Период жизни
| Некоторые основные характеристики
| Основные концепции смерти
| Особенности поддержки
|
Младенчество
(до 2-х лет)
| •нет осознанного мышления;
•плохо говорят;
•на первое место выходят физические потребности;
• познание мира через сенсорную информацию;
• негативное восприятие незнакомых людей, разлуки
| Разлука
| •обеспечить максимальный физический комфорт;
• обеспечить комфорт при помощи сенсорики: касание, покачивание, сосание;
• обеспечить комфорт за счет знакомых людей и предметов (игрушки)
|
Раннее вербальное детство (от 2-х до 6-ти лет)
| • магическое мышление;
• играя с игрушечными животными, могут представлять их «мертвым»; затем «оживляют их»
| • часто считают смерть обратимой;
• не верят, что они могут умереть;
• могут приравнивать смерть и сон;
• верят, что могут вызвать смерть своими мыслями, когда желают, чтобы кто-то ушел (магическое мышление)
| • минимизация разлуки с близкими людьми (родителями) или обеспечение надежной замены;
• необходимо развеять заблуждения о том, что смерть – это наказание за плохие мысли или поступки;
• необходимо давать точную информацию о том, что такое смерть: «мертвый человек больше не дышит и не ест»
|
Школьники
(от 7-ми до 12- ти лет)
| • ребенок может требовать графических деталей о смерти, включая похороны;
• понятие смерти может возникать от внешних причин, таких, как аварии (ранняя стадия восприятия);
• понятие смерти может возникать от внутренних причин, таких, как болезнь (поздняя стадия)
| • в целом понимают, что смерть окончательна и необратима и часто является непредсказуемой;
• понимают, что это может случиться с ними
| •необходимо объяснить специфику болезни и лечения, а также объяснить, что лечение – это не наказание;
• необходимо поддерживать связь с друзьями
|
Подростки и взрослые
(старше 12-ти лет)
| • могут говорить о нереализованных планах, таких, как учеба, женитьба и т.д.
| • понимают окончательность и универсальность смерти, но чувствуют дистанцированность от нее;
• способность развивать естественные, физиологические и теоретические объяснения смерти
| • позволить выразить страх;
•обеспечить уединение;
•поддерживать приемлемые действия для достижения независимости;
•поддерживать связь с друзьями;
•обратитесь к группе поддержки сверстников
|
Источники. Stevens M. Психологическая адаптация умирающего ребенка. In: Doyle D, Hanks GWC, MacDonald M, eds. Оксфордский учебник Паллиативной Медицины. 2nd ed. London: Oxford University Press; 1997:1045-1055. Modified and reprinted with permission from Oxford University Press. Frager 6. Педиатрическая Паллиативная помощь. In: Palliative Medicine Secrets. Joishy SK. ed. Philadelphia: Hanley and Belfus, Inc.; 1999:157-173. Modi fied and reprinted with permission from Hanley and Belfus, Inc.
|