![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Г) Требования от руководителей тайной агентуры
Служба тайной агентуры, весьма сложная, тонкая, основанная на понимании самых тайных изгибов человеческой души, требует весьма искусного и умного руководства, Успех работы тайной агентуры в громадной мерее зависит от личного состава, как руководителей, так и рядовых работников. Никакие инструкции, указания, приемы и методы не помогут, не сдвинут с мертвых канцелярских основ этого живого дела, если во главе служб агентуры не будут стоять люди с преданностью и любовью к делу, честные, работающие с сердцем, обладающие умом, нужными познаниями, инициативой, энергией, знанием людей и умением подбирать сотрудников. Область агентуры для искусного ее ведения требует, кроме того, ловкости, решительности вместе с осторожностью, проницательности и знания человеческой натуры'. Весьма характерные определения требований от руководителей службы агентуры дают писатели Бижо, Тибо и Дюгем. Бюжо говорит: «Лица, ведающие этой службой, должны быть выбраны из числа хитрых и ловких, обладающих скрытным и эластичным умом. Их взгляд должен быть то кроток, то смел; они должны уметь читать по выражениям лиц и отлично скрывать происходящее в их собственной душе. Внешность их должна быть одновременно и приветливо-симпатичной и внушительной, легко поддающейся исполнению любой роли»[218]. Тибо отзывается так: «Легко понять, сколько нужно проницательности, чтобы найти сведущих и полезных шпионов; ловкости, чтобы убедить их взяться за столь опасную роль; рассудительности, чтобы не скомпрометировать их; наконец, сколько нужно врожденного такта, знания людей и дела для управления всем, что касается шпионства, для привлечения честолюбцев, для устрашения и приманки трусов и корыстолюбцев, — вообще для эксплуатации всех человеческих слабостей»[219]. Дюгем пишет: «Чтобы хорошо управлять шпионством, недостаточно сорить деньгами направо и налево; необходимы последовательность, старание и опытность»3. Кроме того, обязательное требование от руководителей агентуры — достаточное военное и общее образование, а для некоторых отделов — и специальное. Совершенно необходимо также, чтобы все лица, причастные к управлению агентурой, умели молчать, умели при всякой обстановке хранить вручаемые им тайны; малейшее лишнее слово, малейшая неосторожность может скомпрометировать дело разведки, а также и отдельных лиц, работающих по агентуре, не говоря уже о том, что болтливость руководителей может быть очень полезна противной стороне. Постоянные сношения с людьми ловкими, часто стремящимися обмануть, заставляет лиц, ведающих агентурой, не быть излишне доверчивыми и простодушными, а тонкими психологами быстро разгадывающими людей. Необходимость для пользы дела входит в соприкосновение с людьми иногда весьма невысокой нравственности, принуждает руководителей агентуры скрывать свое истинное отношение к подобным элементам, дабы, хотя бы проскользнувшим презрением, не испортить наиболее благоприятного хода дела и не сделать из сотрудника врага. Дабы умело и искусно ставить задачи, толково разбираться в донесениях и правильно оценивать их, лица, причастные к руководству тайной агентурой в различных странах, должны отлично знать эти страны, их язык, обычаи, особенности, должны быть в совершенстве ознакомлены с организацией их вооруженных сил; при постановке специальных задач (по инженерному делу, технике, экономике и пр.) желательно инструктировать агентов (отвечающих, конечно, возможности выполнить поручение) соответственными специалистами, которые должны оценивать и представляемый материал; недостаточное знание руководителями изучаемой страны и армии может всегда повлечь к приобретению устарелых или не имеющих никакого значения документов или неправильной оценке доставляемых (иногда двойными шпионами или подсылаемыми специально лицами) сведений. Насколько дурно отражается незнание языка страны дли ведущего в ней разведку, весьма характерно указывает уже упоминавшееся донесение военного агента в Японии, относящееся к 1898 г.; агент писал[220]: «Китайские иде- ографы составляют самую серьезную преграду для деятельности военного агента, направленной к изучению военного устройства этой страны. Не говоря уже о том, что эта тарабарская грамота исключает возможность пользоваться какими-либо случайно попавшими в руки негласными источниками, она ставит военного агента в полную и грустную зависимость от добросовестности и патриотической щепетильности японца-переводчика, вообще даже в самых невинных вещах. Положение военного агента может быть по истине трагикомическим. Представьте себе, что вам предлагают прибрести весьма важные и ценные сведения, заключающаяся в японской рукописи, и что для вас нет другого средства узнать содержание этой рукописи, при условии сохранения необходимой тайны, как послать рукопись в Петербург, где проживает единственный наш соотечественник, знающий настолько письменный японский язык, чтобы быть в состоянии раскрыть содержание японского манускрипта. Поэтому для военного агента остается лишь один исход — совершенно и категорически отказаться от приобретения всяких quasi- секретных письменных данных, тем более, что в большинстве случаев предложения подобных сведений со стороны японцев будет лишь ловушкой». Остается еще указать на необходимость, чтобы руководители агентуры были людьми безупречной честности, не допускающей и тени каких-либо подозрений, а также от них требуется самая щепетильная аккуратность в ведении денежных дел; требования эти тем более необходимы, что условия агентурной работы, сопровождаемой постоянным обращением с крупными казенными суммами, сплошь и рядом не допускают возможности строгой и точной отчетности. Частая смена лиц, ведающих агентурой, раз они вполне удовлетворяют своему назначению, крайне нежелательна и вредит успеху дела; агентура — это такая отрасль службы, которая не ограничивается для искусного ее ведения одними теоретическими познаниями, а требует большого опыта и времени для изучения всех сотрудников, без отличного знания индивидуальных особенностей которых плодотворное направление работы немыслимо; хорошие, честные сотрудники и агенты также не любят смен руководителей; Левад ь по этому вопросу отзывается так2: «Полезный, добросовестный шпион не любит часто менять своего начальника. Он хочет, чтобы оценивали услуги, которые он оказывает, и трудности, которые он переживает, а также, чтобы умели без грубостей прощать его невольные ошибки. Он предпочитает говорить непосредственно с лицом, которому служит, а не через переводчика. Наконец, он привыкает к своему руководителю, он его лучше понимает, чувствует себя с ним легко, испытывает даже привязанность к нему и проявляет некоторую фамильярность, но зато работает с большим усердием». Выполнение всех очерченных требований от руководителей тайной агентуры едва ли достижимо в жизни во всей своей полноте: к удовлетворению этих условий надо стремиться и крайне внимательно и осторожно относиться к выбору руководителей, назначая на должности исключительно достойных лиц, необходимых для работы и обладающих в достаточной мире хотя бы главнейшими из перечисленных качеств. В высшей степени полезно привлекать на службу тайной агентуры подходящих офицеров Генерального штаба и востоковедов, соответственно подготовляя их для должностей начальников разведывательных отделений, их помощников, начальников агентурных организаций за границей или даже заведывающих агентурными центрами в наиболее важных пунктах. Д) Составление общего и частных планов разведки и схем агентурных сетей Для широкого планомерного и систематического изучения иностранных государств и их армий в мирное время и для целесообразной подготовки к разведывательной работе в случае возникновения войны, центральным разведывательным органом должен быть еще в мирное время глубоко продуман, разработан и систематически проводим в жизнь общий план разведки, составленный по общим идейным указаниям правительства; в полном соответствии с задачами политики и стратегии; отсутствие такового плана неизбежно ведет к разведке случайной, не одухотворяемой общими идеями и преследованием вполне определенных государственных целей, — к разведке, не учитывающей важности тех или иных стран, театров или направлений, получающей те сведения, которые удается агентам добывать, а не те, в коих мы при данных политико-военных условиях международной жизни нуждаемся. Получив общие идейные руководящие указания от правительства в смысле наиболее желательного направления разведки для облегчения выполнения задач политики и стратегии государства, центральный разведывательный орган разрабатывает общий план разведки при непременном участии центрального оперативного органа, а также учитывая разведывательные задачи морского ведомства, Министерства иностранных дел и других ведомств, ведущих также разведывательную работу. Разведка может иметь только тогда широкий государственный масштаб, когда разведывательная работа всех ведомств будет вестись в полном взаимодействии, преследуя общие государственные задачи. Рассмотрим, какие именно элементы должны учитываться при разработке общего плана разведки? Общий план разведки должен установить: а) какие иностранные государства подлежат изучению, а вместе с тем и агентурной разведке, б) каковы общие задачи изучения каждого государства и что именно при данной[221] международной обстановке должна особенно преследовать разведка в каждом из изучаемых государств, в) какие задачи преследует центральный орган своей непосредственной разведывательной работой и каковы и где должны быть заложены организации центрального органа для проведения в жизнь намеченных задач; г) какие страны (районы, полосы, направления, пункты) подлежат изучению всех подчиненных центральному органу разведывательных инстанций: военных агентов, разведывательных отделений окружных штабов, отдельных разведывательных организаций и пунктов за границей и пр.; каковы главнейшие задачи всех перечисленных разведывательных инстанций; д) в связи с преследуемыми задачами должна быть установлена схема иерархического управления агентурной разведкой как на территории своего государства, так и за границей, е) должен быть разработан общий план перехода на военное положение всех разведывательных руководящих инстанций и план мобилизации агентуры в предвидении войн с различными комбинациями врагов[222]; в планы мобилизации агентуры должны входить и задачи в период мобилизации, развертывания и начала военных действий, ж) при междусоюзнической агентурной работе общий план разведки должен учитывать разведывательную связь с союзниками и путем взаимного соглашения установить задачи агентуры, имеющей междусоюзническое политическое и стратегическое значение. В полном соответствии с общими задачами разведки и распределением их между центральным органом и различными подчиненными инстанциями — каждой из инстанций разрабатываются свои частные планы разведки, в зависимости от которых уже намечаются схемы сетей агентур. Выборы точек агентуры вполне зависят от задач, преследуемых данным разведывательным органом, и от тех стратегических и тактических условий, кои находятся налицо на территории, обслуживаемой известной разведывательной инстанцией; направления и пункты, подлежащие разведке, должны быть обязательно оценены в смысле их оперативного значения, вытекающего из того или другого плана действий в случае войны. Центральный орган, ставя общие задачи подчиненными инстанциям, согласно выработанного общего плана разведки в государстве, не должен вмешиваться в способы проведения этих задач в жизнь, предоставляя это вполне данному местному органу. Для достижения большого идейного единства в работе, весьма полезны периодические съезды руководителей главнейших местных разведывательных инстанций (у нас, например, начальников разведывательных отделении штабов пограничных округов), устраиваемые центральным органом; на этих съездах устанавливаются задачи, выясняются личным общением особенности работы в тех или иных областях, определяются те требования и нужды, которые подлежат разрешению, выясняется, наконец, насколько соответствуют жизненным условиям и ставящимся задачам те денежные отпуски, кои ассигнуются данному разведывательному органу, и пр. Date: 2015-07-10; view: 909; Нарушение авторских прав |