Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Войсковая разведка





Войсковая разведка имеет своей задачей непосредственное наблюдение за противником своим собственным глазом', войсковая разведка может опре­делять места, занятые противником, и места, от него свободные, фронты за­нимаемых участков при расположении противника на месте, и полосы, за­нятые им при движении, укрепления, искусственные препятствия и вообще все детали расположения неприятеля, поддающиеся рассмотрению глазом (усиленным оптическими приборами); громадным подспорьем войсковой разведки является захват пленных и документов, дающих весьма ценные сведения об организационных единицах неприятеля.

С усилением значения огня, с расширением полей сражения и фронтов боевых порядков, личная разведка начальников, не только старших, но даже и мелких войсковых (например, командира полка, а иногда и батальона), не всегда дает достаточно данных для принятия решений, которые основыва­ются наличных наблюдениях, а главным образом, на донесениях различных органов разведки, а в частности, на донесениях войсковой разведки, орга­ном которой является уже отдельный солдат, наблюдающий за противни­ком; чем начальники старше, тем менее они могут базировать свои распоря­жения на личных наблюдениях и впечатлениях, могущих иметь место лишь урывками и на отдельных весьма ограниченных участках полей сражения.

При современных условиях боя начальники принуждены большей ча­стью передоверять личное наблюдение за противником различным органам разведки и, особенно, войсковой, значение которой вследствие этого очень возросло; уже из сказанного можно сделать заключение, насколько важна точная, правдивая, беспристрастная и своевременная ориентировка началь­ников войсковыми частями.

Все войсковые единицы, все чины армии, до идущего в дозор рядового, должны быть глубоко проникнуты сознанием важности разведки и быстрой и точной ориентировки начальников.

Войска еще в мирное время должны быть приучены к необходимости все­гда, при всякой обстановке производить разведку, внимательно относиться ко всей окружающей обстановке и обо всем вовремя и точно доносить на­чальству и ориентировать соседей.

Ч'ем скорее, полнее и точнее будут ориентированы о противнике началь­ники, тем легче будут достигаться успехи отдельными частями, тем плано­мернее и плодотворнее может вестись управление и крупными единицами.

При значительном удалении от противника войсковая разведка ведется конницей, которая, будучи выброшена возможно дальше вперед, должна стре­миться разыскать противника, определить его группировку, силу, состав, а также организационные единицы; при встрече с конной завесой неприятеля наша конница обязана не ограничиваться доставлением сведений лишь о коннице врага, а должна принимать все меры к проникновению своей раз­ведкой до пехотных частей противника; разведка конницей ведется наблю­дением, а также захватом пленных и документов, которые дают весьма цен­ные сведения по определению организационных единиц противника, а иногда раскрывают и намерения противника.

При дальнейшем сближении начинается и непрерывная пехотная раз­ведка (пешая и конная), приближающаяся все ближе и ближе к противнику и имеющая целью выяснить все детали происходящего у противника, при­чем, кроме работы наблюдением, и пехотная разведка должна прилагать все усилия к захвату пленных и документов.

При возможности вступления в бой начинает свою разведку и артилле­рия, имеющая целью «полный сбор всех сведений, необходимых для реше­ния боевых задач артиллерии, точную систематизацию полученных данных разведки»; кроме того, артиллерийская разведка попутно получает и все све­дения, полезные командованию и другим родам войск.

При необходимости и, главным образом, в позиционной войне ведется и специальная инженерная разведка, «имеющая целью собрать возможно пол­ные и правильно оцененные данные о расположении и техническом оборудо­вании неприятельской укрепленной позиции, а также о подступах к неприя­тельской и нашей позициям»[264].

При достаточном сближении противников начинаются личные разведки начальников, кои обязаны при малейшей возможности, лично знакомиться со всем происходящем перед их частями.

При ведении войсковой разведки должно всегда соблюдаться указание полевого устава о том, что «каждый начальник должен всегда сам заботить­ся, чтобы быть осведомленным обо всем, что может обеспечить выполнение задачи и безопасность вверенных ему войск».

Все сведения о противнике должны добываться энергично, разведка дол­жна быть активной.


Как бы внимательно и энергично войсковая разведка не велась, прони­кать ей далеко вглубь неприятельского расположения удается лишь в ис­ключительных случаях (например, при успехе в маневренной войне и при удачном прорыве в позиционной); в большинстве же случаев войсковая разведка, даже кавалерийская, определяет лишь линию фронта противника, за которую он ее обыкновенно не пускает, и тот ближайший тыл, который поддается непосредственному наблюдению глазом.

Особенно стеснена войсковая разведка при позиционной войне, когда сплошная линия окопов противника, усиленная препятствиями, дает воз­можность только «наблюдать», «прислушиваться» и «подслушивать», что говорится у неприятеля по телефону. Стремление к тому, чтобы не только де­тальнейшим образом наблюдать все, что творится у неприятеля, но и про­никнуть вглубь, заглянуть за окопы, выяснить, кто именно стоит перед нами и что есть у него сзади, приводит к поискам разведчиков и даже боям единиц различной силы в зависимости от задач разведки.

Во время боев войсковая разведка может давать наиболее ценные и серь­езные сведения, так как противник волей неволей открывает свою группи­ровку, обнаруживает ближайшие тылы и дает хотя бы и незначительное чис­ло пленных, достаточных для выяснения организационных единиц неприя­теля, всегда своими показаниями более или менее подробно способствующих раскрытию обстановки.

Иностранные уставы придают большое значение разведке во время боев, требуя скорейших и хотя бы краткихдонесенийотом, какие неприятельские части обнаружены, в какой группировке, в каком состоянии и др.; японский полевой устав 1907 г., воспользовавшись опытом Русско-японской войны, так отзывается о важности разведки во время боя: «Самые важные данные о противнике дает бой; поэтому старшему начальнику особенно важно немед­ленно получать донесения от тех частей, которые имели столкновение с про­тивником»[265].

Все войсковые начальники до самых младших включительно должны понимать, что, как бы тяжела обстановка боя ни была, они обязаны всегда определять, с кем ведется бой, с какими силами и в какой группировке, и неза­медлительно и правдиво доносить о всем выясненном.

Во время Русско-японской войны наши части во время боев часто не отдавали себе отчета в важности донесений о противнике, считая это каким- то второстепенным делом, лишь мешающим вести бой.

В отчете разведывательного отделения штаба 2-й Маньчжурской армии говорится так о разведке во время боев[266]: «Огромное большинство донесений или совсем не содержало сведений о противнике, или содержало их в такой обшей форме, что они совершенно не давали возможности составить общую картину боя. Даже через несколько дней боя по донесениям частей, непо­средственно ведущих бой, нельзя было приблизительно определить силу не­приятеля на данном участке позиции.

Сведения о неприятеля во время боев получались от пленных, которые всегда (хоть и в незначительном числе) попадаются, и из рассмотрения пред­метов, взятых с убитых».

Во время боев в последнюю войну войсковая разведка, стоявшая на зна­чительно большей высоте, чем в Русско-японскую войну, все же особой тон­костью не отличалась, и случалось, что войска, увлекаясь боем, забывали учитывать изменения, происходившие у противника, и медлили, а иногда и совсем забывали доносить о весьма важных фактах.


Войсковая разведка, являясь важнейшим и достовернейшим[267] органом раз­ведки, может давать ценные сведения только в том случае, если они будут до­полняться сведениями из других органов; между различными видами войско­вой разведки — пехотной, кавалерийской и артиллерийской — должна суще­ствовать теснейшая связь, взаимный обмен сведениями и взаимная проверка.

Задачи войсковой разведки во время различного вида операций в глав­нейшем примерно таковы:

а) Во время нашего наступления необходимо выяснить присутствие про­тивника, его группировку, силу и состав; при расположении противника на позиции — войсковая разведка должна выяснить ее фронт, фланги и все воз­можные детали расположения на позиции, а также укрепления и препятствия; войсковой же разведкой исследуются подступы к позиции противника.

б) При отступлении противника.

Непрерывность и чуткость войсковой разведки должны служить зало­гом точного определения момента начала отступления врага; определив на­чало отступления противника, войсковая разведка, никоим образом не теряя соприкосновения с врагом и неотступно за ним следуя, должна определить пути отступления, группировку на путях и наружные фланги всей отступаю­щей группы; остановка противника и начало им фортификационных работ также должно быть своевременно определено.

Наша конница должна, пользуясь ненепрерывностью фронта, проникать возможно глубже, стараясь не только лишь определить линии арьергардов, но выяснять силы и расположение главных сил, стараясь проникать в призна­ки готовящихся перегруппировок противника.

При отходе противника конная разведка должна вестись в высшей сте­пени активно, энергично, при условии прорывания боями конной завесы, если неприятель ее успел выставить, и при постоянном стремлении к захвату пленных.

в) При нашем отходе, войсковая разведка должна считать своей священ­ной обязанностью никоим образом не потерять соприкосновения с противни­ком', фронт двигающегося неприятеля, а по возможности, и группировка его сил должны все время определяться; для определения группировки совер­шенно необходим захват пленных.

Примерами работы войсковой разведки при нашем отступлении может служить отличная работа нашей войсковой разведки во время отступления 2-й армии из-под Лодзи, в конце ноября 1914 г. на позиции за р. Мязгой и затем отход в начале декабря на Бзуро-Равские позиции.

Отход в ночь с 22 на 23 ноября от Лодзи был произведен настолько искус­но и незаметно, что 23 ноября между 8 и 10 утра противник обстреливал Лодзь артиллерийским огнем и занял ее лишь днем[268]; во время отхода почти еже­дневно захватывались пленные, так что уже к 26 ноября определилась про­тив 2-й армии группировка частей XI, XX, II, XXV резервного и XVII корпу­сов. (Сводка Штаба 2-й армии от 26 ноября 1914 г. № 960. Приложение № 1).


Во время дальнейшего отхода 2-й армии за реки Бзуру и Равку[269] войско­вая разведка также отлично выясняла группировку противника, и уже к 8 де­кабря были определены почти все части противника, бывшие перед фронтом 2-й армии (а также и против 1-й и 2-й армий).

Сравнивая наши сведения о группировке противника, изложенные в сводке 2-й армии от 8 декабря с истинным расположением неприятеля, при­веденном на с. 429 труда Штегемана «Die Gescnichte des Krieges», приходим к выводу, что все наши сведения по группировке почти точно совпадали с дей­ствительностью.

г) При позиционной войне войсковая разведка сводится почти исключи­тельно к самому внимательному, непрерывному и систематическому наблю­дению за противником пехоты и артиллерии, а также органов наблюдения штабов (наблюдательные пункты и привязные шары); в целях получения сведений о группировке организационных единиц противника совершенно необходим и захват пленных и документов, для чего организуются поиски разведчиков, а также атаки небольшими, а иногда даже и более значитель­ными частями.

При позиционной войне войсковая разведка принимает все меры к са­мому тщательному выяснению:

1) боевого порядка противника, его сил, численности, группировки,

2) оборонительных сооружений неприятеля, их характера и значения, и

3) артиллерии противника, ее численности и распределения по участкам[270].

Войсковая разведка при позиционной войне должна неутомимо следить

за всем происходящим у противника, не пренебрегая никакими мелочами даже обиходной жизни неприятеля: чем тоньше мы будем обо всем осведом­лены, тем меньше может быть неожиданностей и тем легче будет куплен ус­пех при нашем переходе к активным действиям.

Как и всегда, войсковая разведка и при позиционном стоянии должна направляться к общей цели разведывательными инстанциями и заведую­щими разведкой, которые должны создавать вполне продуманную систему наблюдения при самой тесной связи между наблюдателями пехоты и артил­лерии; заведующие разведкой в дивизиях должны лично и неоднократно по­сещать наблюдательные пункты, проверять их расположение и несение на них службы, а также проверками на местах выяснять, насколько хорошо налажена и тесна связь между пехотой и артиллерией.

Работа войсковой разведки во время позиционной войны отлично иссле­дована в инструкции «Разведывательная служба в полку», изданной штабом Верховного главнокомандующего в начале октября 1917 г., прилагаемой в копии. (Приложение № 2).

Инструкция эта обнимает собой и подробнейшие указания по устрой­ству и работе наблюдательных пунктов.

Обращаясь к требованиям, кои желательно соблюдать при устройстве наблюдательных пунктов, а также и во время службы на них, можно остано­виться на следующем:

1) В каждой части, стоящей на позиции, должно быть организовано не­прерывное и неослабное наблюдение за противником с особых оборудован­ных наблюдательных пунктов.

2) Первое условие, которому должен удовлетворять наблюдательный пункт — много видеть, а самому быть невидимым и укрытым от действий неприятельской артиллерии.

3) Наблюдательные пункты должны быть расположены так, чтобы со­седние поля (секторы) наблюдений перекрещивались.

4) Связь с наблюдательными пунктами должна быть отлично и надежно оборудована; кроме телефонов, необходимо применение простой и отчетливо заметной сигнализации.

5) На каждом пункте должен быть во всякое время дня и ночи ответствен­ный дежурный наблюдатель (офицер, подпрапорщик, толковый унтер-офи­цер), заносящий в особый дневник свои наблюдения и в нем расписываю­щийся с точным указанием времени наблюдений; все наблюдательные пун­кты занумеровываются, и в донесениях всегда должен указываться номер пункта; при таком порядке станут невозможными донесения, неизвестно от­куда исходящие, и всегда можно будет установить, с какого именно пункта, кем и когда дано то или другое сведение.

6) На наблюдательных пунктах должны быть отличные бинокли, или, что еще лучше, трубы, планшеты для панорам, дневники и пр.

7) С наблюдательных пунктов днем и ночью должно зорко следить за всем происходящим у противника, изучая весь порядок его жизни, смены, производство работ, расположение пулеметов, минометов и пр.; мелочей в наблюдениях быть не может.

8) Схемы наблюдательных пунктов с очерченными на них полями види- мостей должны быть у соответственных начальников.

Выводы

1) Войсковая разведка заключается в наблюдении противника войска­ми собственным глазом', большим подспорьем наблюдения является захват пленных и предметов, дающих документальные сведения о противнике.


2) В зависимости от рода войск ее производящих — войсковая разведка делится на кавалерийскую, пехотную (пешую и конную), артиллерийскую и инженерную.

3) Войсковая разведка, являясь основным и достовернейшим органом разведки, имеет большим недостатком малую глубину проникновения к про­тивнику, определяя главным образом линию его фронта и получая сведения лишь о ближайших тылах. Кругозор войсковой разведки весьма ограничен.

4) Войсковая разведка должна вестись при полном взаимодействии с дру­гими органами, могущими по своим свойствам расширить и дополнить ее сведения.

5) Войсковая разведка будет давать ценные результаты лишь при ее не­прерывности и точности, ясности, правдивости, беспристрастности и свое­временности донесений.

6) Для успеха в работе требуется проникновение всех чинов сознанием ее важности, подготовка к работе еще в мирное время и инициатива и актив­ность в разведывательных действиях во время войны.

7) Задачи войсковой разведки крайне разнообразны и зависят от тех ви­дов операции, кои войсками производятся; для самой возможности ведения войсковой разведки — она должна прежде всего найти противника, войти с ним в соприкосновение и это соприкосновение поддерживать', не довольству­ясь определением лишь присутствия противника и линии его фронта, войско­вая разведка должна принимать все усилия к наиболее глубокому проникно­вению к противнику и к определению захватом пленных и документов орга­низационных единиц врага.

Одним из средств проникновения к противнику и захвату пленных слу­жат поиски и бои частями различной силы и состава в зависимости от обста­новки и разведывательной задачи.

8) Войсковая разведка должна вестись не случайно, а продуманно и пла­номерно в полном соответствии с стоящими на очереди задачами.

Направление и руководство войсковой разведки ведется разведыватель­ными инстанциями в штабах и заведующими разведывательной службой в войсковых частях, ведущими свою работу по указаниям и под руководством командиров частей.







Date: 2015-07-10; view: 1154; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию