Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая мысль первой половины XIX века





План лекции:

1. Условия развития

2. Традиционалистское направление политической мысли

3. Политические взгляды М.М.Сперанского

4. Политическое содержание раннего российского либерализма

5. Российский конституционализм первой половины XIX века

6. Радикальное направление политической мысли

 

1) Влияние общесвенно-политической практики Западной Европы. Этот период был уникальным для России. В это время произошли важные события в общественно-политической практике и гуманитарном знании. На п.п. XIX века в Европе приходилось развитие классического капитализма. Период был насущен революциями. В нач. 30-х гг. революция во Франции, 48-49 гг. революция охватила всю Европу, особенно бурные события происходили во Франции и в Гремании. В 40-е гг. на первый план выходит рабочее движения. В Европе шло утверждение буржуазной государственности (конституционализм, парламентаризм, права и свободы личности, расширение избирательных прав, формирование политических партий, утверждение республиканской идеи.

Гносеологические (интеллектуальные) предпосылки. Развитие гуманитарного знания. Развитие немецкой классической философии. Записывались на семинар к Гегелю, слушали Фихте и т.д. Гегель разработал диалектику (наука о развитии). Диалектика перевернула представления о мире. Широкое распространение получила философия Шлегеля, особенно привлекала внимание идея национального государства. У Гегеля общие закономерности общественного развития. У Шлегеля особенности развития. Наряду с этим история перешла от накопления фактов к их теоретическому обобщению, появляются первые историософские труды. Появилась теория молодых и старых народов. Это был второй «кирпичик» в цивилизационный подход. В гуманитарном знании проходило осознание опыта Великой Французской революции. На серьезное размышление наводили разрушительный характер, кровавость, непредсказуемость поведения народа.

Кризис феодально-крепостнической системы. Кризис переживал и абсолютизм и крепостничество. Беззащитность личности. Отсутствие прав и свобод, судебный произвол. Россия переживала системный кризис. На первый план выходила проблема о будущем России.

Специфика разработки политических проблем:

· Философоцентричность

· Литературоцентричность

· Историчность

Очень интересные формы интеллектуального общения.

§ Салоны – приемы, которые проводились в домах в определенные дни и часы.

§ Вечера

В нач. XIX века существовали отделения нравственно-политических наук (Московский ун-т, Харьковский ун-т, Царскосельском лицее). Читали богословие, толкование священного писания, церковное богословие, умозрительная и практическая философия, естественное политическое и народное право, гражданское и уголовное судопроизводство, дипломатика и политическая экономия. После Александровских реформ они все были закрыты.

2) Традиционализм – консерватизм: соотношение понятий. Традиционализм более широкое понятие, т.к. традиционализм выступает за сохранение исторически сложившихся форм жизни. Для традиционализма характерно признание органической теории. Теория органицизма – естественное развитие стран, народов, перенос на политическое развитие природных характеристик. Ярая антиреволюционность. Традиционализм существует как на уровне массового сознания, так и теоретического. Консерватизм – теоретическое обоснование традиционализма. Консерватизм выступает как течение, движение, направление. Консерватизм объединяет теорию и практику.

Необходимость государственной идеологии. Власти нужна была нужна государственная идеология. События в Европе стали захватывать умы России, этому влиянию поддавалась молодежь. Консервативное направление выработало государственную идеологию России, это стало, по сути, «реакцией на брожение умов». Государственная идеология формировалась постепенно. Одним из первых разработчиков был Н.М.Карамзин (1766-1826). Родился в Симбирске. Находился под влиянием лидера масонского движения в России Новикова. Приветствовал Французскую революцию. Его «История государства российского» началась печататься с 1804 г., в ней изложены яркие исторические события до 1611 г. При Александре I находились оппозиции. Они объединились вокруг сестры императора Елены Павловны. Елена Павловна заказала Карамзину записку с изложением основ правления. Так появилась его «Записка о древней и новой России…», обосновал понятие самодержавия.

Идейно русский консерватизм оформился благодаря Шишкову (1724-1841). Он был президентом Академии наук, министром народного просвещения. Главная задача – не дать злодеям проникнуть в Россию, особенно нужно опасаться французов. От всех французских бед Россию надо сберечь.


Окончательно официальная идеология была сформулирована С.С.Уваровым. с 1833 года был министром народного просвещения. В юности увлекался либерализмом. Европа представляет старые народы. Возвести умственные плотины между Западом и Россией. Основы, на которых нужно воспитывать молодежь, были сформулированы в циркуляре 1833 года. Самодержавие – характеристика политическо1 системы и государственности. Цементирующим элементом является православие. Народность понималась как отсутствие основы для социальных конфликтов. В это понятие входил крепостнических уклад. Русский народ религиозен, предан царю, царь для него Бог на земле, а помещик – отец родной. Принцип государственности – патриархальность. Государство – большая семья, царь – Бог и заботливый отец. Попечительство – забота. Теория официальной народности разрабатывалась во всех областях гуманитарного знания.

Погодин М.П. Его отец был крепостным управляющим в крупном имении. Аристократическое общество Погодина не приняло. Он собрал древнехранилище рукописей и икон. Также был журналистом и издателем. Руководил редакцией Москвитянина. Самый серьезный вклад внес в разработку теории официальной народности. Разработал теорию универсальной монархии. Все монархи мечтали о прочной монархии, но ближе всего к осуществлению этого идеала подошла Россия. Все монархи не имели прочной основы, они были «механическими», потому что они держались на военной силе и на насилии. Только Россия имеет нравственные основы: вера православная, отношение к царю. Самой перспективной является монархия, при ней легче всего проводить законы. Он написал письмо Александру II и видел в нем создателя этой самой монархии. Под влиянием этой теории проводил свою политику Николай I, усилилось влияние церкви, были созданы кафедры богопознания, сократилось преподавание естественно-научных дисциплин.

Консервативное направление теоретически обосновывало теорию официальной народности.

Слобожникова В.С. Мыслитель в николаевской России. Интернет.

Сперанский М.М. (1772-1839). Первые 20 лет 19 века он был либералом. На данном этапе предложил проект конституционной монархии. Стал консерватором в виду своей религиозности, знакомство с реалиями России. По заказу Николая I Сперанский написал «Руководство к познанию законов». Рассматривал все формы государственной власти. Сперанский был антиреспубликанцем (эта форма временна, не подходит для больших территорий). России подходит только самодержавная форма, ограничение власти со стороны аристократии. В стране существуют несколько элит, цель аристократии прийти к власти и выстроить государство под себя. Монарх нужен как консенсусный институт. Самый эффективный вариант, когда система соответствует возрасту народа. В России некому ограничивать власть монарха. Требования к депутатам: образованность, богатство, уважение со стороны населения. Был противником всеобщего избирательного права, все права делил на гражданские (право собственности для всех) и политические (для узкого круга людей, имущественный ценз, ценз оседлости). Был против крепостного права, предлагал оформить сословия сельских обывателей. Право должно соответствовать возрасту народа. Все население делится на три группы: есть люди, которые живут в будущем, люди, которые живут в настоящем, люди, которые живут в прошлом. Основой нахождения в той или иной группе являются потребности.


По мнению Пивоварова Ю.С. Сперанский – родоначальник солидаризма.

Ранний российский либерализм.

Время возникновения российского либерализма до сих пор остается спорным вопросом. Леонтович считает, что это произошло в XVIII веке. Некоторые современные ученые видят возникновение либеральных идей в Киевский период. Большая часть исследователей считает, что либерализм возник в середине XIX века.

Ранний российский либерализм зародился в 30-40-е гг. XIX века и связывают с западничеством и славянофильством. Вопрос о структуре также является спорным. Спор – относить к российским либералам славянофилов?

Первым кто заложил основы российского либерализма был П.Я.Чаадаев. Его «Философическое письмо» потрясло всю мыслящую Россию. «Храмину современной цивилизации создал энергичный Запад». По сути, Чаадаев отстаивал идею европоцентричности. В этом письме дается оценка современной ему России, отрицалась философоцентричность России.

«Разные судьбы, разные религии». Энергию Западу давал католицизм, а Россия попала под влияние «жалкой и презренной Византии». Православие не защитило угнетенных, церковь послушно следует за властью, покоряясь ей.

«Россия не входит в состав человечества». Будущее России видел в том, что включиться в западный христианский мир. Но у Запада были свои недостатки – языческое наследие древнего мира, необходимо преодолеть преобладание материального над духовным. Провидение специально задержало развитие России, чтобы не повторять ошибок.

Власть его объявила официально сумасшедшим.

В 1839 году Чаадаев поставил вопрос – Что такое Россия? Каково ее прошлое, настоящее и будущее? 1839 год – статья Хомякова «О старом и новом». Это было интеллектуальное течение. Эти идеи разрабатывались в публицистике, устных беседах и работах «в стол».

Политические взгляды западников

Лидером западников был Т.Н. Грановский. Также относился С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин. Среди публицистов были В.П.Боткин (первым теоретически обосновал атеизм), Анненков (первый издатель наследия Пушкина). Все они стояли на гегелевской позиции однолинейного развития мира. Мир был создан, по их мнению, абсолютом, а в дальнейшем развивается по законам диалектики. Передовой считали Западную Европу. Высоко ценили начало буржуазной государственности. Юридическая оформленность отношений ставилась ими на первое место, а также верховенство закона. В Западной Европе на первое место ставилась защищенность личности, наличие политических прав и свобод. Россия должна следовать европейским образцам.

Оценка российской истории. Всю историю России делили на два этапа:

· Допетровскую. Относились пренебрежительно.

· Современную

Государство в России появилось только в XVIII веке. Появилось личностное начало как основа государства.

Причина деления в том, что историческая наука только развивалось. Слишком контрастно выглядела Россия на фоне Западной Европы. Высоко ценили личность Петра для России, Герцен назвал Петра «царем-революционером», он «разрушил китайскую стену между нашей страной и Европой».

Критическое отношение к современной России. Проблема положения личности – крепостное право. Работа бюрократического аппарата. Считали, что нужно ограничить самодержавную власть.

Общественно-политический идеал. Идеал был разработан слабо, четко не определили форму государственной власти, они были сторонниками «морального» государства. Представления о будущем выглядели расплывчато, теоретически не были оформлены. В середине 40-х гг. западничество раскололось. Разделились на умеренных и радикальных. Белинский и Герцен перешли на радикальные позиции.

 







Date: 2015-07-23; view: 1419; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию