Обращение с пленными и техника опроса
1) Пленных офицеров, унтер-офицеров и рядовых держать изолированно, никоим образом не разрешая никому разговаривать между собой; охотнее всего показывают рядовые, почему и нельзя допускать на них влияния начальников, подговаривающих или не говорить вовсе, или же получающих, что именно говорить. Пленных держать не по частям войск, а перемешивая.
2) Опрашивать всегда по одному, при условии, что другие не могут слышать опроса.
3) На опросах присутствовать только опрашивающим; излишние любопытные только смущают пленных и мешают своими замечаниями опрашивающему.
4) Опрос не делать слишком торжественным, официальным, а производить его в виде простого разговора.
5) По вводе пленного, до начала опроса по вопросным пунктам, в частной короткой беседе постараться выяснить характер, воспитание, образование, семейное и общественное положение пленного и, в зависимости от результатов наблюдений, вести опрос: с одним приходится говорить мягко, дать закурить, позволить написать открытку домой, вернуть частные письма (определив после просмотра их ненужность) и пр.; другой — требует самого сурового, даже грубого отношения, особенно если выясняется, что говорит неправду.
6) Не записывать сразу фамилии пленного, а делать вид, что она и не будет включена в опросный лист и останется неизвестным, кто давал показания, так как многие боятся ответственности потом.
7) Для получения самых точных и верных сведений о наименовании части, к которой принадлежит пленный (особенно в сомнительных случаях) полезно заставить пленного самого написать имя, фамилию, подробное наименование части с указанием и высших организационных соединений, а также его домашний адрес, объяснив, что это совершенно необходимо для направления его писем на родину и для правильного получения им писем.
8) Опрос офицеров и наиболее интеллигентных унтер-офицеров или вольноопределяющихся вести в виде беседы и ничего не записывать, а иметь в соседней комнате с открытой дверью отлично владеющего языком помощника, невидимого пленному и записывающего весь разговор (незаменим стенограф).
9) Крайне важно опрашивающему, отлично зная организацию противника и имея под рукой все прежние опросы данной части, давать понять свою широкую осведомленность, не допускающую ложных показаний; знание из предыдущих опросов или дневников фамилий даже мелких начальников, их особенностей, мелочных фактов из боевой и походной жизни части (праздник части там-то, смотр, точное передвижение части, взятое из дневников; ранение начальников, отъезд их в отпуск, клички начальников или некоторых частей и многое другое...) — все это, умело и вовремя вставляемое в опрос, сильно действует на психологию пленных, убеждает их в нашей осведомленности и заставляет говорить правду.
Английский устав говорит: «полезно заставлять пленных думать, что вы знаете о неприятеле гораздо больше, чем на самом деле, и предлагаете некоторые вопросы только с целью проверить, говорят ли пленные правду».
10) Опрашивать пленных в высших штабах (начиная с штаба армии) не только о ближайшем фронте, но и о глубоких тылах, как бы нашего агента, вернувшегося с работы.
Для таких опросов особенно ценны недавно прибывшие из отпусков, из командировок, из лазаретов, только что пришедшие с исполнениями из глубины страны и пр.
Сведения от таких даровых «агентов», доставляемых самим врагом, весьма и весьма часто по обилию и обстоятельности материала не уступают, а иногда и превосходят донесения весьма дорого оплачиваемых наших агентов.
Заканчивая этот очерк, еще раз повторяю, что дело опроса тонкое, сложное, предъявляющее массу требований к опрашивающему, почему вручение опросов лицам, только хорошо говорящим на языке врага, совершенно недостаточно; опросы должны производиться или самими начальниками разведывательных отделений, или их помощниками (под контролем начальников), вполне подготовленными.
Date: 2015-07-10; view: 721; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|