Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика принципов воспитания в сфере физической культуры и спорта





3 группы принципов воспитания:

Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему. Это содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы:

Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности. Главная ценность воспитания – человек, раскрытие и развитие его способностей.

Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения. Человек становится личностью только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой. В настоящее время в культуре педагогика делает акцент на ценностных ориентациях личности.

Вторая сторона этого принципа – «единство воспитания и культуры».

Принцип общественной направленности личности. Этот принцип предписывает необходимость воспитывать у обучающихся долг и ответственность перед обществом. Ориентация в спорте на личный успех может формировать сугубо эгоистические наклонности личности. Важно, чтобы и духовный, и физический потенциал, достигнутый в спорте, позднее реализовался на пользу общества в обычной жизни через профессиональную и общественную деятельность.

Принцип связи воспитания с жизнью. Принцип требует, основываясь на высокой нравственности человека, готовить воспитанника к реальной жизни, знакомя со всеми трудностями и отрицательными моментами, с которыми он может встретиться, и, главное, быть способным бороться и преодолевать эти трудности, отстаивая свои убеждения и интересы.

Направленность воспитания на успешное вхождение обучающихся в жизнь проявляется в том, что цели образования формулируются как общие и профессиональные компетенции, т.е. способности выпускника не столько воспроизводить теории и правила, сколько уметь получать и использовать информацию, осознавать свою личностную позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты.

Принцип связи воспитания, образовательной организации с жизнью означает, что педагоги по физической культуре, тренеры на учебно-тренировочных занятиях и во внеучебное время должны обсуждать с воспитанниками жизненно значимые для них проблемы.

Принцип связи воспитания с трудом, с практической деятельностью. Этот принцип требует подготовки воспитанника в процессе проведения учебно-тренировочных занятий к разнообразной реальной трудовой деятельности.

Следуя принципу связи воспитания с трудом молодежи образовательная организация должна организовывать разнообразную трудовую деятельность обучающихся, вовлекать их в труд – в тренировочном зале, на школьной территории, уборку в школе.

Принцип комплексного подхода к постановке и решению задач воспитания. Принцип требует в каждом занятии параллельного решения ряда воспитательных задач с установлением их взаимосвязи по важности.

Принцип систематичности и непрерывности воспитательного процесса. Принцип требует четкого планирования и грамотного управления воспитательным процессом.

Вторая группа принципов – это собственное педагогические, или методические, технологические принципы. К ним относятся:

Принцип воспитания в деятельности. Чтобы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности: учебно-познавательную, игровую, художественно-эстетическую, общественно-трудовую, спортивно-оздоровительную. Иначе говоря, существуют великие воспитатели, средства воспитания: игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь.

Принцип воспитания личности в коллективе. Принцип требует включения воспитанников в совместную деятельность, в систему разнообразных социальных отношений взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, способности руководить и подчиняться.

Принцип воспитания с опорой на активность личности.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать общие, общественные интересы и ценности, цели со своими личными.

Участие в жизни здорового коллектива, созданного в классе, является мощным воспитывающим средством.

Педагогу по физической культуре, тренеру необходимо уметь создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников. Педагоги должны насколько возможно поручать воспитанникам организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в образовательной организации – самообслуживание, игры, общественную работу. Инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников проявляются в таком явлении, как самоуправление – участие их в организации и регулировании собственной жизни в школе.


Принцип уважения к воспитаннику в сочетании с требовательностью к нему. Взаимодействие и взаимоотношения педагога по физической культуре, тренера и воспитанников должны основываться на гуманизме и уважении. Нравственные нормы общества и профессии, профессиональная этика требуют от педагога по физической культуре, тренера такого же отношения к воспитанникам, как и ко всем другим членам общества, взрослым. Часто, однако, тренеры пренебрегают этим, нарушая нормы морали и профессии, считая, что с воспитанниками можно общаться иначе.

Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. В любом, даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружением. Следует осуждать не человека, а его неверный поступок.

Третья группа принципов – социопсихологические. К ним относятся:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Возрастные особенности обучающихся обязывают педагога по физической культуре, тренера правильно выбирать характер общения, помощи, педагогической поддержки, методы воспитания обучающихся разного возраста.

Индивидуальные особенности людей также требуют учета в воспитании. В психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изучаются и описываются отклонения в поведении, психология одаренных, способных, с другой стороны, людей, имеющих проблемы в развитии. Педагог по физической культуре, тренер должны работать совместно с психологом, врачом, социальным педагогом.

Принцип единства требований (образовательной организации, семьи, общества). Это болезненная проблема: образовательная организация требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Родители сдают детей в образовательную организацию и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже педагоги по физической культуре, тренеры внутри образовательной организации действуют не всегда согласованно.

Принцип требует от педагога по физической культуре, тренера организации единой педагогической направленности воздействий со стороны всех, с кем контактирует воспитанник.

Вопросы и задания:

1.Что такое принцип воспитания и что он дает для процесса воспитания?

2.Дайте краткую характеристику современной системы принципов воспитания и определите свое отношение к ней.

3.Раскройте основные принципы воспитания и требования к ним на занятиях в избранном виде спорта.

Практическая работа:

Практическая работа №12. «Реализации принципов воспитания в опыте работы педагога по физической культуре».

1.Приведите примеры реализации принципов воспитания в опыте работы педагога по физической культуре.

2.Составьте систему принципов воспитания педагога по физической культуре и обоснуйте необходимость каждого взятого вами принципа.

3.Напишите основные правила поведения, принципы, которых вы придерживаетесь в жизни.







Date: 2015-06-11; view: 5726; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию