Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 4 язык как основное средство осуществления речевой деятельности
Часть 1. Общее понятие о языке как феномене культурно-исторического развития. В процессе исторического развития для передачи информации» в процессе совместной трудовой или другой общественно-полезной деятельности используются знаки. Историческое развитие языка определяется в психологии как «система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли». Речь как психофизиологический процесс осуществляется по правилам языка и на основе использования соответствующих знаков языка. Язык есть общественное сознание, это способ передачи, обработки и хранения информации. Основные единицы языка: фонема, морфема, слово, предложение и текст. Фонема – это звук речи, выступающий в его смыслоразличительной функции, позволяющей различать одно слово от других слов. Морфема представляет собой сочетание звуков (фонем), обладающее определенным, т. н. «грамматическим» значением, которое проявляется только в составе слова. Это приставки и суффиксы и окончания. Морфемы осуществляются процессы словоизменения, словообразования, оформляются связи слов в словосочетаниях, создают основное лексическое значение слова. Слово как единица языка может обладать некоторым числом значений. Слово как единица языка выступает в роли подлежащего, сказуемого, дополнения или обстоятельства в составе предложения. Предложение представляет собой сочетание слов, передающее (выражающее) какую-либо мысль. Отличительными признаками предложения являются: смысловая и интонационная завершенность, а также структурность. Предложение выступает в качестве в качестве главного (наряду с текстом) средства коммуникации. Речевое высказывание «воплощается» в форме предложения. Текст (в «семантическом плане») представляет собой передаваемое средствами языка развернутое речевое сообщение. С его помощью предмет речи (явление, событие) отображается в речевой деятельности в наиболее полном и законченном виде. Парадигматическая и синтагматическая системы языка. Парадигматическая система – это система отношений однородных элементов языка, образующих т. н. языковые парадигмы (набор однородных языковых единиц, противопоставленных по 1–2 признакам). Синтагматическая система в психолингвистике отображает закономерности сочетаемости знаков языка при построении речевых высказываний. Она «показывает» как из сочетания звуков или морфем создается слово, как из слов образуются предложения, а из сочетания предложений – макроединица языка – текст. Синтагматическая система – это система правил, норм сочетаемости элементов языка (как однородных, так и разнородных), на основе которых осуществляется формирование и формулирование речевых высказываний (в соответствии с нормами данного языка). Кроме того, синтагматическая система отображает закономерности, «правила» образования одних единиц языка (единицы «более высокого порядка») от других, на основе тех или иных вариантов сочетания последних. Часть 2. Понятие о знаках языка и их основных функциях. Единицы языка (фонемы, морфемы, слова, предложения, текст) и правила, нормы их сочетаемости рассматриваются как знаки языка. Знак определяется в психологии как материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как «заместитель», представитель другого предмета, свойства или отношения. Среди знаков человеческой культуры в психолингвистике принято выделять невербальные знаки – жесты, мимика, пантомимика («язык телодвижений»), смысловое паузирование и голосовое интонирование. Вербальные знаки – слово, тексты, символы. Универсальность знаков языка проявляется по следующим основным параметрам: а) взаимозаменяемость знаков языка, б) предмет речи (одна и та же мысль, одно и то же мысленное содержание) может быть выражен при помощи различных средств; в) при помощи одних и тех же знаков языка (одного и того же набора знаков) в речевой деятельности может быть выражено самое разнообразное мысленное содержание. Часть 3. В своей совокупности ассоциативные связи слова как знака языка образует «семантическое поле». «Семантическое поле» объективно отображает ту систему связей и отношений, которая существует у обозначаемого словом объекта (предмета, явления, события и др.) с другими предметами, явлениями или событиями окружающей действительности. Субъективный феномен «семантического поля» состоит в том, что его структура и «наполнение» во многом определяются индивидуальной «речевой практикой» человека, всем его опытом. Часть 4. Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации. Основными свойствами, определяющими цельность текста (и, соответственно, связность речевого высказывания), являются тематическое и смысловое единство текста. Наличие смысловой связи осуществляется между начальным и конечным предложением, что во многом определяет его общее смысловое содержание. Каждое предложение, как и целый фрагмент текста, должно быть связано смысловой связью не только с предыдущим и последующим, но и со всеми другими предшествующими и последующими отдельными высказываниями в рамках целого текста. Вторым моментом, определяющим смысловое единство текста, является его основная идея или основная мысль, которую при необходимости можно сформулировать в виде суждения или умозаключения и которая является как бы «семантической квинтэссенцией» речевого сообщения. Структурная организация текста, в свою очередь, определяется двумя факторами. Во-первых, традиционно сложившимися в ходе общественно-исторического развития нормами композиционного построения текста. Во-вторых, – особенностями логико-смысловой организации конкретного речевого высказывания, которая определяется функционально-смысловым типом. Трехчастная композиционная структура текста включает: зачин (вступление) – основная часть – концовка (заключение) Отсутствие в тексте какой-либо его части (в первую очередь, вступления и концовки), а также их недостаточно полное «семантическое развитие» (незавершенность) приводит к нарушению структурно-смысловой целостности текста и связности речи.
Date: 2015-06-11; view: 1761; Нарушение авторских прав |