Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аттестации персонала





В отечественной практике сложилось три типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала:

· аттестация го­сударственных служащих;

· аттестация персонала организаций ос­новного звена управления;

· аттестация научных и научно-педа­гогических работников.

Аттестация государственного служащего — оценка уровня профес­сиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также в целях решения вопроса о присвоении государственному служащему квали­фикационного разряда. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Порядок и усло­вия проведения аттестации устанавливаются федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Федерации.

Аттестация научных и научно-педагогических работников — про­цедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания — присваиваться лицам, которые име­ют глубокие профессиональные знания и научные достижения в оп­ределенной отрасли науки. Аттестация осуществляется высшим аттестационным комитетом РФ (ВАК РФ), Министерством образо­вания РФ, научными, научно-исследовательскими, научно-произ­водственными организациями и высшими учебными заведениями в соответствии с требованиями специальных регламентирующих до­кументов, утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Аттестация персонала организаций основного звена управления - процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности.

Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использова­ние. Аттестация персонала служит юридической основой для пе­реводов, продвижений по службе, награждений, определения раз­меров заработной платы, а также понижений в должности и уволь­нения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использо­вания его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Она имеет целью изыскание резервов рос­та повышения производительности труда и заинтересованности ра­ботника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социаль­ных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности. Классификация целей аттеста­ции персонала представлена в таблице 11.

Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, опре­деляемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств - требованиям рабочего места.

Различают четыре вида аттестации служащих (руководителей, специалистов и других служащих): очередная аттестация; аттеста­ция по истечении испытательного срока; аттестация при продви­жении по службе; аттестация при переводе в другое структурное подразделение.

Очередная аттестация является обязательной для всех и прово­дится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.

 

 


Таблица 11

Цели аттестации персонала

 

№ п/п Наименование целей Характеристика целей  
1. Административные:    
  повышение Заполнение вакансий работниками, проявившими свои способности; удовлетворение стремления к успеху  
  перевод Расширение опыта работника  
  понижение Происходит в случаях, когда руководство считает, что прекращение трудового договора с работником нецеле­сообразно из-за его стажа и заслуг в прошлом  
  прекращение трудового договора Сокращение штатов  
2. Информационные Информирование работника об относительном уровне его квалификации, качестве и результатах труда. Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и исполь­зовании их по специальности, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации  
3. Мотивационные Вознаграждение работников зарплатой, повышением в должности, объявлением благодарности. Изыскание резервов роста производительности труда. Заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации. Использование экономических стимулов и социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всесторон­него развития личности  

 

Аттестация по истечении испытательного срока проводится в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адап­тации на новом рабочем месте.

Целью аттестации при продвижении по службе является вы­явление потенциальных возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой долж­ности с учетом требований нового рабочего места и новых обя­занностей.

Аттестация при переводе в другое структурное подразделение необходима в тех случаях, когда происходит существенное изме­нение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.

Аттестация проводится во всех подразделениях организации. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее прове­дения устанавливаются руководителем организации.

Аттестация работников проходит в четыре этапа:

· подготовитель­ный этап;

· этап оценки работника и его трудовой деятельности;

· этап проведения аттестации;

· этап принятия решения по результа­там аттестации.

На подготовительном этапе:

· издается приказ о проведении ат­тестации и утверждении состава аттестационной комиссии;

· раз­рабатывается положение об аттестации;

· составляется список сотрудников, подлежащих аттестации;

· подготавливаются отзывы-характеристики (оценочные листы) и аттестационные листы на ат­тестуемых сотрудников;

· трудовой коллектив информируется о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.

Проведение аттестации осуществляется на основе графиков, ко­торые доводятся до сведения аттестуемых сотрудников не менее чем за месяц до начала аттестации, а документы на аттестуемых сотрудников представляют­ся в аттестационную комиссию за две недели до начала аттес­тации.

Подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации, чтобы члены комиссии смогли заранее ознакомиться с документами на аттестуемых сотрудников.

На этапе оценки работника и его трудовой деятельности в

под­ разделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В состав экспертной группы входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, 1-2 специалиста этого подразделения, работник (работники) службы управления персоналом. Экспертная группа по соответствующей методике осуществляет оценку уровня знаний, умений, навыков; качества и результатов труда работника.

Этап непосредственной аттестации заключается:

· в заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители;

· в рассмотрении всех матери­алов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых и их руководителей;

· в обсуждении материалов аттестации, высказыва­нии приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников.

Аттестационная комиссия с учетом обсуждений открытым голосованием дает одну из следующих оценок:

· соответствует занимаемой должности;

· соответствует занимаемой должности при условии улучшения
работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии
и повторной аттестации через год;

· не соответствует занимаемой должности.

При неявке аттестуемого сотрудника на заседание аттестационной комис­сии по уважительным причинам рекомендуется отложить рассмот­рение материалов до его прибытия на заседание комиссии.

При неявке аттестуемого сотрудника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. В этом случае на все вопросы членов комиссии дол­жен отвечать непосредственный руководитель аттестуемого сотрудника.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист и со­общаются аттестуемому сотруднику непосредственно после голосования.

Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, подписываемым председателем и секретарем комиссии. Протокол заседания комиссии заполняется на всех аттестуемых, которые были заслушаны в течение одного заседания.

На этапе принятия решений по результатам аттестации форму­лируется заключение с учетом:

· выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя
аттестуемого;

· оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации;

· оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и
их соответствия требованиям рабочего места;

· мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого сотрудника;

· сравнений материалов предыдущей аттестации с данными на
момент аттестации и характера изменений;

· мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации сво­их
потенциальных возможностей.

Особое внимание обращается на соблюдение аттестуемыми сотрудниками тру­довой дисциплины, проявление самостоятельности при решении поставленных задач, стремление к самосовершенствованию, про­фессиональной пригодности сотрудника.

Аттестационная комиссия даст рекомендации:

· для продвижения аттестуемого на вышестоящую должность;

· поощрения сотрудника за достиг­нутые успехи;

· об увеличении заработной платы;

· переводе сотрудника на дру­гую работу;

· об освобождении от занимаемой должности и др.

Выводы и рекомендации аттестационной комиссии используются в дальнейшем для формирования кадровой политики администра­ции организации и службы управления персоналом.

Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестаци­онных комиссий в установленном порядке поощряет работников. В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам ат­тестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке рас­торгнуть с работником договор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности сотрудника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, рассматриваются в со­ответствии с действующим законодательством о трудовых спорах.

Вариант разделения труда при проведении аттестации приведен в табл.12.

Таблица 12

Схема функциональных взаимосвязей проведения аттестации персонала

№ п/п Наименование функций Генераль-ный директор Менеджер по персоналу Руководитель структурного подразделения Аттеста­ционная комиссия
1. Определение целей аттестации   Р   У, О    
2. Подготовка приказа о проведении аттестации     О    
3. Издание приказа о про­ведении аттестации        
4. Подбор работников для проведения аттестации     У   О  
5. Подготовка тестов, технических средств тес­тирования и необходи­мых бланков     О    
6. Формирование аттеста­ционной комиссии     О    
7. Проведение тестирова­ния и оценки     О   У  
8. Анализ результатов тестирования и оценки     О   У  
9. Проведение собеседо­вания с аттестуемым работником     У   У   О
10. Составление рекомен­даций по результатам собеседования     У   У   О
11. Подготовка приказа в соответствии с результатами аттестации   Р   У   У   О
12. Издание приказа по ре­зультатам аттестации   Р   О    

 

Условные обозначения:

Р - принимает решение, издает приказ;

О - организует работу по аттестации и отвечает за ее проведение;

У - участвует в аттестации.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные методы диагностики личности работника.

2. В чем сущность целей оценки персонала?

3. Раскройте основные задачи по оценке персонала.

4. Назовите основные виды оценок и раскройте их краткое содержание.

5. Назовите основные типы аттестации персонала и раскройте их краткое содержание.

6. Раскройте содержание основных видов аттестации руководителей, специалистов, служащих.

7. Какие мероприятия проводятся на подготовительном этапе аттестации?

8. Какие мероприятия проводятся на этапе непосредственной аттестации работника?

9. Какие мероприятия проводятся на этапе принятия решения по результатам аттестации работника?

10. Как происходит разделение труда аттестационной комиссии при проведении аттестации персонала?

Тема 17. Планирование деловой карьеры персонала

Date: 2015-07-10; view: 1105; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию