Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ж) Подготовка агентов





Как бы добросовестен и надежен агент не был, как бы он не хотел честно выполнить свою задачу, если он не подготовлен, если он не знает, что и как надо наблюдать, на что обращать особое внимание, работа его будет почти безрезультатна. Подготовка агентов всех видов совершенно необходима; чем задача серьезнее и важнее, чем агент интеллигентнее, тем он должен быть шире подготовлен; подготовка ответственных агентов глубокой загранич­ной агентуры является уже подготовкой почти офицеров Генеральная штаба; они должны не только знать организацию вооруженных сил и основы воен­ного дела, но в некоторых задачах — должны разбираться даже в вопросах стратегии.

Вообще говоря, подготовка агента зависит в полной мере от возлагаемой на него задачи, для наилучшего выполнения которой он и готовится. Подго­товлены должны быть все агенты до самых последних рядовых агентов-хо­доков, которые обязаны знать кратко организацию противника, главней­шие основы его тактики, обмундирование, число людей в ротах, батальонах, полку, системы орудий и число их в батареях, признаки присутствия и отсут­ствия войск, как находить штабы, артиллерии, что наблюдать при встрече с частями, обозами, парками, лазаретами и пр.

Необходимо, чтобы агенты знали, как наилучше пробраться к противни­ку и обратно, как работать и вести себя в районе неприятеля, что высматри­вать, на что обращать внимание и как это делать, не вызывая подозрений, что показывать и как вести себя в случае ареста.

Штабами Северного и Западного фронтов были составлены инструкции для подготовки агентов, прилагаемые в копиях с некоторыми выпусками, касающимися организации германской армии (Приложение № 2).

Особенно обстоятельно и неторопливо надо вести как в мирное, так и в военное время подготовку агентов, командируемых для резидентуры или с особыми задачами за границу; эта подготовка ведется или самими началь­никами разведывательных отделений, или их помощниками, стоящими во главе агентуры. При посылке лица за границу крайне важно выяснить ре­шительно все вопросы, кои могут встретиться по отъезде агента; выяснив ему главную цель работы, сговориться о деталях работы, научив, что именно нас интересует в данной задаче, точно выработать порядок связи и способ сно­шений (условная переписка, шифр...); от недоразумений в вопросах связи и от недостаточного изучения обеими сторонами способов сношений бывают весьма неприятные последствия, сводящие к minimum'у работу агента; нельзя забывать и обследование вопроса о внедрении агента в намеченную точку, причем иногда одно лишь незнание особенностей правил и формальностей для въезда за границу приводит к возвращению или аресту агента.

Вопросом весьма серьезной важности при посылке агентов в страны про­тивников или нейтральные является принятие агентом на себя той или иной роли или профессии и создание себе положения и всего антуража, вполне отвечающего этой роли. В этом отделе подготовки мелочей нет — все должно быть предусмотрено до деталей, причем условия жизни в данной стране и ее особенности должны быть строго учтены.

Подготовка более мелких агентов ведется ведающими агентурой, а во время войны подготовка ходоков может поручаться и надежным опытным старшим агентам.

Подготовка агентов может вестись в школах или одиночным порядком и небольшими группами.

Школьная подготовка имеет громадным недостатком то, что все ученики знают друг друга и легче доступны наблюдению контрразведки противника, проникающей часто в школы под видом учеников; в смысле же выигрыша времени — подготовка в школах дает много преимуществ перед одиночной.

Интересно отметить факт раскрытия нашей контрразведкой значитель­ного числа агентов организации германского майора Клеймана зимой 1915г. во время стояния на Бзурских и Равских позициях — исключительно благо­даря совместному обучению агентов в школе в Скерневицах.

После захвата на позициях одного из агентов, он указал все подробности о школе и дал все данные до примет включительно о тех агентах — учениках школы, которые должны еще были пытаться пробраться в нашу сторону. Контрразведка 2-й армии, сообщив все указанные сведения войскам, отда­ла распоряжение об усилении бдительности и постепенно захватила целый ряд клеймановских посланцев.

Новые захваты давали нити еще для дальнейших арестов.

Гораздо конспиративнее и надежнее работа с отдельными лицами или с небольшими группами, состоящими лишь из родственников или знакомых, предложивших совместно услуги разведке.

Подготовка должна вестись обязательно на так называемых «конспира­тивных» квартирах, обеспечивающих тайну свидания; каждое разведыва­тельное отделение должно иметь целый ряд квартир, как для приема агентов, возвращающихся по выполнении задач, так и для приема кандидатов и под­готовки агентов. Ряд квартир необходим для того, чтобы не все агенты знали адрес квартиры и чтобы затруднить контрразведке противника выяснение адресов квартир, а с ним и личностей наших агентов и лиц, готовящихся стать агентами.

Особо секретные свидания желательно обставлять так, чтобы и агенты не знали мест свиданий; это достижимо при пользовании закрытыми авто­мобилями.

Отделы тайной агентуры, как в мирное, так и в военное время, не следует держать в помещениях общих с другими отделами штабов, так как этим об­легчается работа лиц, желающих вести ее на две стороны.

Изложив главнейшие теоретически положения о подготовке агентов, по­смотрим, как этот вопрос разрешается в Австрии и Германии[229].

Судя по целому ряду материалов, добытых нашей контрразведкой, и ав­стрийцы, и немцы не пренебрегали школьной подготовкой — надо полагать, из-за обилия агентов, не допускавшего исключительно одиночную подго­товку. Не подлежит, однако, сомнению, что все важнейшие и ответственные агенты готовятся отдельно.

Для подготовки агентов в Австрии имелись специальные школы в Вене в других городах внутри страны, а также школы на театре военных действий при штабах армии, корпусов, дивизий, и даже полков.

Курс школ для более серьезных агентов — 2—3 недели, а для мелких ходо­ков — 8—10 дней, после чего прошедшие курсы школ направлялись для вы­полнения различных задач как в глубь России, так и в места расположения наших войск на театре войны.

Начальниками этих школ, вообще, являются офицеры, иногда даже ге­нерального штаба, практически и теоретически знакомые с агентурой, а ин­структорами служат большей частью жандармские вахмистры.

Преподавание в школах состоит из ознакомления: 1) с организацией не­приятельской армии; 2) со способами распознавания частей войск различ­ных родов, 3) с определением по внешнему виду калибра орудий, 4) с озна­комлением с характером укреплений, 5) в обучении чтению карт и умении ориентироваться на местности по местным предметам, часам, звездам и пр., 6) в изучении подрывного дела, 7) в инструктировании, как держать себя на допросах в случае задержания.

Кроме словесного обучения идет и изучение различного рода печатных инструкций.

После экзамена выдержавшие испытание отправляются на разведку.

Профессии лиц, поступающих в школы, самые разнообразные[230]: актеры, фабричные рабочие, парикмахеры, шансонетки, проститутки и даже воры; широко пользовались австрийцы и услугами мальчиков, посылавшихся глав­ным образом для порчи проводов.

Нашей контрразведкой определен целый ряд школ, среди которых мож­но назвать:

1) в Вене — отделение Императорской и Королевской украинской стрел­ковой добровольческой школы, комплектуемой преимущественно «мазепин- цами».

Вербовщиком школы являлся один украинец, проживающий в Вене. После окончания школы агенты распределялись по штабам армий по требо­ванию последних.

2) В Кракове имелась при разведывательном бюро школа, которой заве- дывал офицер Генерального штаба.

Для набора в школу имелся особый вербовщик, а также вербовали по объявлениям частного характера и газетах.

3) В Кашау существовала школа, в которой проходилось и подрывное дело.

Интересно отметить, что по данным, добытым нашей контрразведкой[231],

при военной академии в Вене имеются особые курсы разведки и контрраз­ведки, прием офицеров на которые производился непосредственно по назна­чению военного министра; офицеры, находясь на курсах, проходят в акаде­мии и весь курс, необходимый для офицера Генерального штаба.

Обучение на курсах длится два года по следующей программе: 1) истори­ческий обзор разведки и контрразведки в своей стране и других государ­ствах; 2) организация разведки и контрразведки в Австро-Венгрии; 3) разве­дывательная тактика в мирное и военное время; 4) инженерные сведения, необходимые при разведывательной службе; 5) розыск; 6) психология; 7) фо­тографирование и дактилоскопия; 8) антропометрия; 9) иностранные язы­ки — французский, английский и один из славянских.

Перед окончанием курсов офицеры получают продолжительную коман­дировку за границу и определенную задачу, успешное выполнение которой имеет решающее значение для их служебного будущего.

Офицерами, окончившими военную академию попутно с курсами, ком­плектуется высший центральный орган разведки в государстве «Осведоми­тельное бюро императорского королевского Генерального штаба», называе­мое также и тайной канцелярией Военного Министерства; осведомительное бюро делится на верхнее и нижнее отделения, причем верхнее отделение, иг­рающее руководящую роль, состоит исключительно из офицеров Генераль­ного штаба (около 14 человек); нижнее отделение является как бы исполни­тельным органом верхнего; нижнее отделение комплектуется лицами, отчас­ти прошедшими академию и упомянутые курсы, отчасти же людьми со специальными знаниями по ведению розыска и по другим отраслям разве­дывательной службы; общий состав служащих в нижнем отделении до 70 че­ловек.

Поданным контрразведки, дело подготовки агентов в Германии постав­лено так же высоко, как и в Австрии; имеется также целый ряд школ как внутри государства, так и в нейтральных странах, а во время войны были открыты школы при большом числе местных прифронтовых бюро.

Во время войны, между прочим, были получены сведения о школе аген­тов в Антверпене, возглавлявшейся офицером Генерального штаба. В школе изучалась организация армий противников и данные, касающиеся желез- подорожных перевозок', по-видимому, школа готовила агентов для наблюде­ния за глубокими стратегическими железнодорожными перебросками. Курс обучения продолжался около одного месяца, после окончания которого агенты посылались за границу по преимуществу с подложными паспортами на имя подданных нейтральных государств.

Выводы

1) При выполнении каких бы то ни было агентурных задач необходима тщательная предварительная подготовка к наилучшему выполнению ра­боты.

2) Кроме подготовки по существу работы, необходимо всесторонне подго­товиться к исполнению задачи в смысле создания для агента положения, наилучше обеспечивающего успех работы.

3) Размер и сущность подготовки всецело зависит от существа задачи и личной подготовленности и качеств агента. Выполнение специальных поручений требует занятий с соответственными специалистами.

4) При отправке агента должны быть всесторонне и безотказно разработа­ны вопросы внедрения агента в намеченный пункт, связи с ним и способов сношения (условная переписка, шифр и пр.).

5) Широкая организация подготовки агентов в Германии и Австрии.

6) Необходимость серьезной организации подготовки работников агенту­ры у нас; как перед Русско-японской, так и перед всемирной войнами, подготовке агентов уделялось у нас недостаточно внимания; неподготов­ленность агентов заблаговременно отражалась весьма отрицательно на их работе во время войны, когда возможна лишь весьма спешная и недо­статочно систематическая работа по подготовке.

Date: 2015-07-10; view: 1022; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию