Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Политическая мысль XVII века





План лекции:

1. Условия развития политической мысли

2. Политическая мысль Смутного времени

3. Обоснование идеи абсолютизма в политической мысли России XVII века

4. Социально-политическая идеология старообрядчества

5. Особенности развития средневековой политической мысли в России

1) 17 век был последним веком Московской Руси. Он начался со смуты, основным вопросом смуты был: кто и на каких основаниях будет править?

В современной литературе Смута рассматривается как Гражданская война, осложненная иностранной интервенцией.

Расцвет сословно-представительной монархии и ее кризис.

Утверждение новой династии Романовых во власти.

Смута – усиление абсолютистских традиций. Открытое обоснование абсолютизма, абсолютизм был востребован политической реальностью.

С прошлого века перешла проблема взаимоотношения церкви и государства.

В 17 веке по сути произошло полное подчинение церкви государству. Произошло в ходе реформы Никона. Сама реформа вызвала раскол в церкви.

Осознание отставания России от Западной Европы. В этот момент в развитии политической мысли появляются традиционалисты и западники.

 

2) Существет два типа источников:

· Документы

· Повести «Смутного времени» (цикл авторских сочинений)

Первый документ, который может служить доказательством развития политической мысли – «Соборное определение об избрании Бориса Федоровича Годунова».

Решалась проблема легитимности власти Бориса Годунова: ссылка на родство с прежней династией, «завет Ивана IV», «предвещение самого царя Федора», ссылка на историю других стран (Египта, Греции, Рима). Все вышеперечисленное являлось аргументацией права на престол.

Вторая проблема – способ вступления на престол. Обсуждалось право на выборы царя. «Глас Божий, бо глас народа». Новая трактовка соотношения богоизбранных: Бог утверждает того, кого выбрал народ. Участвующие в выборах выполняли Божью волю.

«Соборное определение» выстраивало политическую триаду – НАРОД, ЦАРЬ, БОГ.

Фиксировало такой тезис как: «Без государя российское царство и стадо Христово не брегаемо и погибнет».

Автором «Определения» традиционно считается первым российским митрополитом Иовом.

Шуйский пришел к власти под лозунгом ксенофобии (боязнь иностранцев). Шуйский вынужден был обосновать свое вступление на престол и решить проблему легитимности власти.

«Подкрестная запись» 1606 г. Даровалась во время коронации Шуйского. Обоснование права на престол. Он давал ряд обещаний перед подданными. Обоснование родословной как Рюриковича от римского кесаря Августа, ближайшая родословная от Александра Невского, избегать внесудебных расправ, судить по закону, а не по произволу, не слушать ложных доносов, не отнимать имущество у наследников осужденных, дополнил целование креста присягой.

Следующий документ, который Ключевский назвал «средневековой конституцией» - «Грамота боярина князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищами в Казань об избрании царем королевича Владислава (30 августа 1610 г.)». Способ освобождения Москвы от поляков – призвание королевича Владислава. В оппозицию выступил митрополит Гермоген, который первый назвал имя Михаила Романовича. На каких условиях можно приглашать Владислава. Определяется компетенция высших органов власти, впервые разграничиваются функции Земского собора и Боярской думой. Предполагалось власть царя ограничить. Сформулированы права разных сословий, очерчена идея личных прав: возвышение незнатных людей по заслугам, разрешение свободно ездить в христианские страны учиться. Новое обоснование легитимности, отношения царя и подданных, системы управления.

Авторские сочинения «Повести Смутного времени»: «Иное сказание» (компиляция трудов разных лет с 1606 г. до кон. XVII в.), «Новая повесть», «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» И.Тимофеева.

Все произведения носят патриотический характер. Наиболее патриочное – «Новая повесть» («Повесть о преславном российском царстве и великом государстве»). Враги называются кривителями, злодеями отечества, а польский король злой безбожник, стремящийся к наживе. Причина беды в «овдовении без государей».

Авраамий Палицын, Иван Тимофеев, Семен Шаховский, Иван Хворостин и др.

Авраамий Палицын был келарем Троицкого монастыря, политическим деятелем, писателем, был из старинного дворянского рода, дослужился до воеводы, попал в опалу, пострижен в монахи, его положение улучшилось при Борисе Годунове, был переведен в Троице-Сергиев монастырь, вернули его имущество, стал вдохновителем борьбы с польскими интервентами, убедил Пожарского, что нужно воевать. Активно участвовал в освобождении Москвы и избрании царем Михаила Романова. Последние 7 лет жизни провел в Соловецком монастыре, ведя жизнь книжника.

Политическая мысль Смутного времени – вершина разраьотки идей сословно-представительной монархии. Ее сторонником был и Иван Семенович Тимофеев (1555-1631). Основное сочинение – «Временник». Активно участвовал в избрании царем Бориса Годунова. Критически оценивал деятельность царей, Иван IV – царь богоизбранный, но правил тиранически, Годунов – умный, но рабоцарь, т.к. низкого происхождения и нечестно вступил на престол, Лжедмитрий I – просто захватчик, Шуйский – «самовольно как хищник вскочил на царство», традицию «кротости» Федора Иоановича заложил Иван Тимофеев. Тимофеева интересовала проблема объективности. Описывая то или иное правление нужно писать о плюсах и минусах. В русской политической ысли Иван Тимофеев – родоначальник объективного подхода в оценке политики. Всех царей делил на две категории: законные цари и захватчики («самовенечники»). В случае необходимости выступал за выборы царя, но выбирать царя должна вся земля (совет из представителей всех городов). Отстаивал право земли участвовать в политике.

Среди светских мыслителей этого периода особо выделяется Семен Шаховский. Он служил Шуйскому, Лжедмитрию II и Михаилу Романову. Служба перемешивалась ссылками, заточениями. В конце жизни был обвинен в еретичестве, приговорен к сожжению, помилован, сослан в Томск, где и умер. Оставил много сочинений разных жанров, Смутному времени посвятил несколько исторических работ, самая значительная – летописная книга. Идеалом был Федор Иоаннович. Ивана IV осуждал за кровь опричнины, Годунов прервал род царей.

Хворостин Иван Андреевич. Пик карьеры приходился на Лжедмитрия I. Шуйский сослал его в монастырь. Дослужился до воеводы. Был обвинен в еретичестве, сослан, прощен, и все-таки сам постригся в монахи. Самое известное сочинение – «Словеса дней и царей, и святителей московских». Центральный персонаж – патриарх Гермоген. Цари описываются протиоречиво, яркая характеристика дана Годунову. Отрекся от Лжедмитрия I. Отрицательно отзывался и о самом Шуйском.

Т.о., политическая мысль Смутного времени была представлена как документами, так и оригинальными сочинениями участников событий. В отличии от предыдущих периодов в разработке политических проблем учствовал широкий круг мыслителей, как лица духовного звания, так и светские книжники.особое место уделялось идеям сословно-представительной монархии (признавалась наиболее рациональной для России). Центральное место занимала проблема царя и легитимности его власти. Впервые нашло обоснование идея выборов как одного из критериев. Наметился подход к объективному обоснованию. Важное место в произведениях этого времени занял анализ причин Смутного времени. Спектр причин был достаточно широк от Божьего наказания до падения нравов и ослабления государство, которое произошло при Иване Грозном. Политическая мысль Смутного времени развивалась в рамках религиозного мировоззрения и поступки людей объяснялись или Божественной, или Сатанинской волей.

3) Обоснование идеи абсолютизма. Юрий Крижанич и Симеон Полоцкий.

Юрий Крижанич (1618-1683) учился в Загребской католической семинарии. В1659 прибыл в Россию. За прокатолические и прозападные взгляды был сослан в Тобольск, где провел 16 лет.

Основные сочинения: «Политика», «Толкование исторических пророчеств», «О промысле Божием» и др.

«Политика». Часть 1. Экономика. Часть 2. О военном деле. Часть 3. О политике. Писался с 1663 по 1667 гг. впервые политика представлена как наука, «всего госпожа». Самая благородная из всех мирских наук, пристойная государям и их советникам.

Теоретическая и практическая

Теоретическая: духовное и мирское

Практическая: философия, математику, мезанику

Философия: логика, физика и этика

Логика: грамматика, риторика, диалектику

Физика: изучение телесного мира и медицина

Этика: идиоэтика, экономику, политику и юриспруденцию

Политика все же является самостоятельной дисциплиной

Макевиализм считал псевдополитикой. Политика – наука, от которой зависит общее благо. Общее благо – цель политики.

Дана развернутая характеристика форм государственной власти. Самая лучшая форма для России – «совершенное самовладство». Аргументирует свою позицию:

1. При этой форме лучше соблюдается всеобщая справедливость

2. Самовладство подобно власти Божьей

3. Самая древняя и самая распространенная и самая крепка форма правления

4. Сохраняется обычно дольше, чем иное правление

5. Легче исправить ошибки и изъяны правления

Самовладство – монархия, ее правитель второй после Бога, он самовладец и божий наместник.

Резко отрицательно относился к ограничению монархии.

У Крижанича получился противоречивый образ России.

Отрицал тиранию, называл ее людодерством и относил к категории неправильных форм правления. Гинекархия (генархия), ксенархия, педократия – неправильные формы правления.

Он внес большой вклад в русскую политическую мысль. Был сторонником европейского образования, выступал за просвещение народа, препятствие видел в ересях и старообрядчестве. Не нравился примитивный русский язык. Был противником крепостного права. Сочетал традиционные и новые подходы в разработке политической проблематики.

Его главным трактатом считается «Политика», где осветил свои основные политические взгляды.

Проблемы, которые поднимал Крижанич:

1. Форма правления. Следуя Аристотелю, выделял благие и испорченные формы правления. К благим относил: самовладство, боярское правление и общевладство. Испорченные формы: людодерство, гинекархия (женское правление), ксенархия (чужевладство).

Худшее правление в Польше. Причины этого:

1) Изъяны и ошибки правления нельзя исправить

2) Много властелей

3) Много откупов

4) Много еретиков

5) Прибежище для многих народов

6) Вредные постыдные странствия

7) Недовольство всех сословий

8) Чужевладство.

Формы трансформации власти:

· Посадское правление – анархия

· Боярское правление – олигархия

· Королевская власть – тиранство

 

2. Образ правителя. Предпочитает видеть на троне короля-философа, здесь видны идеи «просвещенного абсолютизма». Король должен заботиться о подданных.

Функции короля: вся власть в руках.

Советы по пользованию казной:

· Не должен быть жадным, жестоким и несправедливым при сборе казны

·

 

3. Отношения с подданными.долг подданных:

· Должны давать королю дань

· Должны быть покорны

· Молиться о здравии короля

· Верны и покорны

4. Закон и суд. Законы не должны быть грабительскими, гарантии непревращения самовладства в тиранию. При составлении законов нужно опираться на законодательство других стран. Закон приравнивался к справедливости. Главная гарантия против тирании наличие благих законов. Если законы хорошие, то все подвластны и довольны. «Каковы законы, таково и правление». Король находится над законом, и никто не может его осудить кроме бога. Две узды связывают короля – правда и заповедь божьи, стыд перед народом. Высшая судебная инстанция – боярский суд (уголовные дела). Рассмотрение мелких дел – один судья из бояр. На местном уровне суды выбирают горожане.

5. Происхождение государства и власти. Власть дарована королям богом. Цель государства – достижение общей пользы для всех. Опровергнул происхождение русских князей от Августа, называл «глупой ложью». Отвергал достоверность летописного предания о том, что призвании Рюрика на Русь

6. Сословная структура общества. Делил общество на три сословия: церковники, благородное сословие (князья, должностные лица, военачальники), простой народ. Структура общества сравнивал с телом человека: привелегированные сословия: бояре, дворяне, воины, церковники; непривелигированные:

7. Внешняя политика. Необходимо устанавливать добрососедские отношения, сохранять мир, войны вести только в оборонительных случаях, вести войны по справедливости.

8. Преобразование России. Отделение церкви и государства. Форма власти – совершенное самовладство.

В России существовало самовладство, по этому она безмерно уважаема перед соседями и счастлива. Царя Алексея Михайловича видел как мудрого, ученого человека и под его благородном правлении Россия сбросит плесень древней дикости, научится наукам, заведет похвальные отношения и достигнет счастливого состояния.

Пороки русской социальнро-политической жизни: он осуждал крепостное право, неплодородные почвы, иностранцы вовозят из России много добра. Русское государство безмерно велико, но закрыто для торговли. Русские законы он считал чрезмерно жестокими и намекал на смягчение законодательства. Огромные территории, много ископаемых, удобство для судоходства, хорошие соседи.

 

 

Симеон Полоцкий (1629-1680). Принял монашеский постриг. Служил в Полоцке. Приветствовал вступление русских войск в Полоцк. Занимался переводами, открыл школу для молодых подьячих тайного приказа (школа дипломатов). Стал наставником с 1667 г. детей Алексея Михайловича от первого брака (Федор, Софья, Иван). Выполнял функции придворного поэта. Серьезное влияние оказал на Федора Ивановича и царевну Софью. Открыл первую типографию, которая не была подотчетной патриарху. Подал проект об открытии Академии в Москве. Он оставил огромное литературное наследие, которое почти не издано. Был лидером «латинствующих» (западников), активно боролся с грекофилами (славянофилами). Церковному собору, осудившему старообрядцев в 1666, написал работу «Жезл правления». Написал «Венец веры» в жанре катехизиса. Русскую культуру описывал как отсталую.

Центральные проблемы в его творчестве: верховное правление, авторитет власти, форма организации власти. Царь и Бог равные величины. Царь тождественен государству, идеал – просвещенный монарх. На первое место – образованность, правление должно соответствовать божьим заповедям. Антиподом просвещенного монарха считал тирана. Лекарство от превращения царя в тирана считал чтение Аристотеля.

4) Главным произведением является «Житие» Аввакума. Главное – терпение. Центральная идея – отказ от нововведений. Грехи: чревоугодие, сребролюбие, пьянство распространены не только среди светских служителей, но и священнослужителей. Идеал – христианская община с общим трудом и имуществом. Старообрядчество приобретало мирской характер, светская власть временна, а церковь вечна. Светская власть – проводник Бога, но царь сам выбирает форму правления. У царя человеческая природа и ему свойственны ошибки. Называл Алексея Михайловича «безумным царишкой, который хвастается перед народом топором и виселицей». В социальных взглядах старообрядцев можно увидеть традиции нестяжательства.

 

Date: 2015-07-23; view: 1971; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию