Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и особенности воспитательного процесса
Воспитание в широком педагогом смысле – это целенаправленная специально организованная деятельность по формированию личности, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (организации). Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на формирование определенных качеств личности. Структурные компоненты воспитательного процесса: -определение цели, совокупности и последовательности задач для ее достижения; -разработка содержания воспитания; -наличие плана воспитательной работы и соблюдение принципов воспитания; -владение всеми методами и широким арсеналом методических приемов; -знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; -организация места и средств педагогического воздействия; -организация форм и характера общения; -проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждение об эффективности воспитательного процесса. 2.Особенности воспитательного процесса: 1.Воспитание – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. 2.Воспитание – процесс многофакторный. В нем проявляются объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. 3.Воспитание – это процесс сложный. Результаты его не так явственно ощутимы и не так остро обнаруживают себя, как в процессе обучения. Между педагогическими влияниями, проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается воздействия множества влияний и накапливает положительный и отрицательный опыт. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что он очень динамичен, подвижен, изменчив. 4.Воспитание – это процесс длительный. Воспитание длится всю жизнь. 5.Воспитание – это процесс непрерывный. Воспитательный процесс – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются те педагоги, которые полагают, что одно яркое мероприятие способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то тренеру постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанников 6.Воспитание – это процесс комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм, методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексность означает формирование личностных качеств одновременно, в комплексе, а не поочередно. 7.Воспитательному процессу присущи вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. 8.Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от тренера к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к тренеру (обратная связь). Управление процессом строится на обратных связях, т.е. на той информации, которая идет от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении тренера, тем целесообразнее воспитательное воздействие. Эффективность воспитательного процесса зависит от: 1.Сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постоянно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – весь комплекс причин и условий, который называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического воздействия. Воспитанник, принявший с самого начала требования тренера, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. 2.Соответстия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть (форм, методов). 3.Соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек получает знания, опыт, усваивает нормы поведения и тут же проверяет их на практике. И если возникает несоответствие знаний и жизни, слова и дела, то молодых людей постигает разочарование. 4.Совокупного действия субъективных и объективных факторов. Субъективные факторы – тренеры, воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат. Объективные факторы – выражаются через условия – материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др. 5.Интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность спортсмена, направленная на совершенствование своей личности. Самовоспитание всегда сопутствует воспитанию и является его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные и спортивные планы. Все это результат воспитания, которое тем успешнее, чем более воспитанник стремится совершенствоваться. 6.Эффективности сопутствующих ему процессов – обучения, развития и формирования личности. Содержание воспитания, основные подходы к определению содержания воспитания. Под содержанием воспитательного процесса понимают систему взглядов, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с потребностями общества, поставленными целями и задачами. К определению содержания воспитания в отечественной педагогике сложились три подхода. Первый подход, традиционный, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспитания определяется целью воспитания – всестороннее и гармоническое развитие личности и конкретизируется в задачах нравственного, умственного, трудового, физического, эстетического воспитания. Второй подход, сложившийся в 1990-е гг., предлагает содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности. Базовая культура личности как система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и рудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, культуру семейных отношений и общения. Третий подход состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения – отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям: к человеку, обществу, труду, природе. Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания не отрицают, а дополняют друг друга. В традиционном подходе содержание воспитания представлено в виде требований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и поведение обучающихся. В современных подходах, отражающих формирование базовой культуры или ценностных отношений, делается попытка описать содержание воспитания с позиции личностно ориентированной педагогики. Вопросы и задания: 1.Охарактеризуйте сущность и структурные компоненты воспитательного процесса. 2.Каковы, по вашему мнению, особенности воспитательного процесса? 3.Расскажите об основных подходах к определению содержания воспитания. Практическая работа: Практическая работа №11. «Характеристика особенностей воспитательного процесса в избранном виде спорта». 1.Какие особенности воспитательного процесса в избранном виде спорта вы можете выделить? 2.Раскройте особенности воспитания и его отличие от обучения. 3.Какие причины предопределили наличие выделенных вами особенностей воспитательного процесса в избранном виде спорта?
Date: 2015-06-11; view: 6765; Нарушение авторских прав |