Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Политическая мысль XVIII века





План:

1. Условия развития политической мысли

2. Политические взгляды «ученой дружины» Петра I

3. Политическая мысль России 2-ой половины XVIII века:

· Консреватизм

· Российское просвещение

· Радикализм

1) 18 век – утверждения абсолютизма, век дворцовых переворотов, век 34-летнего правления Екатерины II, первый век Российской империи, административных реформ, век утверждения буржуазных отношений, Великой Французской революции. Время как утверждения абсолютизма так и кризиса абсолютизма. Проблема прочности государства. Европейские понятия «Свобода, равенство, братство» пытались перенести на анализ российских проблем. Сформировалось российское Просвещение.

2) Понятие «ученая дружина» Петра I – условное определение интеллектуалов петровской эпохи. В нее входили люди, которые поддерживали реформационные устремления Петра, обобщали европейский опыт, готовили Петру теоретические материалы, обосновывали необходимость тех или иных преобразований и активно в них участвовали.

Федор Салтыков. Учился в Европе мореходству и выполнял дипломатические поручения. По поручению Петра проанализировал политические системы европейских государств. Умер в 1715 году. Феофан Прокопович (1681-1736). Обосновал и провел в жизнь церковную реформу Петра.

Модель государственно-конфессиональных отношений Прокоповича – церковь стала государственным институтом. На церковь возлагалось две задачи: воспитание и просвещение подданных.

Есть политико-философские трактаты: «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей». Доказывал необходимость просвещенного абсолютизма. Был сторонником крепостного права. Призывал жестко подавлять народные движения.

Много сделал для освобождения общественной мысли от подчинения церкви. Яркое проявление того, что культура стала светской.

Иван Посошков – первый русский экономист-теоретик, предприниматель, публицист и изобретатель. Основной труд «Книга о скудости и богатстве» (1724).

Главная идея книги - …………………………..

Предлагает проект преобразований и описывает положение всех сословий в России.

Образ России. Несправедливые законы, судьи несправедливый вершат суд, судьи берут взятки.

Духовенство. Неграмотное, жадное.

Воинство. Воины нищие и думают «как своровать и как из службы сбежать».

Купечество. Отсутствие централизованного ценообразования и пошлин в торговле.

Художество. Нищие и нет возможности для реализации творческих способностей личности.

Крестьянство. Бедные от своей лени, от помещичьего насилия и пренебрежения ними.

Дворянство. Слишком богато и поэтому его следует обложить налогами.

Посошков представлял тип тенденции развития русских ……………….. показывает, как укрепить государство без насилия и террора лишь путем принятия закона.

Посошков призывает «к истреблению великие и малые неправды» и насаждению прямой правды и правости. «Бог правда, правду Он и любит». Предлагает составить судебник и включить в него русский законодательный опыт, а также немецкий. Всенародное обсуждение судебника, но последнее слово за царем. «И написав судебник совершенным общесоветием, предложить императору его утверждение». Суд должен быть всесословным, во главе судебной системы стоит «особливая канцелярия», возглавляемая верным царю управителя. Все судьи и судебные чиновники получают жалование. В судьи лучше было бы посадить из низших чинов, т.к. они наиболее образованы. Для высших чинов закон не писан, «они как восхочат так и делать будут по своей природной пыхе».

Функции царя: монополия на ценообразование, монополия на торговлю вином, поддержка купечества, «царь судья и подобен он Богу».

В.Н. Татищев (1686-1750) – известный историк, автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской». Был географом, экономистом, государственным деятелем, основатель Тольятти и мн.др.

Основные сочинения: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная» и т.д.

Первый мыслитель, который разрабатывал политические взгляды на теоретическом уровне. Первые рассуждения о власти. Формы государства делил на порядочные (монархия, аристократия, демократия) и непорядочные (тирания, охлократия, олигархия). Для России наилучшая – монархия. Выбор формы правления зависит от ряда условий: численность населения, геополитическое положение.

Сторонник теории естественного права. Естественный закон предполагает наличие вольность, последняя нужна и полезна, если она с разумом употребляема. В результате естественного договора человек передает часть своих прав правителю, возникает «узда неволи» (форма правления).

Проект политической реформы. После смерти Петра предложил проект: при императрице создать Сенат или Совет из 21 человека, создать совещательный орган из 100 человек (1/3 сидит дома, 2/3 заседают). Реформа ограничения монархии. Считал неэффективным крепостное право, экономически нецелесообразным. Мощь государства видел в многолюдстве и богатстве, а корень богатства в купечестве.

 

Более высокий уровень политической мысли. Проблема государства и его форм

 

3) Консерватизм – идейно-политическое направление и течение, которое ориентируется на сохранение и поддержание исторически сложившихся государственных форм и системы ценностей. Защита самодержавия и монархии. Теория «просвещенного» абсолютизма.

Екатерина II, А.П.Сумароков, В.Т.Золотницкий, В.К.Тредиаковский стремились обосновать привлекательность существующего строя, верили в мудреца на троне, который может править по разумным справедливым законам. Полагали, что просвещенный абсолютизм может работать на общее благо.

В практику Екатерина проводила с 1762 по 1767 гг.

Основные труды:

Манифест, изданный в честь восшествия на престол 1762 г.

Наказ Уложенной мысли.

Самодержавное самовластие есть зло пагубное для государства. Место произвола должна занять законность. Различает следующие понятия: тиранство, самовластное самодержавие, самодержавие государя. России подходит только самодержавная монархия, т.к. у России огромная территория, уровень просвещения народа, все остальные формы вредны, разрушительны и пагубны для России, самодержавие не противоречит вольности, «вольность есть право все то делать, что законы дозволяют». Утверждала, что она выступает за равноправие, для нее равенство состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. Была противницей крепостного права. «Крепостное право противно христианской вере и справедливости».

Над «Наказом» она трудилась 1,5 года.

 

Сумароков. «О казне», «Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом». Считал, что крепостное право нормальное явление для России. Был сторонником «хорошей» самодержавной власти. Высоко ценил политику как «гражданскую науку, которая занимается познанием человеческой премудрости и временных законов земного мира». Поднял серьезную проблему взаимоотношений политики и морали, был против их разделения. «Мораль без Политики бесполезна, а Политика без Морали бесславна». Разоблачал пороки общества. Политика должна вести к добродетели и делать граждан полезными общему благу.

Золотницкий. Рассматривал такую форму правления как совершенная монархия.

Тредьяковский В.К. Стоял на позиции просвещенного абсолютизма. Перевел с французского популярный трактат «Истинная политика знатных и благородных господ». Изложены правила поведения граждан в различных политических системах. Выделил отечественную политическую мысль как отдельную науку, назвав ее «Философия гражданская». Политика должна изучать формы правления и прерогативы высшей власти.

Концеция просвещенного абсолютизма появилась как ответ на несколько вызовов. Во-первых, это западноевропейское просвещение и кризис феодально-крепостнической системы в России. Задача состояла в том, чтобы придать благородный вид абсолютизму. Консерваторы также доказывали, что монархия – исконная власть для России. В центр концепции ставился закон. Мыслители данной эпохи сформировали образ просвещенного монарха, приспосабливали идеи европейского просвещения к российским реалиям. Эта концепция позволила расширить социальную опору власти, разрабатывалась на теоретическом уровне, социальное неравенство признавалось как данность.

4) В XVIII веке появилась идея ограничения монархии. Разрабатывалась широким кругом мыслителей, среди них можно выделить 2 группы:

1. «Либеральный консерватизм».

2. Российские просветители.

Самым ярким представителем первой группы был М.М.Щербатов (1733-1790). Абсолютизм он воспринимал как личное семейное оскорбление. Щербатов также написал русскую историю. Был очень читаемым публицистом. Наиболее известной стала его работа «О повреждении нравов». Обличал монархов, особенно женщин. Абсолютизм ведет к деспотизму, правовому беспределу, упадку нравственности. Написал утопический роман «Путешествие в землю Офирскую», в котором изложил свой идеал государства, полицеского по сути, оприающегося на дворянство, процветающего за счет труда подневольных рабов. Также известны его работы «Разговор о бессмертии души», «О выгодах недостатка» и др. рассматривал рода власти и источники их происхождения. Делил их на нормальные и ненормальные.

Нормальные:

1. Монархическая. древнейшая и происходит от власти отца, т.е. имеет патриархальный характер.

2. Вельможное. (Аристократическое). Два способа возникновения: из рассеянных малых семей, нежелающих подчиняться друг другу и злоупотребление монархии

3. Народное. Возникает когда свергают монарха и вельмож. Приведет к установлению ненормальной формы.

Ненормальные:

1. Самовластие. Это не род правления, а злоупотребление властью. Самовластия в просвещенном народе быть не может.

Чистых родов власти нет. Этот вывод сделал на основе анализа европейских политических систем. Не верил в идею просвещенного абсолютизма.

Разработал проект ограничения власти монарха. Необходимо создать дворянский парламент (Сенат или Вельможный совет), наделить этот орган «довольно основательными государственными правами». По проекту Щербатова монарх должен был стать главой исполнительной власти. А высшее правительство должно состоять из дворянских, купеческих и мещанских депутатов. Вся жизнь в государстве должна регламентироваться законом, социальной опорой власти считал дворянство. Был представителем аристократии, т.к. дворянство благородно, образовано, имеет заслуги перед Отечеством и только оно способно установить справедливость в государстве. В России необходимо крепостное право, связывал крепостное право с особенностями земледелия в России, крестьяне не смогут без контроля помещика содержать землю. Вся монархия Щербатова пронизана патриархальным духом.

Предлагал создать военные поселения (деревни, в которых будут совмещаться с труд и военное дело), России необходима большая армия в связи со сложным геополитическом положении страны. Рекрутский способ формирования армии «обезнародивает Россию». Военные позволяют решать несколько проблем: размножения населения, сохранить человеческие жизни, сэкономить казну, увеличить армию в случае войны.

 

Российские просветители. Родоначальником считается Ломоносов. Самым ярким представителем был Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740-1789). Был ученым, юристом, получил степень в английском университете в Глазго. Его считают «праотец русской юридической профессуры». Отверг теорию об извечности государства, отвергал теологическую и патриархальную теории происхождения государства, а также теорию общественного договора. Отстаивал идею происхождения государства с появлением частной собственности. Его интересовала проблема законности, полагал, что России не хватает целостной системы законов, законы должны определить место всех институтов. Законы должны регламентировать социальные отношения, прежде всего между помещиками и крестьянами, судьями и подсудимыми, родителями и детьми. Отстаивал идею разделения властей. Предлагал установить предел властей. Две т.з. на него. Первая – родоначальник разделения властей в России. Вторая, речь шла об установлении пределов властей в рамках монархии.

Разработал проект ограничения монархии. Власть монарха ограничит политическая коллегия (Сенат), наделить ее теми полномочиями, которые были у Сената петровского времени. Сенат предлагал выбирать на основе высокого имущественного ценза. Срок полномочий – 5 лет. В Сенат выбирать нужно 600-800 человек, состоящий из одной палаты. Решения принимать простым большинством. Судьи назначаются монархом пожизненно. Предложил суд присяжных. Должна существовать наказательная власть, т.е. соблюдать спокойствие и тишину, собирать налоги, противопожарная безопасность. Заниматься этим будут органы самоуправления и воеводы, назначенные монархом. Критиковал крепостное право. Доказывал преимущество наемного труда.

Следующим ярким представителем данного был Новиков. лидер масонов в России. Критически относился к российской действительности. Заложил основы англомании, Англия – основа мудрого правления. Масонский морализм сочетался с патриотизмом. Политику считал наукой царствовать, устраивать счастье и благоденствие государя и всего народа. Новиков полагал, что процветание государства зависит не от законов и учреждений, не от религии, а от доброты нравов, которые воспитываются.

 

Особенности российского просвещения:

Разрабатывали идею ограничения самодержавия и произвола власти. Носили ярко выраженный антикрепостнический характер. Критиковали крепостничество как социальные зло, но не ставили вопроса о его ликвидации. Русское просветительство не было антиклерикальным (не были против церкви). Российское просвещение было менее радикальным, чем европейское, оно было промонархическим.

 

Радикальнее политические идеи.

Политические взгляды Я.П.Козельского. выдающийся русский мыслитель и энциклопедист. Большая часть наследия – переводы с примечаниями. Впервые затронул идеи соотношения психотипов людей и их деятельности в политике.

Основной труд – «Философские предложения». Политику делил на два вида:

1) Политика, касающаяся до каждого человека особ

2) Политика, касающаяся до начальствующих особ – искусство управлять своими подчиненными так, чтоб они любили и почитали.

Естественное состояние – натуральная вольность, равенство, неограниченная свобода, нравстенное равенство, равенство всех перед законом. Цель общественного договора – всеобщее благо (когда каждый член общества теряет малую часть удовольствий, чтоб приобресть на место того намного больше).

Если власть не соблюдает договора, то народ имеет право на свржение власти.

Выделял 4 формы правления:

Политические взгляды А.Н.Радищева. возникновение государства связывал с природной социальностью людей и с появлением частной собственности. Суверенитет государства изначально принадлежит народу, он резко обличал самодержавие и крепостное право. Самодержавие называл «состоянием наипротивнейшим человеческому естеству», «царь – первейший в обществе убийца, разбойник и предатель», «просвещенных монархов нет и не будет», крепостничество – «зверский обычай».

Радищев первым в России начал разрабатывать идею республики. Для России считал республику новгородского типа, будущее государственное устройство видел как «свободную федерацию городов с вечевыми собраниями». «Властитель в обществе есть закон, ибо он для всех один».

 

 

Date: 2015-07-23; view: 1432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию