Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Повышение квалификации и переподготовка персонала
Д.И.Писарев писал, что: «надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество несоизмеримо важнее первого». Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки техники. Известно, что полученные знания устаревают каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации применяется обычно в следующих случаях: · при поступлении человека в организацию; · при перемещении на новую должность, работу, изменения объема полномочий; · при смене технологии, оборудования; · когда у работника будут выявлены недостатки при исполнении функциональных обязанностей; · при смене вида деятельности. Повышение квалификации кадров позволяет решать задачи как в интересах организации – повышение эффективности труда, включая качество труда, так и в интересах человека – повышается качество жизни, возможности для реализации своих возможностей (способностей). Работник становится более конкурентоспособным на рынке труда. Повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным проводится как на предприятиях, так и с отрывом от производства. Она включает как первичное ознакомление выпускников ВУЗов и техникумов с особенностями техники, технологии и организации производства на данном предприятии, так и плановое повышение квалификации специалистов. Как свидетельствуют данные исследований, взаимосвязь между повышением квалификации и производственной отдачей специалистов является очень тесной. Поэтому каждый специалист один раз в пять лет, проходит повышение квалификации с отрывом от производства, а в промежутках — лекции, семинары, обмен передовым опытом — без отрыва от производства. В настоящее время в стране действуют десятки отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, факультеты и филиалы при ВУЗах, постоянные курсы повышения квалификации при организациях и предприятиях. Однако действующая система повышения квалификации по масштабам еще недостаточна. Она мало связана с выполнением этими работниками конкретных должностных функций. В частности, институты и факультеты повышения квалификации в силу поставленных перед ними задач не всегда уделяют должное внимание подготовке резерва на замещение руководителей среднего звена — для цехов и отделов, потребность в которых весьма ощутима. Сегодня эта система переживает очень серьезные трудности, связанные с отсутствием финансирования и кризисными явлениями в экономике. Для рабочих, создаются условия, для повышения рабочего разряда раз в три-пять лет. Для этой цели функционируют школы передового опыта, современных форм организации производства и т.п. Вся сложная система мер по повышению квалификации и профессиональной подготовке требует знания основ организации производства, техники и технологии, принципов педагогики и т.п. Основными формами повышения квалификации рабочих являются: · производственно-технические курсы, организуемые по ступенчатой системе. Это краткосрочные курсы, где рабочий получает четко ограниченный круг знаний, необходимых для получения следующего разряда. Учебные программы унифицированы, и рабочий, перейдя с одного предприятия на другое, может продолжить обучение; · курсы обучения вторым и смежным специальностям. Они распространены в тех случаях, когда используется конвейер, происходит внедрение новой техники и технологии; · школы по изучению передовых методов труда, организуемые для передачи опыта новаторов; · курсы целевого назначения, решающие задачи изучения новой техники и технологии, правил техники безопасности, основ экономики и нормирования, повышения качества продукции; · повышение квалификации рабочих на общественных началах (шефство, школы передового опыта и т.д.); · вечерние и сменные профессионально-технические училища. Переподготовка кадров – обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию результатам труда. Необходимость переподготовки связана с освоением новых технологических процессов и совмещением профессий, где нет такой загрузки рабочего места. Крупную государственную программу переподготовки персонала выполняют областные и городские центры занятости населения. Через существующие учебные центры обучают кадры новым дефицитным профессиям, выплачивают стипендию в период обучения. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета. Программы учебных центров имеют ряд недостатков: · ориентация на краткосрочные курсы обучения, продолжительностью 2-3 месяца; · низкая стоимость образовательных программ (примерно 2300-2600 рублей в месяц на одного человека); · ориентация на общие заказы предприятий, а не на конкретные потребности в рабочих и служащих; · учебные предприятия ведут обучение по имеющимся у них типовым программам, не всегда сопоставленными с реальными потребностями предприятий и организаций и заказами центров занятости. Рассмотрим основные функции предприятий и организаций по переподготовке и повышению квалификации персонала: 1. Определение потребности в подготовке специалистов с высшим и среднетехническим образованием, а также по рабочим профессиям на обозримую перспективу для поддержания производственных коллективов количественно и качественно в рамках лимитируемых масштабами производства. 2. Выбор формы подготовки (направление в ПТУ, ТУ, техникум, ВУЗ, обучение непосредственно на рабочем месте). Отбор кандидатов на обучение по тем профессиям, по которым испытывается потребность в работниках, направление отобранных кандидатов на учебу. 3. Организация совместной работы с учебными заведениями по развитию у кандидата интереса к предприятию, по разъяснению возможностей, которые откроются перед ним после его прихода на производство во всех областях (рост квалификации, заработка, социальных возможностей и т.п.), по приближению форм и методов подготовки к запросам заказывающей организации. 4. Организация подготовки кадров непосредственно на рабочих местах 5. Контроль за прохождением адаптации молодыми рабочими и специалистами в первый период их работы. 6. Организация переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 7. Совместная с ВУЗами и техникумами работа по подготовке и переподготовке специалистов высокой квалификации непосредственно для нужд данного производства. 8. Планирование и организация работы по повышению квалификации и переподготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Контрольные вопросы: 1. Что представляет собой процесс обучения? 2. Какими факторами обусловлено возрастание роли обучения персонала? 3. Какие выгоды получает организация в результате обучения персонала? 4. Что включает в себя структура профессионального образования? 5. Что представляет собой подготовка высшего профессионального образования? 6. Что представляет собой повышение квалификации персонала? 7.Что представляет собой переподготовка персонала организации? 8. Раскройте основные функции предприятий и организаций по переподготовке и повышению квалификации персонала.
|