Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 8 психолингвистический анализ процессов порождения и восприятия речи
Часть 1. Психолингвистические теории процесса порождения речи Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву, включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»). 1 Этап. Мотив порождает направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет речевой деятельности. 2 Этап. Замысел «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания. Это этап внутреннего программирования, процесса построения некоторой схемы, которая включает в себя определение основных смысловых элементов, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания. 3 Этап лексико-грамматического развертывания высказывания. В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования. 4 Этап семантико-синтаксического «прогноза», соответствия подготовленного к реализации речевого высказывания его «целевой установке. 5 Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во «внешней речи»). Психолингвистическая теория порождения речи различает категории «коммуникации событий», т. е. сообщения о внешнем факте и «коммуникации отношений» – сообщения о логических отношениях между предметами. Как необходимые операции, определяющие процесс порождения развернутого речевого высказывания, А. Р. Лурия выделяет контроль за его построением и сознательный выбор нужных языковых компонентов. Часть 2. Психолингвистические теории восприятия речи Концепции процессов восприятия и понимания речи. Восприятие речи представляет собой сложный и многомерный психический процесс, в рамках которого можно выделить две различных составляющих. Первый параметр – это моторный или сенсорный характер процесса восприятия; второй – активный или пассивный его характер. Концепция речевосприятия «анализа через синтез». Механизм смыслового восприятия речевого высказывания основан на смысловом и структурном единстве, а также связности текста. Связность текста в современной лингвистике чаще всего определяется как смысловая и грамматическая связь двух или нескольких последовательных предложений. Цельность – это характеристика смыслового единства текста или отдельных его фрагментов, при относительно законченных в содержательном плане высказываний. Суть феномена цельности текста – в иерархической организации речевых высказываний, опорных элементов, которые, будучи в дальнейшем синтезированы, могут дать достаточную информацию для формирования общих представлений о содержании текста. Общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания. Модель Ч. Осгуда. Процесс коммуникации основан на кодировании и декодировании информации, которая производиться на основе единого кода (языка). По Л. С. Цветковой, процесс восприятия речи имеет три взаимодействующих уровня его структурной организации. Это – (1) сенсо-моторный уровень, обеспечивающий собственно восприятие (прием) речи, (2) лингвистический уровень (на котором осуществляется всесторонний языковой анализ речевого высказывания и «семантический» анализ составляющих его компонентов с выходом на установление «фактического» значения речевого высказывания), и (3) психологический уровень, определяющей собственно понимание воспринятого речевого сообщения, на основе более глубокого анализа его содержания.
Date: 2015-06-11; view: 2053; Нарушение авторских прав |