Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика организации нравственного воспитания во внеурочное время в условиях вспомогательной школы-интерната
Процесс нравственного воспитания включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, навыков общественного поведения. Нравственное воспитание умственно отсталых детей, как и их сверстников в массовой школе, осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы, особенно тесно оно связано с идейно-политическим воспитанием. Органическое сочетание высоких идейно-политических и нравственных качеств определяет степень зрелости личности. Во вспомогательной школе-интернате созданы определенные условия для нравственного воспитания умственно отсталых учащихся. Фактически оно начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе. В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное — включить их в различные виды деятельности. В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Воспитание патриотических чувств у детей начинается с воспитания любви к своей школе, к своему городу, селу, где они родились и выросли; к людям, которые живут и трудятся в этом городе или селе. Поэтому изучение природы, истории, жизни и труда населения является неотъемлемой частью нравственного воспитания школьников. Краеведение способствует подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, их адаптации в конкретных социальных и природных условиях. Огромные возможности по изучению родного края предоставляет внеклассная работа в школе-интернате, в процессе которой используются различные методы и приемы нравственного воспитания. Учебные занятия, экскурсии, беседы помогают детям осмыслить связь охраны природы с охраной здоровья человека; необходимость осуществления системы санитарно-гигиенических мер по защите воздуха, почвы, воды от загрязнения. Ознакомление с рядом статей Уголовного кодекса, имеющих природоохранительную направленность, способствует формированию правовой культуры школьников. Эти статьи предусматривают привлечение к уголовной ответственности граждан, занимающихся рыбным, звериным и другим промыслами без надлежащего разрешения, либо в недозволенных местах, либо недозволенными орудиями и способами. В процессе нравственного просвещения школьников необходимо формировать у них качества, определяющие взаимоотношения между людьми, отношения общества и личности: гуманизм, коллективизм, дисциплинированность, культуру поведения, гуманистический принцип.
47. Методика организации эстетического воспитания во внеурочное время в условиях вспомогательной школы-интерната. В практике применяются три формы организации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т. п.); б) групповая (занятия кружков, студий, секций, команд и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, музыке). Средства эстетического воспитания: 1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда; 2) организация творческой и исполнительской деятельности учащихся; 3) демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (использование средств искусства). Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений — классов, кабинетов, мастерских, рекреаций и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных земельных участков, игровых площадок. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям. Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Личный пример педагога — самое эффективное средство воспитания привычек поведения. Во внеурочное время рекомендуется проводить с учащимися занятия: употребление в речи «волшебных» слов; внешний вид учащихся; поведение в классе; поведение за столом; поведение на улице; поведение в транспорте; поведение в кино и в театре. Успех во многом зависит от того, насколько удачно подобрано содержание занятия, как четко и ясно формулируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько интересны практические упражнения. Закрепление таких умений и навыков у умственно отсталых — процесс очень длительный. Необходим постоянный контроль и напоминания со стороны учителей, воспитателей, родителей. Наиболее широкие возможности имеют различные кружки, школьные клубы, объединяющие детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Сюда относятся кружки рисования, лепки, аппликации, выпиливания, выжигания, керамики, чеканки, художественного вышивания и другие (хоровые, вокальные, инструментальные, танцевальные кружки). Исключительно большое образовательное и воспитательное значение для умственно отсталых детей имеет школьный кукольных театр. Под руководством педагогов учащиеся сами изготавливают и куклы, и декорации, а затем выступают в роли актеров-кукловодов в спектаклях на школьных праздниках. Относительная простота управления куклами (они надеваются на руки), любое число актеров, каждый из которых разучивает небольшую роль, делают кукольные представления доступными и занимательными для школьников. Одна из особенностей кукольного театра состоит в том, что текст могут читать одни ученики, а управлять куклами — другие. Такое распределение обязанностей в спектакле нередко облегчает задачу его участникам. Участие в кукольном театре способствует развитию драматических склонностей детей, инициативы, оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию речи. Важны — тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках, сопровождаемые демонстрацией репродукций лучших произведений. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством расширяет знания. Особое значение имеет образно-сюжетная игрушка. Это всем известные матрешки. При отборе материала по изобразительному искусству педагогу важно проявить художественный вкус и чувство меры. Эффективность воспитания повышается, если эта работа организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков. Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств воспитания индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.
Date: 2015-06-11; view: 873; Нарушение авторских прав |