политику на Балканах. Умер, приняв монашеский постриг. Он писал статьи в журналы.

Его работы: «Восток, Россия и славянство», «Записки отшельника».

В центре его внимания находилось государство. Он принял концепцию культурно-исторических типов Данилевского. Высчитал возраст государства и считал, что у государства возраст 1200 лет. Зависимость стадии развития государства и формы правления. При зарождении – аристократия, расцвет – единовластие (монархия), старость – демократическая, либеральная форма. Европа – разлагающий организм и ее ждет смерть. Желая продолжить агонию Европа активно продвигается на Восток. Осуждал Европу за ее политику на Балканах. Задача России отдалиться от Европы и сблизиться с Востоком. Наиболее полно выразил консервативные идеи этого периода. Основополагающий принцип для России – принцип византизма (стр. 38 «Священного писания»).

Он дал первым развернутую критику социализма. Западнический социализм – продукт разложения Европы. Государство – прогрессивный факт. Унификация ведет к стагнации народов и гибели человечества. Реализация социалистической утопии в России породит новое рабство и абсолютный деспотизм власти, «в России появится новый социалистический феодализм».

К.П.Победоносцев (1827-1907). Вскрыл пороки демократии, называл ее «великой ложью нашего времени». Монарх должен стоять над сословиями и выражать общенациональные интересы. Между монархом и народом связующее звено – Победоносцев. Продолжал линию того, что главное люди, а не учреждения. Серьезную роль отводил церкви, как основного рычага внутреннего перерождения людей.

В.С.Соловьев (1853-1900) – философ, богослов, поэт, публицист и литературный критик. Среди множества его работ особо следует выделить «Три разговора».

Государство делил на два этапа: языческое и христианское. Задача христианского государства – улучшить условия существования и обеспечить развитие всех человеческих сил. Разработана концепция социального государства. Он видел три актора (субъекта) – церковь, государство и человек. Социальная структура:

· Часть божья.

· Часть активно-человеческая. Государственные деятели и чиновники.

· Народ земли (пассивно-человеческая).

Государство не должно стеснять внутреннее развитие человека. Идеал – государство теократическое христианское. В православии его не устраивала социальная неактивность. Выдвинул идею унификации православия (экуменизм).

Спорил с Данилевским по проблемам политики и морали.

Тихомиров Л.А. (1852-1923) – общественный деятель, в молодости – народовольцем, в 1888 г. отрекся от революционных убеждений, после возвращения в Россию стал монархистом. Критика революционного народничества и антиреволюционных взглядов. Самой перспективной является монархия. Анализ социально-психологических основ государственности.

 

Особенности российского консерватизма:

Ø Ошибочным является представление, что консерваторы отрицали развитие и прогресс. Этим понятиям они давали свою трактовку. Базовой стала трактовка исторического процесса, данная Данилевским.

Ø Объединяло всех консерваторов нериятие Запада. Дихотомия «Запад – Россия» составляла главный нерв отношения к реальности патриотизма консерваторов. Для всех консерваторов романно-германский исторический тип был гниющим врагом России, сходящим с исторической арены. Их объединяло утверждение, что Запад пережил апогей своего цивилизационного величия, в нем видели опасность для России. Незрелые умы России могут заразиться западноевропейскими идеями и что самое опасное попытаются их реализовать.

Ø Трактовка исторической миссии России:

§ Попытка противостоять враждебным попыткам Запада.

§ Защитить и объединить славян.

§ Сохранить и упрочить свою самобытность, традиции и культуру.

Ø От десятилетия к десятилетию России у консерваторов нарастала критичность отношения к России. Общим местом стало утверждение, что реформы 60-70-х гг. отправили страну по ложному пути. Они нарушают исконные основы российской государственности. Самым слабым элементом российской государственности Тихомиров считал бессознательность. Петровские реформы истинную монархию превратили в абсолютизм. С отменой крепостного права в России началось химерное (утопическое) развитие. Правительство должно властвовать беззастенчиво (Леонтьев).

Ø Ощущение рубежности положения страны. Либо вместе со славянами создать самостоятельную культурную единицу, либо стать ничем.

Ø Особый уровень полемичности и эмоциональности.

Ø Консерваторы разработали теоретические положения теории официальной народности Уварова. Православие, самодержавие, народность, византизм. Лучшей формой является абсолютная монархия. В рамках официальной теории консерваторы обосновывали роль православия как ключевую особенность российской государственности. Православие – «цемент», скрепляющий власть и народ. Православие дает представление о нравственных понятиях.

Монархическая власть может держаться только на основе национальной религии. Религиозное обоснование легитимности власти царя. Царь –проводник в жизнь воли божьей.

 

Проблема равенства. Принцип равенства в обществе невозможен. Объективно качественное неравенство людей. Существует онтологическое неравенство.

 

Народность понималась как патриархальность, ее ядром считалась общинность крестьянского быта и жизни.

Исходя из всего этого консерваторы отстаивали привилегии дворянства.

Выступали за сословный характер земств. Земства можно дворянскими собраниями. Самоуправление должно быть узкосословным.

 

Механизмы преобразования. Главный принцип – воспитание и учение.

Чтобы государство нормально развивалось нужен труд царя и жесткий контроль над всеми сферами жизни.

по сути консерваторы создали социальную утопию. Они не видели классовых и социальных противоречий, идеализировали отношения дворян и крестьян. Их конструкция не имела аналогов в прошлом.

 

Для консерватизма является важным понятие традиция. Понятие традиция было размыто, вылилось у Леонтьева в «византизм». И сам «византизм» был абстрактной теоретизированной конструкцией.

 

Противоречивость. Проблема идеальной религии. Все – православие, Соловьев – христианство.

Проблема соотношения политики и морали. Формы добра: стыд, жалость, благоговение. Добро выделяет человека из природного мира. Жалость – сострадание и любовь к ближнему. Благоговение – любовь к Богу.

 

Критика народничества, либерализма, марксизма, анархизма. Революционеров осуждали за стремление прервать естественное органическое влияние России. Народничество и революционеров разоблачал Тихомиров. Первым марксологом был Леонтьев. Общим местом для консерваторов было отрицание демократии конституционализма, порочность народовластия.

 

Таким образом, в консервативном направлении исследовались следующие проблемы прогресса, эволюции форм власти, места царя и т.д. многие идеи остались в прошлом. При всем это трудно оспорить позицию, что у России есть свои особенности. До сих пор развивается концепция исторических типов Леонтьева. Также трудно оспорить позицию Леонтьева об опасностях культурной унификации. Каждый консерватор является самоценностью для российского гуманитарного знания.

 

К.П. Победоносцев.

 

1. Я полностью согласен с Победоносцевым

2. Я в большей степени согласен с Победоносцевым

3. Я абсолютно не согласен с Победоносцевым

4. Я в большей степени не согласен с Победоносцевым

 

 

Date: 2015-07-23; view: 465; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию