Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 9 page





номической, политической и военной областях. Отсюда вытека-

ют совпадение и различие интересов США со странами Западной

Европы, Японии, а также их политика в отношении России.

Еще одним фактором, определяющим реальные изменения

ВПО, являются потенциальные и реальные возможности субъек-

тов военно-политических отношений, ибо только они обеспечи-

вают перевод намерений в конкретные действия.

При этом, если возможности полностью соответствуют наме-

рениям субъекта военно-политических отношений, они могут

обеспечить их реальное достижение. Если же они далеко расхо-

дятся между собой, скажем, возможности не отвечают намере-

ниям, последние начинают приобретать неразумный, авантюр-

ный характер и чаще всего оказываются недостижимыми. В этом

случае требуются дополнительные усилия, направленные либо

на расширение имеющихся возможностей, либо на пересмотр

и сокращение своих намерений и целей.

Весомое влияние на характер военно-политических отноше-

ний и изменения ВПО оказывают геополитическое положение,

военно-экономические, информационные, демографические,

научно-технические, морально-психологические и собственно

военные возможности.

Наиболее прямое воздействие на ВПО оказывают собственно

военные возможности, имеющиеся военные силы у действующих

субъектов военно-политических отношений. Они характеризуются

конкретными данными о вооруженных силах, других военных

формированиях и органах, различных объединениях в рамках во-

енных союзов, особенно о наличии или отсутствии ядерных воору-

жений, других средств массового и информационного поражения.

Сегодня все большее значение приобретают качественные

и структурные особенности вооруженных сил, информационное,

техническое и морально-психологическое превосходство одного

государства над другими субъектами военно-политических от-

ношений. Характер оружия, военной техники, появление их

2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 99

новых видов, система подготовки личного состава, изменения

организационной структуры, придание ей в большей мере на-

ступательной или оборонительной направленности — все это

отражается на характере военно-политической обстановки.

Правильная оценка ВПО невозможна без всестороннего учета

изменений в военной составляющей сторон.

К числу других основных факторов, формирующих ВПО, сле-

дует отнести тип (характер) и состояние военно-политических

отношений между взаимодействующими сторонами. Они не толь-

ко формируют ВПО, но и выражают ее специфические особен-

ности, ее сущность.

Эти отношения могут быть откровенно враждебными, конф-

ронтационными, сдержанно выжидательными (с неполным до-

верием), партнерскими (с известным взаимопониманием, дове-

рием), дружескими и союзническими. Возможны и более сложные

варианты, сочетающие элементы разных типов отношений и пе-

реходы от одного к другому. Названные отношения выражают-

ся в конкретных военно-политических действиях, которые пред-

принимаются противоборствующими сторонами, их союзниками

или нейтральными силами для достижения своих политических

целей. Именно предпринимаемые акции придают военно-поли-

тической обстановке окончательную определенность. Это могут

быть, с одной стороны, невоенные действия (меры, акции),

а с другой — собственно военные меры и акции, использование

в той или иной форме военной силы.

При оценке ВПО необходимо выявлять и четко фиксировать

военно-политические отношения сторон (какими бы сложны-

ми, противоречивыми и завуалированными они ни были) и на

этой основе выявлять весь спектр военно-политических действий,

предпринимаемых противниками (оппонентами), явными и по-

тенциальными союзниками, дружественными и нейтральными

субъектами ВПО.

Перечень возможных мер, предпринимаемых для разрешения

военных конфликтов как на мирных, так и на собственно воен-

ных фазах их развития, довольно обширен. Эти меры могут быть

сведены в шесть групп: информационно-психологические, по-

литические, дипломатические, правовые, экономические и соб-

ственно военные.

Основными военными мерами, применяемыми для предотвраще-

ния (сдерживания) и разрешения военных конфликтов, являются:

— проведение информационных и психологических операций

(акций) против противника;

100 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

— демонстрация перевода регулярных вооруженных сил на

штаты военного времени, наращивания орбитальных группиро-

вок космических аппаратов;


— демонстрация перевода резерва и других войск на военное

положение;

— демонстрация оперативного развертывания соединений

и частей у границ;

— формирование новых соединений и частей;

— перебазирование и рассредоточение сил и средств военно-

воздушных сил;

— перебазирование и рассредоточение сил флота;

— реальные действия группировок войск по подготовке к ве-

дению операций в целях разрешения военного конфликта и др.

Из перечисленных мер необходимо выбирать наиболее эф-

фективные в сложившейся ВПО.

Все факторы, формирующие военно-политическую обстанов-

ку, переплетаются, взаимодействуют и постоянно изменяются

во времени. Соответственно меняется и характер ВПО, ее состо-

яние на каждый данный момент.

Для анализа и оценки ВПО необходимо установить градацию

ее возможных состояний. По степени изменчивости или устой-

чивости военно-политическая обстановка может быть стабиль-

ной (устойчивой) и нестабильной (неустойчивой).

Стабильной (устойчивой) ВПО может считаться при следую-

щих обстоятельствах:

— главные характеристики формирующих ее факторов доста-

точно долгое время остаются относительно неизменными;

— взаимодействуют (или противоборствуют) те же субъекты,

политические силы, а их намерения, цели, планы и доктрины

остаются практически прежними;

— не происходит резкого наращивания военной мощи, воо-

руженных сил, формирования или расширения (распада) воен-

ных блоков; в основном сохраняется сложившееся соотношение

сил, не совершается крупных, значительных, резких перемен

в действиях сторон.

Однако действия сторон могут быть как пассивными, так и весь-

ма активными (вплоть до систематических провокаций), поэтому

стабильную ВПО не следует отождествлять со спокойной.

Нестабильная (неустойчивая) ВПО возникает в случаях, когда

происходит резкое изменение каких-либо факторов, особенно

намерений и действий сторон. Например, происходит резкая

смена военных доктрин, целей, стратегических установок, появ-

2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 101

ляется новая система оружия, наращиваются вооруженные силы,

меняется их группировка, нарушается сложившееся соотноше-

ние сил, наблюдаются переходы от смягчения к обострению

отношений, предпринимаются крупномасштабные неожиданные

действия.

Существует и промежуточное положение — переходная ВПО

Ее признаками являются какие-либо отдельные информацион-

ные, дипломатические или военные акции, которые в той или

иной степени меняют сложившееся привычное положение вещей,

дестабилизируют обстановку, более резко ее меняют.

По другому основанию — степени или уровню напряженно-

сти ВПО между сторонами — можно различать несколько ее

типовых состояний.

Спокойная ВПО характеризуется следующими признаками:

— отношения между военно-политическими силами развива-

ются без серьезных осложнений, межгосударственные отноше-

ния строятся в русле существующих договоров с соблюдением

требований международного права;

— деятельность военных союзов, вооруженных сил государств

не выходит за рамки сложившихся норм;

— нет открытой пропаганды войны, проявляется сдержанность

в высказываниях и оценках;

— вдут переговоры, расширяются реальные меры доверия;


— меры информационно-психологического воздействия на

другие субъекты ВПО не носят дестабилизирующего характера.

Признаками обострившейся ВПО могут быть:

— ухудшение отношений в различных областях, рост недове-

рия, усиление конфронтации;

—- рост гонки вооружений, демонстрация силы, в том числе

проведением широкомасштабных учений, крупных передвиже-

ний войск (сил);

— затягивание или свертывание переговоров, нарушение име-

ющихся соглашений;

— обострение идеологической борьбы по вопросам военной

политики;

— проведение информационных и психологических акций

малой и средней интенсивности.

Конфликтная BIJO характеризуется тем, что происходит пос-

ледовательное ухудшение отношений, усиление военного давле-

ния и военной угрозы. Прекращаются переговоры, происходит

прямое нарушение отдельными субъектами ВПО или их союза-

ми некоторых соглашений и принятых обязательств. Система-

102 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

тически осуществляются информационно-психологические и иде-

ологические диверсии, а также крупномасштабные передвиже-

ния войск и сил.

Кризисная ВПО — отношения между военно-политическими

силами выходят за рамки существующих договоров и диплома-

тических норм. Кризис переходит в открытый конфликт. Ин-

тенсивно ведутся информационно-психологическое противобор-

ство и военные действия ограниченного характера (военные

инциденты на границе, отдельные воздушные налеты, вооружен-

ные конфликты локального масштаба и др.).

Война и вооруженный конфликт — высшие по напряженно-

сти состояния ВПО, когда противоборствующие стороны исполь-

зуют все или большую часть имеющихся сил для достижения

решительных целей.

Что касается военных конфликтов в целом, то в развитии

каждого из них, в зависимости от степени интенсивности ВПО,

можно выделить шесть фаз: скрытое зарождение конфликта;

обострение напряженности; начало конфликтных действий; кри-

зис; военные действия (разрещ^ние кризиса); восстановление

мира.

При этом в первой фазе (как правило, скрытой) появляются

различия в интересах между классами, другими группами людей

и партиями, отражающими их интересы, или государствами. ВПО

становится неустойчивой, военная опасность возрастает, хотя

непосредственной военной угрозы еще нет и стратегическая

обстановка может сохраняться стабильной и спокойной.

Вторая фаза конфликта, как правило, связана с обострением

напряженности. По мере развития и углубления различий про-

исходит осознание их теми сторонами, которым они принадле-

жат, и превращение различий в противоречия. На этом этапе

носители различий становятся конфликтующими сторонами.

ВПО характеризуется началом конфронтации, резкими полити-

ческим заявлениями, а иногда угрозами и демонстрацией воен-

ной силы. Однако стратегическая обстановка еще может какое


то время сохраняться стабильной.

В первых двух фазах развития военного конфликта существу-

ет потенциальная военная угроза.

Третья фаза характеризуется начатом силовых (пока еще не-

военных) действий. Несмотря на нарастание непосредственной

военной угрозы, стратегическая обстановка может быть еще от-

носительно стабильной. Этот период развития ВПО можно ха-

рактеризовать как реальную военную угрозу.

2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 103

Четвертая фаза конфликта самая острая и опасная, так как

для нее характерны кризисное состояние ВПО, наличие непос-

редственной военной угрозы (опасности). В большинстве случа-

ев все это ведет к перерастанию стабильной стратегической об-

становки в нестабильную.

Пятая фаза конфликта, как правило, связана с его разреше-

нием. При этом кризисное состояние, как высший пик напря-

женности ВПО, может быть разрешено мирным путем, через

достижение компромисса, или вооруженным путем.

ВПО в условиях войны приобретает резко выраженные черты

противоборства по всем направлениям. Четко определяются от-

ношения: противник — союзник — нейтральная сторона.

Шестая фаза заключается в завершении конфликта и восста-

новлении мира путем вывода вооруженных группировок сторон,

разведения войск, перевода государств на мирный путь решения

спорных вопросов, а также в стабилизации ВПО.

Приведенные характеристики основных состояний ВПО нельзя

рассматривать как обязательные последовательные ступени эс-

калации, через которые шаг за шагом должна меняться ВПО.

Военно-политический процесс развивается под воздействием

многих, нелинейно связанных факторов, в нем немалую роль

играет фактор случайности.

2.4.2. Особенности анализа военно-политической

обстановки

Текущая и перспективная (прогностическая) оценка военно-

политической обстановки в наиболее глубоком и полном объе-

ме — это функция прежде всего высших политических и воен-

ных органов, их руководителей, которые по результатам такой

оценки принимают важные решения по вопросам государствен-

ного и военного строительства.

Оценка ВПО связана с анализом огромного количества мате-

риала из самых различных областей общественной жизни и сфер

деятельности людей, т.е. весьма разнородных процессов, фак-

тов, событий. Все это обусловливает необходимость четкой орга-

низации работы, подбора исполнителей из числа специалистов

в области военной политики, военной экономики, техники и во-

оружений организации вооруженных сил, в области информати-

ки, психологии, стратегии, оперативного искусства и т.п. Без

такой специализации экспертов и разделения их труда невоз-

можно охватить все элементы и факторы ВПО, обеспечить не-

обходимую полноту и достоверность ее оценки.

104 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Руководитель должен обладать исключительно высоким чув-

ством ответственности за правильную и своевременную оценку

ВПО, глубину выводов и обоснованность предложений по ней.

Просчеты в этой работе могут свести на нет любые усилия, даже

если мы располагаем превосходящей мощью.

Кроме того, руководителю нужно постоянно помнить, что

значительный объем дезинформирующих сведений будет дово-

диться противоборствующей стороной с учетом его личностных

(психологических, профессиональных, нравственных и др.) ка-

честв. Не случайно практически во всех странах существуют

психологические портреты на руководителей соответствующих

уровней потенциально опасных государств, В армии США, на-

пример, такие психологические портреты потенциального про-

тивника составляются от высшего руководства вооруженных сил

до командира соединения, отдельной части включительно. С уче-

том психологических портретов планируется и осуществляется

«высокоточное (целенаправленное) воздействие» на конкретных

руководителей в мирное и военное время.

Наконец, кроме знаний узкого и широкого профиля, наличия

необходимого опыта, военный руководитель должен владеть ме-

тодикой работы, вести ее в определенной последовательности.

В самом общем плане можно выделить три этапа работы по

анализу и оценке ВПО.

1. Предварительный (подготовительный) этап связан с реше-

нием организационных, методологических и методических задач.

На этом этапе определяются объект изучения (мировая, реги-

ональная, локальная ВПО), цели и задачи (текущая или перс-

пективная оценка ВПО, предназначение этой оценки, вопросы,

требующие особого внимания), круг исполнителей и организа-

ция их работы, время на решение всех задач, форма, в которой

должны быть представлены результаты анализа.

2. Основной этап охватывает собственно процесс анализа,

оценки и обобщения ВПО, прогнозирования ее возможных из-

менений в ближайшем и отдаленном будущем.

На основном этапе работы по оценке ВПО можно выделить

два частных этапа: первый — сбора и первичной обработки ис-

ходных данных обстановки; второй — анализа и оценки данных,

формулирования выводов (обобщения) и прогнозирования из-

менений ВПО.

3. Заключительный этап предполагает оформление и представ-

ление полученных результатов соответствующим органам госу-

дарственного и военного управления в форме военно-полити-

2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 105

ческого обзора, докладной записки, а в некоторых случаях

и в форме предложений. Эта работа может завершиться включе-

нием полученных результатов в соответствующие документы в ка-

честве основы для выработки и принятия военно-политических

решений.

Более подробно рассмотрим основной этап, первый частный

этап которого включает в себя решение двух типов задач:

— сбор и добывание фактов, исходных данных, а также дру-

гих вспомогательных материалов по ВПО;

— первичную логическую и машинную обработку собранных

материалов.

Непосредственная работа по оценке ВПО имеет своим нача-

лом сбор и добывание необходимых исходных данных.

Каковы же-главные источники основных исходных данных

для анализа и оценки ВПО? Их можно условно свести в четыре

группы.

Первая группа — это официальные открытые документы го-

сударственных органов, в том числе военных, а также влиятель-

ных общественных организаций. В их числе — выступления ру-

ководителей, заявления, декларации, обращения, манифесты,

официальные ноты и т. п. Особого внимания заслуживают во-

енные доктрины, директивы и приказы военно-политического

руководства.

Вторая группа — информационные и справочные материалы

по различным сферам общественной жизни, в том числе и по

военным вопросам, открыто издающиеся соответствующими

ведомствами.

Третья группа —• средства массовой коммуникации (газеты,

журналы, радио, телевидение), а также глобальная информаци-

онная сеть Интернет. Они содержат наиболее оперативную, но

противоречивую информацию. Через них может быть организо-

вана специальная «утечка» информации, проведены своего рода

пропагандистские кампании, направленные на отвлечение вни-

мания от скрытно проводимых мероприятий и введение вероят-

ного или уже обозначившегося противника в заблуждение. По-

этому материалы, собранные из средств массовой информации,

требуют особо критической оценки. В этой связи необходимо

отметить, что, например, сеть Интернет — кладбище сплетен

и дезинформации. Вместе с тем она почти идеальное средство

для дезинформации и информирован™ противника.

Четвертую группу составляют закрытые материалы — секрет-

ного, совершенно секретного или особо важного характера, до-

106 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

бываемые специальными службами и войсковыми разведыватель-

ными органами.

Особо следует отметить, что анализу и оценке подлежат дан-

ные и сведения, отражающие не только ВПО за пределами на-

циональной территории, но и касающиеся обстановки в собствен-

ной стране, в тылу своих войск. Недооценка действий войск

противника в нашем тылу, проявлений национализма, сепара-

тизма, действий агентуры и диверсионно-разведывательных сил

противника, бандитских и террористических формирований

и других враждебных и деструктивных сил может привести к не-

гативным последствиям, так как их действия могут представлять

угрозу не меньшую, чем удары группировок войск агрессора

с фронта или флангов. Поэтому исходные данные для оценки

ВПО «в своем тылу» необходимо собирать столь же тщательно,

как и данные о противнике.

Первичная логическая обработка исходных данных предпо-

лагает прежде всего их фиксирование в четких и общепринятых

терминах и предложениях, чтобы они, во-первых, могли стать

содержанием краткой справки и, во-вторых, могли быть введе-

ны в память информационной компьютерной системы. Для это-

го выполняют операции по классификации и систематизации ис-

ходных данных. К примеру, имеющиеся материалы можно

классифицировать по следующим основаниям:

— по значимости — основные и вспомогательные;

— по сферам общественной жизни — экономические, поли-

тические, идеологические, технологические, информационные,

собственно военные;

— по характеру отражения действительности — прямые и кос-

венные, достоверные, сомнительные и ложные;

— по длительности действия — долго- и кратковременные

материалы.

Особое значение имеет классификация данных по факторам,

которые формируют ВПО (намерения, возможности, военные

силы и средства, совершаемые действия, складывающиеся отно-

шения).

Второй частный этап основного этапа работы по изучению

ВПО также включает в себя решение задач двоякого рода. Одни

из них связаны с текущим анализом и оценкой ВПО на данный

момент времени и формированием выводов о степени ее ста-

бильности, напряженности и т.п. Другие предполагают осуще-

ствление прогноза — возможных тенденций (перспектив) разви-

тия ВПО.

2 .4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 107

Р Все задачи второго частного этапа требуют углубленного ана-

jjtea собранных исходных данных, проникновения в скрытый

• ш е л, в сущность, причинные связи и последствия наблюдае- KltX явлений. Главное на этапе анализа и оценки ВПО не «что»

К «где», а «почему» это случилось, на что «направлено», какие

|вгут быть последствия? Для ответа на эти вопросы потребуется

рироко использовать общие и специальные приемы познания:

Кнвлиз и синтез, сравнение, обобщение, аналогию, индукцию,

йдукцию, мысленный эксперимент, математические методы,

факторный анализ.

Методика работы высшего военно-политического руководства

рТраны по оценке и прогнозированию ВПО в рамках рассмот-

ренных выше трех этапов включает в себя:

1) добывание и первичную обработку информации;

2) изучение (уяснение) общей политической обстановки и тен-

денций мирового развития, уяснение цели, задач и методики

Изучения ВПО, построение в начале нескольких структурных

Моделей ВПО, их оптимизацию и создание на их основе рабочей

Модели ВПО;

3) анализ факторов и оценка ВПО соответствующей рабочей

Модели;

4) формирование выводов из оценки ВПО в целом (обобще-

ние результатов проведенной оценки ВПО);

5) прогнозирование развития ВПО.

На основе оценки и прогноза развития ВПО осуществляются

разработка предложений и принятие военно-политических ре-

шений. Рассмотрим более детально порядок и содержание рабо-

ты по оценке и прогнозированию ВПО.

Оценка и прогнозирование военно-политической обстановки. Ис-

следование начинается, как уже отмечалось, со сбора и добыва-

ния информации, ее упорядочения, классификации и система-

тизации. Однако этот процесс не завершается на какой-то

Начальной стадии, а продолжается на всем протяжении анали-

тической работы, постоянно расширяя и углубляя знания об

изучаемых явлениях.

Одновременно уясняются цель, задачи и методика работы,

а также тенденции мирового (регионального) развития, осуще-

ствляется построение рабочей модели военно-политической об-

становки в мире (изучаемом регионе).

Понятно, что предварительный набросок ВПО будет уточнять-

ся и развиваться по мере углубления анализа военно-политичес-

ких процессов.

108 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Главная цель оценки ВПО в мирное время заключается в том,

чтобы определить источники и степень внешней и внутренней

военной угрозы. Цель достигается решением ряда аналитичес-

ких задач, связанных с выявлением и оценкой факторов, фор-

мирующих ВПО в текущий момент и в перспективе.

В условиях военного времени цель оценки ВПО — выявление

факторов, которые решающим образом могут повлиять на ход

и исход войны или вооруженного конфликта.

Рабочая модель ВПО — это вербальная модель, в которой за-

фиксированы:

— расстановка и соотношение основных политических сил

(центров силы);

— основные (жизненно важные) интересы политических сил;

— реальные и потенциальные возможности этих сил по обес-

печению своих интересов;

— характер взаимоотношений между ними и основные тен-

денции их изменений;

— суть и направленность тех перемен, которые происходят

или могут произойти на мировой арене (в регионе).

Построение и рассмотрение рабочей модели военно-полити-

ческой обстановки позволяет перейти к углубленному изучению

ситуации и формирующих ее факторов.

Последовательность анализа факторов, формирующих ВПО,

может быть следующей:

— установление субъектов ВПО;

—• выявление и оценка интересов и намерений субъектов ВПО;

— оценка реальных и потенциальных возможностей субъек-







Date: 2015-07-22; view: 479; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.117 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию