Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ж) Подготовка агентовКак бы добросовестен и надежен агент не был, как бы он не хотел честно выполнить свою задачу, если он не подготовлен, если он не знает, что и как надо наблюдать, на что обращать особое внимание, работа его будет почти безрезультатна. Подготовка агентов всех видов совершенно необходима; чем задача серьезнее и важнее, чем агент интеллигентнее, тем он должен быть шире подготовлен; подготовка ответственных агентов глубокой заграничной агентуры является уже подготовкой почти офицеров Генеральная штаба; они должны не только знать организацию вооруженных сил и основы военного дела, но в некоторых задачах — должны разбираться даже в вопросах стратегии. Вообще говоря, подготовка агента зависит в полной мере от возлагаемой на него задачи, для наилучшего выполнения которой он и готовится. Подготовлены должны быть все агенты до самых последних рядовых агентов-ходоков, которые обязаны знать кратко организацию противника, главнейшие основы его тактики, обмундирование, число людей в ротах, батальонах, полку, системы орудий и число их в батареях, признаки присутствия и отсутствия войск, как находить штабы, артиллерии, что наблюдать при встрече с частями, обозами, парками, лазаретами и пр. Необходимо, чтобы агенты знали, как наилучше пробраться к противнику и обратно, как работать и вести себя в районе неприятеля, что высматривать, на что обращать внимание и как это делать, не вызывая подозрений, что показывать и как вести себя в случае ареста. Штабами Северного и Западного фронтов были составлены инструкции для подготовки агентов, прилагаемые в копиях с некоторыми выпусками, касающимися организации германской армии (Приложение № 2). Особенно обстоятельно и неторопливо надо вести как в мирное, так и в военное время подготовку агентов, командируемых для резидентуры или с особыми задачами за границу; эта подготовка ведется или самими начальниками разведывательных отделений, или их помощниками, стоящими во главе агентуры. При посылке лица за границу крайне важно выяснить решительно все вопросы, кои могут встретиться по отъезде агента; выяснив ему главную цель работы, сговориться о деталях работы, научив, что именно нас интересует в данной задаче, точно выработать порядок связи и способ сношений (условная переписка, шифр...); от недоразумений в вопросах связи и от недостаточного изучения обеими сторонами способов сношений бывают весьма неприятные последствия, сводящие к minimum'у работу агента; нельзя забывать и обследование вопроса о внедрении агента в намеченную точку, причем иногда одно лишь незнание особенностей правил и формальностей для въезда за границу приводит к возвращению или аресту агента. Вопросом весьма серьезной важности при посылке агентов в страны противников или нейтральные является принятие агентом на себя той или иной роли или профессии и создание себе положения и всего антуража, вполне отвечающего этой роли. В этом отделе подготовки мелочей нет — все должно быть предусмотрено до деталей, причем условия жизни в данной стране и ее особенности должны быть строго учтены. Подготовка более мелких агентов ведется ведающими агентурой, а во время войны подготовка ходоков может поручаться и надежным опытным старшим агентам. Подготовка агентов может вестись в школах или одиночным порядком и небольшими группами. Школьная подготовка имеет громадным недостатком то, что все ученики знают друг друга и легче доступны наблюдению контрразведки противника, проникающей часто в школы под видом учеников; в смысле же выигрыша времени — подготовка в школах дает много преимуществ перед одиночной. Интересно отметить факт раскрытия нашей контрразведкой значительного числа агентов организации германского майора Клеймана зимой 1915г. во время стояния на Бзурских и Равских позициях — исключительно благодаря совместному обучению агентов в школе в Скерневицах. После захвата на позициях одного из агентов, он указал все подробности о школе и дал все данные до примет включительно о тех агентах — учениках школы, которые должны еще были пытаться пробраться в нашу сторону. Контрразведка 2-й армии, сообщив все указанные сведения войскам, отдала распоряжение об усилении бдительности и постепенно захватила целый ряд клеймановских посланцев. Новые захваты давали нити еще для дальнейших арестов. Гораздо конспиративнее и надежнее работа с отдельными лицами или с небольшими группами, состоящими лишь из родственников или знакомых, предложивших совместно услуги разведке. Подготовка должна вестись обязательно на так называемых «конспиративных» квартирах, обеспечивающих тайну свидания; каждое разведывательное отделение должно иметь целый ряд квартир, как для приема агентов, возвращающихся по выполнении задач, так и для приема кандидатов и подготовки агентов. Ряд квартир необходим для того, чтобы не все агенты знали адрес квартиры и чтобы затруднить контрразведке противника выяснение адресов квартир, а с ним и личностей наших агентов и лиц, готовящихся стать агентами. Особо секретные свидания желательно обставлять так, чтобы и агенты не знали мест свиданий; это достижимо при пользовании закрытыми автомобилями. Отделы тайной агентуры, как в мирное, так и в военное время, не следует держать в помещениях общих с другими отделами штабов, так как этим облегчается работа лиц, желающих вести ее на две стороны. Изложив главнейшие теоретически положения о подготовке агентов, посмотрим, как этот вопрос разрешается в Австрии и Германии[229]. Судя по целому ряду материалов, добытых нашей контрразведкой, и австрийцы, и немцы не пренебрегали школьной подготовкой — надо полагать, из-за обилия агентов, не допускавшего исключительно одиночную подготовку. Не подлежит, однако, сомнению, что все важнейшие и ответственные агенты готовятся отдельно. Для подготовки агентов в Австрии имелись специальные школы в Вене в других городах внутри страны, а также школы на театре военных действий при штабах армии, корпусов, дивизий, и даже полков. Курс школ для более серьезных агентов — 2—3 недели, а для мелких ходоков — 8—10 дней, после чего прошедшие курсы школ направлялись для выполнения различных задач как в глубь России, так и в места расположения наших войск на театре войны. Начальниками этих школ, вообще, являются офицеры, иногда даже генерального штаба, практически и теоретически знакомые с агентурой, а инструкторами служат большей частью жандармские вахмистры. Преподавание в школах состоит из ознакомления: 1) с организацией неприятельской армии; 2) со способами распознавания частей войск различных родов, 3) с определением по внешнему виду калибра орудий, 4) с ознакомлением с характером укреплений, 5) в обучении чтению карт и умении ориентироваться на местности по местным предметам, часам, звездам и пр., 6) в изучении подрывного дела, 7) в инструктировании, как держать себя на допросах в случае задержания. Кроме словесного обучения идет и изучение различного рода печатных инструкций. После экзамена выдержавшие испытание отправляются на разведку. Профессии лиц, поступающих в школы, самые разнообразные[230]: актеры, фабричные рабочие, парикмахеры, шансонетки, проститутки и даже воры; широко пользовались австрийцы и услугами мальчиков, посылавшихся главным образом для порчи проводов. Нашей контрразведкой определен целый ряд школ, среди которых можно назвать: 1) в Вене — отделение Императорской и Королевской украинской стрелковой добровольческой школы, комплектуемой преимущественно «мазепин- цами». Вербовщиком школы являлся один украинец, проживающий в Вене. После окончания школы агенты распределялись по штабам армий по требованию последних. 2) В Кракове имелась при разведывательном бюро школа, которой заве- дывал офицер Генерального штаба. Для набора в школу имелся особый вербовщик, а также вербовали по объявлениям частного характера и газетах. 3) В Кашау существовала школа, в которой проходилось и подрывное дело. Интересно отметить, что по данным, добытым нашей контрразведкой[231], при военной академии в Вене имеются особые курсы разведки и контрразведки, прием офицеров на которые производился непосредственно по назначению военного министра; офицеры, находясь на курсах, проходят в академии и весь курс, необходимый для офицера Генерального штаба. Обучение на курсах длится два года по следующей программе: 1) исторический обзор разведки и контрразведки в своей стране и других государствах; 2) организация разведки и контрразведки в Австро-Венгрии; 3) разведывательная тактика в мирное и военное время; 4) инженерные сведения, необходимые при разведывательной службе; 5) розыск; 6) психология; 7) фотографирование и дактилоскопия; 8) антропометрия; 9) иностранные языки — французский, английский и один из славянских. Перед окончанием курсов офицеры получают продолжительную командировку за границу и определенную задачу, успешное выполнение которой имеет решающее значение для их служебного будущего. Офицерами, окончившими военную академию попутно с курсами, комплектуется высший центральный орган разведки в государстве «Осведомительное бюро императорского королевского Генерального штаба», называемое также и тайной канцелярией Военного Министерства; осведомительное бюро делится на верхнее и нижнее отделения, причем верхнее отделение, играющее руководящую роль, состоит исключительно из офицеров Генерального штаба (около 14 человек); нижнее отделение является как бы исполнительным органом верхнего; нижнее отделение комплектуется лицами, отчасти прошедшими академию и упомянутые курсы, отчасти же людьми со специальными знаниями по ведению розыска и по другим отраслям разведывательной службы; общий состав служащих в нижнем отделении до 70 человек. Поданным контрразведки, дело подготовки агентов в Германии поставлено так же высоко, как и в Австрии; имеется также целый ряд школ как внутри государства, так и в нейтральных странах, а во время войны были открыты школы при большом числе местных прифронтовых бюро. Во время войны, между прочим, были получены сведения о школе агентов в Антверпене, возглавлявшейся офицером Генерального штаба. В школе изучалась организация армий противников и данные, касающиеся желез- подорожных перевозок', по-видимому, школа готовила агентов для наблюдения за глубокими стратегическими железнодорожными перебросками. Курс обучения продолжался около одного месяца, после окончания которого агенты посылались за границу по преимуществу с подложными паспортами на имя подданных нейтральных государств. Выводы 1) При выполнении каких бы то ни было агентурных задач необходима тщательная предварительная подготовка к наилучшему выполнению работы. 2) Кроме подготовки по существу работы, необходимо всесторонне подготовиться к исполнению задачи в смысле создания для агента положения, наилучше обеспечивающего успех работы. 3) Размер и сущность подготовки всецело зависит от существа задачи и личной подготовленности и качеств агента. Выполнение специальных поручений требует занятий с соответственными специалистами. 4) При отправке агента должны быть всесторонне и безотказно разработаны вопросы внедрения агента в намеченный пункт, связи с ним и способов сношения (условная переписка, шифр и пр.). 5) Широкая организация подготовки агентов в Германии и Австрии. 6) Необходимость серьезной организации подготовки работников агентуры у нас; как перед Русско-японской, так и перед всемирной войнами, подготовке агентов уделялось у нас недостаточно внимания; неподготовленность агентов заблаговременно отражалась весьма отрицательно на их работе во время войны, когда возможна лишь весьма спешная и недостаточно систематическая работа по подготовке.
|