Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 2. История возникновения и развития науки о речевой деятельности. Основы психолингвистической теорииПсихологические и лингвистические «истоки» психолингвистики. Идеи В. Гумбольдта о том, что язык определяет отношение человека к объективной действительности, преобразует внешний мир в собственность духа, легли в основу философского направления в языкознании, которое получило название неогумбольдтианства (Л. Витгенштейн, Л. Вайсгербер, И. Трир и др.). Неогумбольдтианцы полагали, что понятия – это не отражение объективной действительности, а продукты символического познания, обусловленного языковыми знаками, символами. Исходя из этого, язык определяет мышление, превращает окружающий мир в идеи, «вербализует» их. Это методология классической рациональности. По мнению А. А. Потебни, речевой акт – это явление исключительно психическое, но язык, слово вносит в этот акт культурное, социальное начало. В. Щерба выделял три аспекта языка. Первый аспект – это речевая деятельность, второй – языковая система (словарь и грамматика), третий – языковой материал, т. е. «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы». Второе направление в мировой психологии в начале XX века делает акцент на необходимости изучения естественных закономерностей самоорганизации личности игнорирование, которых ведет к нарушению сбалансированного развития. Эта методология возникла как реакция на многочисленные неудачи реализации идеальных проектов основанных на принципах разума, рациональности и справедливости. Исследователи стали абсолютизировать иррациональные факторы, такие состояния субъекта, как воля, чувства, интуиция, воображение, инстинкт и т.п. Методология неклассической рациональности основывалась на открытиях неклассической физики, биологии и психологии. Ф. Ницше, З. Фрейд, К.Г. Юнг показали конфликт инстинктивной природы человека и культурных норм общества. Э. Фромм и другие представители Франкфуртской школы исследовали взаимодействие индивидуального и коллективного, бессознательного и социально-культурного компонентов развития человека. Неклассические модели формирования политики делают акцент на естественности свободной самореализации личности, а произвольное вмешательство в этот процесс является чрезвычайно опасным и вредным. Данное направление представлено несколькими школами: бихевиоризма, психофизиологов, этологов и социобиологов, гельштатпсихологии, психоанализа Представители этих школ считают, что поведение отдельного человека детерминируется противоборством его инстинктивных начал и требованиями культуры, которая предписывает индивиду стандартные модели поведения. Психолингвистика второго поколения, в сущности, сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур. Системность речевого поведения или деятельности человека оказывается непосредственно выведенной из системности языка; сознательная интеллектуальная деятельность человека накладывает только определенные ограничения на реализацию языковых структур. Методология постнеклассической рациональности основана на изучении естественных закономерностей взаимодействия субъективных и объективных факторов самоорганизации человека посредством выдвижения тех целей, которые осознаются и адекватно воспринимаются, как личностью, так и большинством трудоспособного населения. Это означает, что цели субъекта преподавания и средства их реализации должны отвечать реальным возможностям и интересам познания учащихся их потребностям в защите конкретного минимума естественных и гражданских прав человека и последовательном расширении возможностей их реализации в зависимости от успешности овладения знаниями. Концепция Московской психолингвистической школы. С точки зрения А. Н. Леонтьева. В структуру деятельности входят мотив, цель, действия, операции (как способы выполнения действий). Кроме того, в нее входят личностные установки и результаты (продукты) деятельности. Человеческая деятельность существует как действие или цепь действий. Речевая деятельность – сложная самоорганизующаяся система. В центре внимания психолингвистики находится именно организация и механизмы речевой деятельности и поведения человека, а также особенности их становления и функционирования. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что методология постнеклассической рациональности в сфере психологии и педагогике формирует методику обучения на основе взаимосвязи физиопсихологических особенностей организма индивида и его сознания. Эффективность обучения определяется многими факторами способностью учители согласовать его теоретические и методические знания с индивидуальными особенностями ученика воспринимать, познавать окружающий его мир и реагировать на него, создавая условия для своего дальнейшего развития. Основные разделы психолингвистики. Теоретическая психолингвистика. В её рамках можно выделить две основные области психолингвистических исследований: А) моделирование речевой деятельности и речевого общения, Б) моделирование языковой способности, в рамках которой, в свою очередь, выделяются два направления теоретических и экспериментальных исследований: 1) психосемантика – исследование различных аспектов коммуникативной деятельности человека? 2) исследование внутреннего лексикона человека как субъекта речевой и когнитивной (познавательной) деятельности. Прикладная психолингвистика, в рамках которой, рассматриваются: 1. проблемы обучения языку в широком смысле; 2. проблемы коррекционной педагогики и психологии; 3. вопросы политической психологии; 4. проблемы неречевого и речевого поведения в рамках этнопсихолингвистики; 5. социолингвистика, в частности, такое ее направление, как тендерная лингвистика, изучающая различия в «языковом поведении» мужчин и женщин.
|