Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 9 page
номической, политической и военной областях. Отсюда вытека- ют совпадение и различие интересов США со странами Западной Европы, Японии, а также их политика в отношении России. Еще одним фактором, определяющим реальные изменения ВПО, являются потенциальные и реальные возможности субъек- тов военно-политических отношений, ибо только они обеспечи- вают перевод намерений в конкретные действия. При этом, если возможности полностью соответствуют наме- рениям субъекта военно-политических отношений, они могут обеспечить их реальное достижение. Если же они далеко расхо- дятся между собой, скажем, возможности не отвечают намере- ниям, последние начинают приобретать неразумный, авантюр- ный характер и чаще всего оказываются недостижимыми. В этом случае требуются дополнительные усилия, направленные либо на расширение имеющихся возможностей, либо на пересмотр и сокращение своих намерений и целей. Весомое влияние на характер военно-политических отноше- ний и изменения ВПО оказывают геополитическое положение, военно-экономические, информационные, демографические, научно-технические, морально-психологические и собственно военные возможности. Наиболее прямое воздействие на ВПО оказывают собственно военные возможности, имеющиеся военные силы у действующих субъектов военно-политических отношений. Они характеризуются конкретными данными о вооруженных силах, других военных формированиях и органах, различных объединениях в рамках во- енных союзов, особенно о наличии или отсутствии ядерных воору- жений, других средств массового и информационного поражения. Сегодня все большее значение приобретают качественные и структурные особенности вооруженных сил, информационное, техническое и морально-психологическое превосходство одного государства над другими субъектами военно-политических от- ношений. Характер оружия, военной техники, появление их 2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 99 новых видов, система подготовки личного состава, изменения организационной структуры, придание ей в большей мере на- ступательной или оборонительной направленности — все это отражается на характере военно-политической обстановки. Правильная оценка ВПО невозможна без всестороннего учета изменений в военной составляющей сторон. К числу других основных факторов, формирующих ВПО, сле- дует отнести тип (характер) и состояние военно-политических отношений между взаимодействующими сторонами. Они не толь- ко формируют ВПО, но и выражают ее специфические особен- ности, ее сущность. Эти отношения могут быть откровенно враждебными, конф- ронтационными, сдержанно выжидательными (с неполным до- верием), партнерскими (с известным взаимопониманием, дове- рием), дружескими и союзническими. Возможны и более сложные варианты, сочетающие элементы разных типов отношений и пе- реходы от одного к другому. Названные отношения выражают- ся в конкретных военно-политических действиях, которые пред- принимаются противоборствующими сторонами, их союзниками или нейтральными силами для достижения своих политических целей. Именно предпринимаемые акции придают военно-поли- тической обстановке окончательную определенность. Это могут быть, с одной стороны, невоенные действия (меры, акции), а с другой — собственно военные меры и акции, использование в той или иной форме военной силы. При оценке ВПО необходимо выявлять и четко фиксировать военно-политические отношения сторон (какими бы сложны- ми, противоречивыми и завуалированными они ни были) и на этой основе выявлять весь спектр военно-политических действий, предпринимаемых противниками (оппонентами), явными и по- тенциальными союзниками, дружественными и нейтральными субъектами ВПО. Перечень возможных мер, предпринимаемых для разрешения военных конфликтов как на мирных, так и на собственно воен- ных фазах их развития, довольно обширен. Эти меры могут быть сведены в шесть групп: информационно-психологические, по- литические, дипломатические, правовые, экономические и соб- ственно военные. Основными военными мерами, применяемыми для предотвраще- ния (сдерживания) и разрешения военных конфликтов, являются: — проведение информационных и психологических операций (акций) против противника; 100 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ — демонстрация перевода регулярных вооруженных сил на штаты военного времени, наращивания орбитальных группиро- вок космических аппаратов; — демонстрация перевода резерва и других войск на военное положение; — демонстрация оперативного развертывания соединений и частей у границ; — формирование новых соединений и частей; — перебазирование и рассредоточение сил и средств военно- воздушных сил; — перебазирование и рассредоточение сил флота; — реальные действия группировок войск по подготовке к ве- дению операций в целях разрешения военного конфликта и др. Из перечисленных мер необходимо выбирать наиболее эф- фективные в сложившейся ВПО. Все факторы, формирующие военно-политическую обстанов- ку, переплетаются, взаимодействуют и постоянно изменяются во времени. Соответственно меняется и характер ВПО, ее состо- яние на каждый данный момент. Для анализа и оценки ВПО необходимо установить градацию ее возможных состояний. По степени изменчивости или устой- чивости военно-политическая обстановка может быть стабиль- ной (устойчивой) и нестабильной (неустойчивой). Стабильной (устойчивой) ВПО может считаться при следую- щих обстоятельствах: — главные характеристики формирующих ее факторов доста- точно долгое время остаются относительно неизменными; — взаимодействуют (или противоборствуют) те же субъекты, политические силы, а их намерения, цели, планы и доктрины остаются практически прежними; — не происходит резкого наращивания военной мощи, воо- руженных сил, формирования или расширения (распада) воен- ных блоков; в основном сохраняется сложившееся соотношение сил, не совершается крупных, значительных, резких перемен в действиях сторон. Однако действия сторон могут быть как пассивными, так и весь- ма активными (вплоть до систематических провокаций), поэтому стабильную ВПО не следует отождествлять со спокойной. Нестабильная (неустойчивая) ВПО возникает в случаях, когда происходит резкое изменение каких-либо факторов, особенно намерений и действий сторон. Например, происходит резкая смена военных доктрин, целей, стратегических установок, появ- 2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 101 ляется новая система оружия, наращиваются вооруженные силы, меняется их группировка, нарушается сложившееся соотноше- ние сил, наблюдаются переходы от смягчения к обострению отношений, предпринимаются крупномасштабные неожиданные действия. Существует и промежуточное положение — переходная ВПО Ее признаками являются какие-либо отдельные информацион- ные, дипломатические или военные акции, которые в той или иной степени меняют сложившееся привычное положение вещей, дестабилизируют обстановку, более резко ее меняют. По другому основанию — степени или уровню напряженно- сти ВПО между сторонами — можно различать несколько ее типовых состояний. Спокойная ВПО характеризуется следующими признаками: — отношения между военно-политическими силами развива- ются без серьезных осложнений, межгосударственные отноше- ния строятся в русле существующих договоров с соблюдением требований международного права; — деятельность военных союзов, вооруженных сил государств не выходит за рамки сложившихся норм; — нет открытой пропаганды войны, проявляется сдержанность в высказываниях и оценках; — вдут переговоры, расширяются реальные меры доверия; — меры информационно-психологического воздействия на другие субъекты ВПО не носят дестабилизирующего характера. Признаками обострившейся ВПО могут быть: — ухудшение отношений в различных областях, рост недове- рия, усиление конфронтации; —- рост гонки вооружений, демонстрация силы, в том числе проведением широкомасштабных учений, крупных передвиже- ний войск (сил); — затягивание или свертывание переговоров, нарушение име- ющихся соглашений; — обострение идеологической борьбы по вопросам военной политики; — проведение информационных и психологических акций малой и средней интенсивности. Конфликтная BIJO характеризуется тем, что происходит пос- ледовательное ухудшение отношений, усиление военного давле- ния и военной угрозы. Прекращаются переговоры, происходит прямое нарушение отдельными субъектами ВПО или их союза- ми некоторых соглашений и принятых обязательств. Система- 102 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ тически осуществляются информационно-психологические и иде- ологические диверсии, а также крупномасштабные передвиже- ния войск и сил. Кризисная ВПО — отношения между военно-политическими силами выходят за рамки существующих договоров и диплома- тических норм. Кризис переходит в открытый конфликт. Ин- тенсивно ведутся информационно-психологическое противобор- ство и военные действия ограниченного характера (военные инциденты на границе, отдельные воздушные налеты, вооружен- ные конфликты локального масштаба и др.). Война и вооруженный конфликт — высшие по напряженно- сти состояния ВПО, когда противоборствующие стороны исполь- зуют все или большую часть имеющихся сил для достижения решительных целей. Что касается военных конфликтов в целом, то в развитии каждого из них, в зависимости от степени интенсивности ВПО, можно выделить шесть фаз: скрытое зарождение конфликта; обострение напряженности; начало конфликтных действий; кри- зис; военные действия (разрещ^ние кризиса); восстановление мира. При этом в первой фазе (как правило, скрытой) появляются различия в интересах между классами, другими группами людей и партиями, отражающими их интересы, или государствами. ВПО становится неустойчивой, военная опасность возрастает, хотя непосредственной военной угрозы еще нет и стратегическая обстановка может сохраняться стабильной и спокойной. Вторая фаза конфликта, как правило, связана с обострением напряженности. По мере развития и углубления различий про- исходит осознание их теми сторонами, которым они принадле- жат, и превращение различий в противоречия. На этом этапе носители различий становятся конфликтующими сторонами. ВПО характеризуется началом конфронтации, резкими полити- ческим заявлениями, а иногда угрозами и демонстрацией воен- ной силы. Однако стратегическая обстановка еще может какое то время сохраняться стабильной. В первых двух фазах развития военного конфликта существу- ет потенциальная военная угроза. Третья фаза характеризуется начатом силовых (пока еще не- военных) действий. Несмотря на нарастание непосредственной военной угрозы, стратегическая обстановка может быть еще от- носительно стабильной. Этот период развития ВПО можно ха- рактеризовать как реальную военную угрозу. 2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 103 Четвертая фаза конфликта самая острая и опасная, так как для нее характерны кризисное состояние ВПО, наличие непос- редственной военной угрозы (опасности). В большинстве случа- ев все это ведет к перерастанию стабильной стратегической об- становки в нестабильную. Пятая фаза конфликта, как правило, связана с его разреше- нием. При этом кризисное состояние, как высший пик напря- женности ВПО, может быть разрешено мирным путем, через достижение компромисса, или вооруженным путем. ВПО в условиях войны приобретает резко выраженные черты противоборства по всем направлениям. Четко определяются от- ношения: противник — союзник — нейтральная сторона. Шестая фаза заключается в завершении конфликта и восста- новлении мира путем вывода вооруженных группировок сторон, разведения войск, перевода государств на мирный путь решения спорных вопросов, а также в стабилизации ВПО. Приведенные характеристики основных состояний ВПО нельзя рассматривать как обязательные последовательные ступени эс- калации, через которые шаг за шагом должна меняться ВПО. Военно-политический процесс развивается под воздействием многих, нелинейно связанных факторов, в нем немалую роль играет фактор случайности. 2.4.2. Особенности анализа военно-политической обстановки Текущая и перспективная (прогностическая) оценка военно- политической обстановки в наиболее глубоком и полном объе- ме — это функция прежде всего высших политических и воен- ных органов, их руководителей, которые по результатам такой оценки принимают важные решения по вопросам государствен- ного и военного строительства. Оценка ВПО связана с анализом огромного количества мате- риала из самых различных областей общественной жизни и сфер деятельности людей, т.е. весьма разнородных процессов, фак- тов, событий. Все это обусловливает необходимость четкой орга- низации работы, подбора исполнителей из числа специалистов в области военной политики, военной экономики, техники и во- оружений организации вооруженных сил, в области информати- ки, психологии, стратегии, оперативного искусства и т.п. Без такой специализации экспертов и разделения их труда невоз- можно охватить все элементы и факторы ВПО, обеспечить не- обходимую полноту и достоверность ее оценки. 104 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ Руководитель должен обладать исключительно высоким чув- ством ответственности за правильную и своевременную оценку ВПО, глубину выводов и обоснованность предложений по ней. Просчеты в этой работе могут свести на нет любые усилия, даже если мы располагаем превосходящей мощью. Кроме того, руководителю нужно постоянно помнить, что значительный объем дезинформирующих сведений будет дово- диться противоборствующей стороной с учетом его личностных (психологических, профессиональных, нравственных и др.) ка- честв. Не случайно практически во всех странах существуют психологические портреты на руководителей соответствующих уровней потенциально опасных государств, В армии США, на- пример, такие психологические портреты потенциального про- тивника составляются от высшего руководства вооруженных сил до командира соединения, отдельной части включительно. С уче- том психологических портретов планируется и осуществляется «высокоточное (целенаправленное) воздействие» на конкретных руководителей в мирное и военное время. Наконец, кроме знаний узкого и широкого профиля, наличия необходимого опыта, военный руководитель должен владеть ме- тодикой работы, вести ее в определенной последовательности. В самом общем плане можно выделить три этапа работы по анализу и оценке ВПО. 1. Предварительный (подготовительный) этап связан с реше- нием организационных, методологических и методических задач. На этом этапе определяются объект изучения (мировая, реги- ональная, локальная ВПО), цели и задачи (текущая или перс- пективная оценка ВПО, предназначение этой оценки, вопросы, требующие особого внимания), круг исполнителей и организа- ция их работы, время на решение всех задач, форма, в которой должны быть представлены результаты анализа. 2. Основной этап охватывает собственно процесс анализа, оценки и обобщения ВПО, прогнозирования ее возможных из- менений в ближайшем и отдаленном будущем. На основном этапе работы по оценке ВПО можно выделить два частных этапа: первый — сбора и первичной обработки ис- ходных данных обстановки; второй — анализа и оценки данных, формулирования выводов (обобщения) и прогнозирования из- менений ВПО. 3. Заключительный этап предполагает оформление и представ- ление полученных результатов соответствующим органам госу- дарственного и военного управления в форме военно-полити- 2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 105 ческого обзора, докладной записки, а в некоторых случаях и в форме предложений. Эта работа может завершиться включе- нием полученных результатов в соответствующие документы в ка- честве основы для выработки и принятия военно-политических решений. Более подробно рассмотрим основной этап, первый частный этап которого включает в себя решение двух типов задач: — сбор и добывание фактов, исходных данных, а также дру- гих вспомогательных материалов по ВПО; — первичную логическую и машинную обработку собранных материалов. Непосредственная работа по оценке ВПО имеет своим нача- лом сбор и добывание необходимых исходных данных. Каковы же-главные источники основных исходных данных для анализа и оценки ВПО? Их можно условно свести в четыре группы. Первая группа — это официальные открытые документы го- сударственных органов, в том числе военных, а также влиятель- ных общественных организаций. В их числе — выступления ру- ководителей, заявления, декларации, обращения, манифесты, официальные ноты и т. п. Особого внимания заслуживают во- енные доктрины, директивы и приказы военно-политического руководства. Вторая группа — информационные и справочные материалы по различным сферам общественной жизни, в том числе и по военным вопросам, открыто издающиеся соответствующими ведомствами. Третья группа —• средства массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, телевидение), а также глобальная информаци- онная сеть Интернет. Они содержат наиболее оперативную, но противоречивую информацию. Через них может быть организо- вана специальная «утечка» информации, проведены своего рода пропагандистские кампании, направленные на отвлечение вни- мания от скрытно проводимых мероприятий и введение вероят- ного или уже обозначившегося противника в заблуждение. По- этому материалы, собранные из средств массовой информации, требуют особо критической оценки. В этой связи необходимо отметить, что, например, сеть Интернет — кладбище сплетен и дезинформации. Вместе с тем она почти идеальное средство для дезинформации и информирован™ противника. Четвертую группу составляют закрытые материалы — секрет- ного, совершенно секретного или особо важного характера, до- 106 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ бываемые специальными службами и войсковыми разведыватель- ными органами. Особо следует отметить, что анализу и оценке подлежат дан- ные и сведения, отражающие не только ВПО за пределами на- циональной территории, но и касающиеся обстановки в собствен- ной стране, в тылу своих войск. Недооценка действий войск противника в нашем тылу, проявлений национализма, сепара- тизма, действий агентуры и диверсионно-разведывательных сил противника, бандитских и террористических формирований и других враждебных и деструктивных сил может привести к не- гативным последствиям, так как их действия могут представлять угрозу не меньшую, чем удары группировок войск агрессора с фронта или флангов. Поэтому исходные данные для оценки ВПО «в своем тылу» необходимо собирать столь же тщательно, как и данные о противнике. Первичная логическая обработка исходных данных предпо- лагает прежде всего их фиксирование в четких и общепринятых терминах и предложениях, чтобы они, во-первых, могли стать содержанием краткой справки и, во-вторых, могли быть введе- ны в память информационной компьютерной системы. Для это- го выполняют операции по классификации и систематизации ис- ходных данных. К примеру, имеющиеся материалы можно классифицировать по следующим основаниям: — по значимости — основные и вспомогательные; — по сферам общественной жизни — экономические, поли- тические, идеологические, технологические, информационные, собственно военные; — по характеру отражения действительности — прямые и кос- венные, достоверные, сомнительные и ложные; — по длительности действия — долго- и кратковременные материалы. Особое значение имеет классификация данных по факторам, которые формируют ВПО (намерения, возможности, военные силы и средства, совершаемые действия, складывающиеся отно- шения). Второй частный этап основного этапа работы по изучению ВПО также включает в себя решение задач двоякого рода. Одни из них связаны с текущим анализом и оценкой ВПО на данный момент времени и формированием выводов о степени ее ста- бильности, напряженности и т.п. Другие предполагают осуще- ствление прогноза — возможных тенденций (перспектив) разви- тия ВПО. 2 .4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 107 Р Все задачи второго частного этапа требуют углубленного ана- jjtea собранных исходных данных, проникновения в скрытый • ш е л, в сущность, причинные связи и последствия наблюдае- KltX явлений. Главное на этапе анализа и оценки ВПО не «что» К «где», а «почему» это случилось, на что «направлено», какие |вгут быть последствия? Для ответа на эти вопросы потребуется рироко использовать общие и специальные приемы познания: Кнвлиз и синтез, сравнение, обобщение, аналогию, индукцию, йдукцию, мысленный эксперимент, математические методы, факторный анализ. Методика работы высшего военно-политического руководства рТраны по оценке и прогнозированию ВПО в рамках рассмот- ренных выше трех этапов включает в себя: 1) добывание и первичную обработку информации; 2) изучение (уяснение) общей политической обстановки и тен- денций мирового развития, уяснение цели, задач и методики Изучения ВПО, построение в начале нескольких структурных Моделей ВПО, их оптимизацию и создание на их основе рабочей Модели ВПО; 3) анализ факторов и оценка ВПО соответствующей рабочей Модели; 4) формирование выводов из оценки ВПО в целом (обобще- ние результатов проведенной оценки ВПО); 5) прогнозирование развития ВПО. На основе оценки и прогноза развития ВПО осуществляются разработка предложений и принятие военно-политических ре- шений. Рассмотрим более детально порядок и содержание рабо- ты по оценке и прогнозированию ВПО. Оценка и прогнозирование военно-политической обстановки. Ис- следование начинается, как уже отмечалось, со сбора и добыва- ния информации, ее упорядочения, классификации и система- тизации. Однако этот процесс не завершается на какой-то Начальной стадии, а продолжается на всем протяжении анали- тической работы, постоянно расширяя и углубляя знания об изучаемых явлениях. Одновременно уясняются цель, задачи и методика работы, а также тенденции мирового (регионального) развития, осуще- ствляется построение рабочей модели военно-политической об- становки в мире (изучаемом регионе). Понятно, что предварительный набросок ВПО будет уточнять- ся и развиваться по мере углубления анализа военно-политичес- ких процессов. 108 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ Главная цель оценки ВПО в мирное время заключается в том, чтобы определить источники и степень внешней и внутренней военной угрозы. Цель достигается решением ряда аналитичес- ких задач, связанных с выявлением и оценкой факторов, фор- мирующих ВПО в текущий момент и в перспективе. В условиях военного времени цель оценки ВПО — выявление факторов, которые решающим образом могут повлиять на ход и исход войны или вооруженного конфликта. Рабочая модель ВПО — это вербальная модель, в которой за- фиксированы: — расстановка и соотношение основных политических сил (центров силы); — основные (жизненно важные) интересы политических сил; — реальные и потенциальные возможности этих сил по обес- печению своих интересов; — характер взаимоотношений между ними и основные тен- денции их изменений; — суть и направленность тех перемен, которые происходят или могут произойти на мировой арене (в регионе). Построение и рассмотрение рабочей модели военно-полити- ческой обстановки позволяет перейти к углубленному изучению ситуации и формирующих ее факторов. Последовательность анализа факторов, формирующих ВПО, может быть следующей: — установление субъектов ВПО; —• выявление и оценка интересов и намерений субъектов ВПО; — оценка реальных и потенциальных возможностей субъек- Date: 2015-07-22; view: 479; Нарушение авторских прав |