Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, основные этапы и цели карьеры





 

Карьера- это субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения, поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалифицированных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.

В широком смысле карьера – общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни человека (семейной, трудовой). Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

В узком смысле понятие карьера связывается с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности.

Выделяют следующие виды карьеры:

1. Профессиональная - последовательность должностей, занимаемых человеком в течение профессиональной жизни. Конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной происходит различные стадии развития: обучение; поступление на работу; профессиональный рост; поддержка индивидуальных профессиональных способностей; уход на пенсию.

2. Внутриорганизационная. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

Внутриорганизационная карьера реализуется в трёх основных направлениях:

· вертикальное - подъем на более высокую ступень структурной иерархии. В этом случае карьерное продвижение наиболее зримо;

· горизонтальное - перемещение в другую область деятельности, либо выполнение определённой служебной роли на ступени, не имеющей чёткого формального закрепления в организационной структуре. К горизонтальной карьере можно отнести такие как расширения или усложнение задач в рамках занимаемой ступени.

· центростремительное - данное направление неимение очевидно. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации (приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение доступа к неформальным источникам информации отдельные важные поручения руководства).

Практикой установлено, что главная задача планирования и реализации карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Выполнение главной задачи достигается за счет:

достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;

· обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учёта его специфических потребностей и ситуаций;

· обеспечение открытости процесса управления карьерой;

· устранение «карьерных тупиков» в которых практически не оказывается возможности для развития сотрудника;

· формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;

· изучение карьерного потенциала сотрудников;

· обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;

· определение путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Как показывает практика, часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе, что говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Практика показывает планирование и контроль деловой карьеры состоит в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей.

На различных этапах карьеры работник удовлетворяет различные моральные, физиологические и материальные потребности, которые представлены табл. 13.

 

Таблица 13

Потребности сотрудника в зависимости от возраста

 

№ п/п Этапы карьеры Возраст Потребности достижения цели Моральные потребности Физиологические и материальные потребности
  Предвари-тельный этап до 25 лет Учёба испытание на разных работах Начало самоутвержде-ния Безопасность существования
  Этап становле-ния до 30 лет Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя Самоутверждение, начало достижения независимости Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда
  Этап продви-же-ния До 45 лет Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации Рост самоутверж- дения, достижение большей независимости, начало самовыражения Здоровье, высокий уровень оплаты труда
  Этап сохране-ния до 55 лет Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификацииОбучение молодёжи Стабилизация независимости, рост самовыра-жения, начало выражения Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам
  Этап завершения после 55лет Приготовления к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии Стабилизация самовыражения, рост уважения Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода
  Пенсионный этап после 60 лет Занятие новым видом деятельности Самовыраже- ние в новой сфере деятельности, стабилизация уважения Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье

 

Практика показывает, что возможно наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни, - это выбор карьеры.

Американский социолог Джон Л. Голланд исследовал теорию выбора карьеры. Он считал, что этот выбор есть выражение личности, а не случайное событие, где играет роль шанс. По его мнению достижение в том или ином виде карьеры зависит от соответствия между его личностью обстановкой работы.

Д.Л.Голланд считает, что каждый человек в определённой степени относится к одному из шести типов личности. Один из типов всегда доминирует, однако человек приспосабливаясь к условиям обстановки, использует широкий спектр стратегий в рамках двух или более типов. В своих работах Д. Голланд использовал шестиугольник для представления близости и дистанции между различными типами личности, который представлен на рис.13

Д.Голланд утверждает, что чем ближе ориентации в шестиугольнике, тем ближе типы личности.

Используя этот подход, можно сделать вывод, что если доминирующая и вторая ориентация близки, то карьеру выбрать относительно легко. С дугой стороны не сходность первичной и вторичной ориентации приводят к трудностям выбора.

Таким образом, самооценка своих способностей, навыков и деловых черт предполагает знание себя, своих сил, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определённую ступень на иерархической лестнице должностей.

 

Рис.13. Шестиугольник Д. Голланда

 

Возможные цели карьеры: (смотреть кадр)

· заниматься видом деятельности или иметь должность, которые способствуют самооценке и поэтому доставляют удовлетворение;

· получить работу или должность соответствующие самооценке, в местности, природные условия которые благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;

· занимать работу и должность, которые усиливают ваши возможности и развитие их;

· иметь работу или должность, которые имеют творческий характер;

· работать по профессии или занимать должность, которые позволят достичь определённой степени независимости;

· иметь работу или должность, хорошо оплачиваемые или позволяющие одновременно получать большие побочные доходы;

· иметь работу или должность, которые позволяют продолжать активное обучение;

· иметь работу или должность, позволяющие заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.

Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации. Формирование целей карьеры это по сути дела процесс постоянный.

Когда предприятие осознаёт важность развития карьеры, оно обычно предлагает своим работникам разнообразные возможности, которые включают: простые программы в виде обучения или детализированные консультационные услуги для совершенствования индивидуальных планов продвижения по службе.

Общей целью этих программ является сочетание потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижения, имеющимися на предприятии.

Программа по возможностям продвижений обеспечивает следующие услуги:

· даёт широкий спектр информации о вакантных местах и о квалификации, которая нужна, чтобы занять их;

· указывает систему в соответствии, с которой квалифицированные служащие могут претендовать на эти места;

· помогает работникам устанавливать цели карьеры;

· поощряет осмысленный диалог между работниками и их руководителями о целях этой карьеры.

Исследование данных проблем карьеры у молодых менеджеров показывают, что те, кто чаще других испытывают состояние тревожности, беспокойства и подавленности, обычно являются жертвами «шока от реальности». Дело в том, что они ощущают разрыв между своими представлениями о фирме, и тем, чем она в действительности является. Несколько факторов влияют на состояние шока и важно поэтому, как для молодых специалистов, так и для руководителей, избегать их.

Первоначальная инициатива. Первая работа молодых менеджеров часто требует от них куда меньше того, на что они способы. Отсюда приходит ощущение невозможности продемонстрировать в полной мере свои возможности, они задыхаются на «рутинной» работе. Это происходит потому, что предприниматель слишком усердно рекламировал своё предприятие нанимаемым молодым специалистам.

Первоначальная удовлетворённость работой. Новички-менеджеры считают, что они способны выполнять работу более высокого уровня, чем тот, на который они назначены. В результате столкновения с действительностью, когда они обнаруживают, что их самооценка не разделяется другими, к ним приходят разочарование и неудовлетворённость. Следствием нереалистических надежд и рутинного назначения является низкая степень удовлетворенности служебным ростом и самовыражением.

Первоначальная оценка исполнения. Оценка исполнения - важная управленческая обязанность, однако многие менеджеры недостаточно подготовлены для её выполнения. Они просто не знают, как оценивать работу своих подчинённых. Практика показывает, что не все молодые менеджеры, испытывают проблемы, связанные с их первоначальным назначением. Но те, кто их испытывают и покидают фирму вследствие разочарования, являются растраты таланта и денег. Стоимость потери молодого и талантливого специалиста такова, что стоимость программ, позволяющих преодолеть проблемы начального этапа, совершенно оправдана.

Руководители, желающие улучшить сохранение и развитие молодых талантов, имеют перед собой несколько альтернативных возможностей:

1. Реалистическая предварительная информация о работе. Один из способов избежать нереалистических у новичков – это дать им объективную информацию в ходе найма. Практика показывает, что новичок должен знать плохие и хорошие стороны не только своей работы, но фирмы.

2. Инициативное назначение. Руководители вновь нанятых специалистов могут поощрять их назначение на наиболее трудные участки. Успешное применение такой политики требует от руководителя некоторого риска, поскольку он отвечает за то, как исполняет работу подчиненный.

3. «Сдобренное» назначение как установившаяся практика. Если работа, на которую назначен молодой менеджер, не требует сама по себе особой инициативы, тогда следует «сдобрить» это назначение, предоставив специалисту большую автономию, власть, ответственность, дать ему возможность непосредственно взаимодействовать с покупателями и клиентами, позволить ему самому внедрять свои идеи.

4. Требовательный босс. Практика, обобщающая хорошие в деле повышения устойчивости кадров, состоит в том, что молодые специалисты назначаются под начало к требовательным руководителям. Такие руководители поддерживают в молодых специалистах понимание того, что от них ждут высоких результатов, с одной стороны, а с другой, что не менее важно, - показывают готовность всегда помочь советом или делом.

5. «Плоскость» в середине карьеры. Данный момент приходится на стадию «сохранение карьеры». В это время продвижение обычно идет довольно медленно по двум причинам

Планирование служебно-профессионального продвижения персонала

Под служебно-профессиональном продвижении понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.

Сотрудник должен знать не только свой перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Система предусматривает пять основных этапов подготовки линейных руководителей.

Первый этап: Работа со студентами старших курсов вузов. В ходе прохождения стажировки производится отбор студентов, наиболее способных, склонных к руководящей работе и подготовку их к конкретной деятельности в подразделениях организации.

Студентам успешно прошедшим подготовку и практику, ведётся характеристика-рекомендация для направления на работу в соответствующие подразделения данной организации.

Второй этап: Работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию. На основе анализа работы молодых специалистов за год, их участия в проводимых мероприятиях, характеристик данных руководителем стажировки, подводятся итоги, и делается отбор специалистов для зачисления в резерв выдвижения на руководящие должности.

Третий этап: Работа с линейными руководителями нижнего звена управления (группа А). С отобранной группой течение 2-3 лет проводится конкретная, целенаправленная работа. Члены группы замещают отсутствующих руководителей в качестве их дублёров, обучаются на курсах повышения квалификации.

По завершении этапа подготовки проводится анализ производственной деятельности каждого руководителя, производится вторичный отбор и тестирование, Успешно прошедший второй отбор предлагаются для выдвижения на вакантные должности начальников цехов и их заместителей.

Четвёртый этап: Работа с линейными руководителями среднего звена управления (группа В). Работа строится по индивидуальным планам. За каждым руководителем среднего звена, закрепляется наставник- руководитель высшего звена для индивидуальной работы с ним. В рамках данного этапа предусматривается стажировка линейных руководителей среднего звена управления в передовых организациях и подготовка ими на основании полученного опыта программ мероприятий по улучшению деятельности организации. Ежегодно проводится тестирование конкретных руководителей и по результатам каждого выносится предложение о дальнейшем продвижении по службе.

Пятый этап: Работа с линейными руководителями высшего звена управления (группа С). Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена должен осуществляется на конкурсной основе. Это прерогативы специальной комиссии, состоящей из руководителей высшего звена. К работе комиссии привлекаются специалисты соответствующих подразделений управления персоналом.

Анализ научных разработок и исследования служебной карьеры более 1000 руководителей (Егоршин) показывают, что всё многообразие вариантов карьеры получается за счёт сочетания четырёх основных моделей, а именно «трамплин», «лестница», «змея», «перепутье».

Карьера «Трамплин». Карьера «Трамплин» широко распространена среди руководителей и специалистов. Она представлена на рис.14.

Данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе.

 

Рис.14. Модель служебной карьеры «трамплин»

 

Жизненный путь работников состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определённом этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.

В силу ряда причин: личных интересов, невысокой загрузки, хорошего трудового коллектива, приобретённой квалификации- работников вполне устраивает занимаемая должность и они готовы оставаться в ней до ухода на пенсию. Таким образом, карьера «Трамплин» может быть вполне приемлемой в условиях рыночной экономики для большой группы специалистов и служащих.

Модель карьеры «Лестница». Модель карьеры «Лестница» предусматривает, что каждая ступень предусматривает собой определённую должность, которую работник занимает фиксированное время (не более 5 лет). Она представлена на рис.15.

Такого срока достаточно для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице.

Каждую новую должность работника занимает после повышения квалификации.

Рис.15 Модель служебной карьеры «лестница»

 

Верхней ступени карьеры работник достигает в период наибольшего потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретена высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные знания, умения.

После занятий верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных условиях, руководство большим коллективом. Однако вклад руководителя и специалиста в качестве консультации ценен для предприятия.

Модель карьеры «змея». Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и специалиста. Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую, путём назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 года). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается по должности начальником цеха. Это даёт возможность линейным руководителям более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6-9 лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции, экономики и всесторонне изучает участки деятельности.

Главное преимущество данной модели заключается в возможности удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие чёткой системы назначение и перемещение и детальное изучение социально-морального климата в коллективе. Наибольшее распространение эта модель получила в Японии на крупных фирмах.

Профессор У.Оучи, автор известной книги «Теория Зет», говорит о расстановке кадров в Японии. «Может быть наиболее важным является тот факт, что каждыё работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в других географических местах. Когда люди работают всё время по одной специальности, у них возникает тенденция к формированию локальных связей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим фирмы».

При несоблюдении ротации кадров карьера «Змея» теряет значимость и может иметь негативные последствия, так как часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать её очень болезненно.

Модель карьеры «перепутье». Модель карьеры «перепутье» предполагает по истечению определённого фиксированного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении сотрудника в должности.


 

 

 

Рис.16 Модель служебной карьеры «распутье»

 

Рекомендуемая карьера работника представлена в табл.14.

Таблица 14

Рекомендуемая карьера руководителя предприятия

 

Должность Возраст Способ занятия должности Повышение квалификации
Стажёр-специалист   20-25 Назначение (в период стажировки) Обучение в институте по программе «бакалавр» или «специалист»
Мастер бригадир 25-30 Выборы на собрание бригады 4- недельные курсы в школе менеджеров
Начальник участка 30-35 Назначение 2- месячные курсы в школе менеджеров
Начальник цеха 35-40 Назначение 2- месячные курсы в школе менеджеров
Заместитель Руководителя Предприятия 40-45 Конкурсное замещение 2- годичная программа «Магистр бизнеса»
Директор предприятия 45-50 Избрание или назначение 2- недельное ежегодное обучение в институте бизнеса
Заместитель директора Предприятия 50-55 Назначение 2-4 недельные курсы в институте менеджмента
Главный специалист 55-60 Назначение Месячные курсы В институте бизнеса
Консультант директора 60-65 Назначение -

 

 

Date: 2015-07-10; view: 3568; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию