Название проекта
| Основатели, разработчики
| Содержание инновационного проекта
|
Свободное воспитание
| М. Монтессори (Италия),
К. Н. Вентцель.
| Выявление потребностей ребенка, строительство образования вслед за этими потребностями. Образование строится на основе запросов детей. Образование, с одной стороны, идет вслед, а, с другой – стимулирует развитие образования. Взаимосвязь процессов образования и развития.
Свободное самоопределение в окружающем мире. Вера в творческие способности ребенка, усилия педагогов направлены на приобретение творческого опыта ребенка.
|
Фасилитативная педагогика
| К. Роджерс,
(США)
| Гибкий, поддерживающий. Главное в образовательном процессе – создать условия, при которых педагог может обеспечить участливое и теплое отношение к ребенку. Ребенок и взрослый – самоценны.
Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением», а учителя, способствующего созданию условий, облегчающих усвоение учебного материала – фацилитатором.
Фацилитатор использует в основном личностно-ориентированные технологи обучения и воспитания с учетом возможностей и способностей каждого ученика.
|
Новое образование
| Е.Л. Яковлева
| Развитие творческого потенциала, вера в то, что каждый ребенок обладает способностями ко всем видам человеческой деятельности. Главное – возбудить потребность к творческой деятельности.
|
Аффективная педагогика
| У. Глассер «Школа без неудачников»,
(США)
| Ставка на успех. Главная задача педагогики школы – это устранение негативных сторон традиционного обучения. Против тестов, оценок. Главное – поддержка успехов через поощрение.
|
Педагогика сотрудничества
| Ш.А. Амонашвили,
В.Ф. Шаталов
| Ставка на развитие самостоятельности и познавательного интереса. Особое внимание уделяется не только сотрудничеству учителя и учащихся, но и детей между собой.
|
Педагогика ненасилия
| В.А. Ситаров (Москва),
А.Г. Козлова (Санкт-Петербург)
| Центральная идея – признание самоценности детства. Право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Господство атмосферы доброты, откровенности, приобщение к нормам социальной коллективной жизни.
|
Вальдорфская педагогика
| Р. Штайнер (Австрия)
| Первая школа открыта в Германии (Штутгард) в 1919 г. для рабочих фабрики «Вальдорф» – (Австрия). Вальдорфская педагогика основана на концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Главное – развитие индивидуальности через эмоционально-образное восприятие природы, образов.
|