Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зрительная ассоциативная область
При поражении 18 и 19 полей слепоты не наблюдается. Наоборот, у больного хорошее зрение и он обходит препятствия. Однако, особенно при двусторонних поражениях, он теряет способность узнавать увиденное. Он потерял накопленные оптические энграммы и не может сравнивать увиденное со своей зрительной памятью. Поэтому, предметы кажутся ему незнакомыми. Такие больные со зрительной агнозией стремятся пощупать рассматриваемый предмет руками, чтобы распознать его на ощупь. Существует несколько видов зрительной агнозии. Агнозия на вещи называется зрительной предметной агнозией, агнозия на написанные или напечатанные слова — алексией, на цвета — колорагнозией, на лица прозопагнозией. В 1921 г. Ленц опубликовал сообщение о двух умерших больных с двусторонней центральной колоргемианопсией. Мозг каждого из них был тщательно исследован с помощью серийных срезов. В первом случае наблюдалось почти симметричное размягчение белого вещества на основании обеих затылочных долей в области веретенообразных и язычковых извилин. Во втором случае были обнаружены множественные мелкие очаги поражения, многие из которых располагались в тех же зонах, что и в первом случае. В 1930 г. Берингер и Штаен описали случай чистой алексии. Мозг этого больного был исследован Хасслером (1954), обнаружившим изолированный инфаркт в подкорковом белом веществе нижней части левой затылочной доли (рис. 8.27). При поражении правой затылочно-теменной области часто развивается зрительная дезориентировка в пространстве. Такой больной с трудом передвигается в темной комнате. Ведь для этого необходимы зрительный образ пространственного расположения предметов в комнате и сохранная тактильная память. Дотрагиваясь до спинки стула или до другой расположенной в комнате мебели, мы мгновенно определяем свое местоположение в этой комнате и способны корректировать направление своих движений. Вызывающее зрительную агнозию поражение затылочной области часто также захватывает зрительную лучистость, что приводит к выпадению полей зрения. Слуховая ассоциативная область При поражении 42 и 22 полей доминантного полушария может быть сохранным восприятие шумов, тонов и тому подобных звуков, но их происхождение остается нераспознанным. Например, больной не может назвать ключи в качестве источника гремящего звука, потому что известные из прошлого опыта характеристики этого шума оказываются утраченными. Такое состояние называется акустической или слуховой агнозией. В случае, когда очаг поражения височной доли локализован кпереди от указанных полей, может нарушится узнавание музыки, особенно если поражена правая височная доля. Аналогичным образом, разрушение обонятельных ассоциативных полей 34 и 28 вызывает обонятельную или ольфакторную агнозию. Поражение задней трети первой височной извилины доминантного полушария вызывает сенсорную афазию Вернике. Больной слышит и может повторять обращенные к нему слова при полной потере способности к их пониманию. Он утрачивает ранее накопленные звуковые оболочки слов и не в состоянии сравнить услышанное со старыми энграммами и с имеющими смысл словами. Из-за непонимания произносимых слов он не может также контролировать собственную речь. Она становится невразумительной вследствие буквенной (литеральной) и словесной (вербальной) парафазии. Иными словами, у больного имеется сенсорная афазия. Некоторые разновидности сенсорной афазии, связанные с расположением и тяжестью поражения, будут рассмотрены ниже. При проводившихся под местной анестезией операциях по поводу височной эпилепсии Пенфилд и Расмуссен (1950) производили раздражение электрическим током височной доли и угловой извилины доминантного и недоминантного полушария. У таких больных наблюдалось видение целых сцен, звучание разговоров, мелодий и песен. Вспоминалось пережитое из дальних лет. Хорошо известно, что височная эпилепсия может сопровождаться слуховыми, зрительными и обонятельными галлюцинациями, называемыми унцинатными припадками (от латинского - uncus — крючок). Резекции височной доли для лечения рефрактерной к про-тивосудорожным препаратам эпилепсии обычно захватывают передние отделы гиппокампа. Как упоминалось ранее (гл. 5), двустороннее удаление аммонова рога вызывает потерю кратковременной памяти, тогда как долговременная память остается интактной. Также было упомянуто, что разрушение мейеровской петли зрительного сияния вызывает контралатеральную верхнеквадрантную гемианопсию. Каким образом мозговая кора хранит бесчисленное количество сенсорных восприятий, которые почти в любое время могут быть извлечены из памяти, мы не знаем. Существует несколько теорий, пытающихся ответить на вопрос, хранится ли память в единичном нейроне или же в нейронном ансамбле, образующем реверберирующие круги, а также на вопрос о физической или химической природе изменений в синапсах. Недавно предметом обсуждения стала роль рибонуклеиновой (РНК) и дезоксирибонуклеиновой (ДНК) кислот в процессе запоминания. Каков бы ни был окончательный ответ, сейчас считается общепринятым взгляд на ассоциативные области мозговой коры как на хранилища нашей памяти. В отличие от других корковых областей, большая часть височной доли не имеет прямых связей с таламусом (см. рис. 822). Однако, она тесно связана с различными ассоциативными областями с помощью систем ассоциативных и комиссуральных волокон (см. рис. 8.15). Предполагается существование в височной доле особого нейронального механизма кодирования долговременной памяти. Как было упомянуто при рассмотрении вторичных сенсорных полей, агнозии возникают почти исключительно при поражениях доминантного полушария. У 80—90% больных доминантным полушарием является левое, доминантность его обычно проявляется праворукостью. У 10—20% больных доминантным является правое полушарие или же полушария равноценны, и доминантность как таковая отсутствует. При этом одни функции выполняет правое полушарие, а другие — левое полушарие. Вероятно, доминантность полушарий детерминирована генетически. Считается что левая височная площадка (planum temporale) в зоне Вернике в 65% случаев больше правой (Geschwind, Levitsky, 1968). Однако из опыта гемисферэктомии известно, что любое полушарие в возрасте до 6 лет может стать доминантным. У ребенка моложе 6 лет, перенесшего тяжелую травму левого доминантного полушария, обычно не составляет труда сделать доминантным правое полушария путем упражнений и тренировок. В этом случае полушарие действительно может выполнять все функции доминантного. У подростков и взрослых такое уже невозможно. Хотя одно из полушарий может быть доминантным, впечатления и навыки хранятся в обеих полушариях в одинаковом количестве. Большую роль в этом играют мозолистое тело и передняя спайка. Благодаря комиссуральным волокнам существует связь один к одному между двумя полушариями, за исключением зрительного поля 17, первичного слухового поля 41 и соматосенсорных зон для рук и стоп. Значимость мозолистого тела для хранения зрительной информации была показана в опытах на животных (Myers, 1956; Sperry, 1964 и др.). Например, у обезьян рассекалось мозолистое тело, передняя спайка и хиазма. При закрытом левом глазу животное обучалось различать предметы правым глазом. Когда правый глаз закрывался, животное не могло распознать знакомые предметы открывшимся левым глазом. При рассечении только хиазмы животное без труда распознавало левым глазом те предметы, которые оно выучено было распознавать правым. Эти опыты свидетельствуют, что одной из функций мозолистого тела является одновременная передача из одного полушария в другое воспринятых и запомненных ощущений. Затем из уголков памяти обоих полушарий информация может быть извлечена и интегрирована доминантным полушарием. Установлена роль мозолистого тела в межполушарной передаче не только зрительной информации, но и информации от других внешних раздражителей, например тактильных (тактильно-кинестетическое обучение), изученное на шимпанзе Майерсом и Хенсоном (1960). Мозолистое тело и передняя спайка перерезались также у человека при тяжелой инкурабельной эпилепсии. Тщательное обследование таких больных не выявило изменений в их поведении, интеллекте или эмоциях. Обретенные до операции бимануальные навыки были сохранны. Однако, после операции приобретенные одной рукой навыки не передавались другой руке. Особенно интересная информация была получена при исследовании речи. Как обнаружили Газзанига и Сперри (1967), больные с пересеченным мозолистым телом могли устно или письменно сообщить о поступившей в левое доминантное полушарие сенсорной информации. Если же сенсорная информация поступала в правое недоминантное полушарие, больные не могли сообщить об этом ни устно, ни письменно. Следовательно, речь и вычисление по-видимому связаны с доминантным полушарием. Вероятно, оба полушария понимают обращенную речь, но лишь доминантное полушарие способно выразить себя произнесенным словом; недоминантное полушарие молчит и способно заявить о себе только невербальными реакциями (языком жестов) (рис. 8.28). На основании изучения больных с расщепленным мозгом Леви-Агрести и Сперри (1968) выдвинули гипотезу о взаимодополнительности (комплиментарности) функций полушарий головного мозга. Экклз (1975) представил это в виде таблицы 8.1 (из книги: Popper К. P., Eccles J. С.: The Self and Its Brain, Routlege, L. - N. Y., 1993, p. 352.)
Рис. 8.28 Некоторые функции доминантного и недоминантного полушарий после комиссуротомии.
Сенсорная афазия (афазия Вернике) Согласно литературе, существует несколько разновидностей сенсорной афазии. Предпринимались попытки соотнести их с определенными зонами коры — например, корковая сенсорная афазия, подкорковая сенсорная афазия, проводниковая афазия, транскортикальная афазия, амнестическая афазия, парафазия и т. д. Сенсорная или рецепторная афазия лучше всего может быть понята исходя из развития речи у детей. Между первым и вторым годом жизни ребенок хочет говорить. Мать очень хочет ему в этом помочь. Одно из слов — слово «мама», которое мать вновь и вновь повторяет, пока ребенок не сможет произнести его сам. Поскольку при произнесении слова «мама» всегда указывается на мать, ребенок в конце концов соединяет это слово с личностью матери. Иными словами, обозначение связывается со зрительным образом матери. Несмотря на остальных присутствующих, ребенок мгновенно узнает мать и зовет «маму». Он также запоминает ее голос. Он способен определить его, даже если мать разговаривает в соседней комнате. Слово «мама» становится связанным со зри тельной и акустической энграммои и постепенно мать превращается в идею. Аналогичным образом ребенок узнает все больше и больше слов, обретающих смысл при постоянных вопросах и ответах. Например, он мгновенно узнает колокольчик по его звучанию, одновременно замечая как такой колокольчик выглядит и слыша слово «колокольчик». Однажды взяв в руки такой колокольчик, ребенок узнает его на ощупь и как им можно звонить. Таким образом, добавляется тактильная энграмма. Ребенок всегда называет предмет «колокольчик» идет ли речь об его имени, о звуке, о внешнем виде или его тактильном ощущении. Все эти впечатления сливаются воедино, как только произносится слово «колокольчик». Чтобы это случилось, первичные, вторичные и третичные корковые поля височной, затылочной, теменной и лобной долей и их связи должны быть зрелыми и функционирующими. Чтобы произнести слово «мама», ребенок должен обучиться иннервировать мускулатуру дыхательных мышц, гортани и рта одновременно, так чтобы произносились членораздельные слова и предложения, в конце концов сливающиеся в речь. Постепенно накапливаются соответствующие двигательные энграммы, позволяющие говорить бегло. Для речи абсолютно необходимы первичная и вторичная двигательная кора, особенно кора в зоне Брока и в области представительства лица в прецентральной извилине. Таким образом, чтобы мило болтать с соседями, нам необходима кооперация дополнительных обширных зон нашего мозга. Говорение также связано с эмоциями. Поэтому для речи важны подкорковые структуры, особенно гипоталамус, таламус и лимбическая система. Например, слово «звонок» способно пробудить целый шлейф воспоминаний. Кому-то оно напомнит празднование Рождества в детстве, когда он входил в гостиную по звонку маленького колокольчика и видел сверкающую огнями елку и лежащие под ней подарки. Одних такие воспоминания могут погрузить в уныние, а других — развеселить. В возрасте около 6 лет вторичные и третичные ассоциативные зоны созревают настолько, что ребенок может ходить в школу чтобы научиться читать и писать. Начинают накапливаться картинки написанных слов или значимые символы. При обучении чтению ребенок вначале шевелит губами. Выводимое на бумаге слово произносится шепотом — таким образом, чтению и письму обычно обучаются посредством произносимого слова. Если поражение зоны Вернике вызывает непонимание обращенной речи, чтение и письмо также нарушены. Сенсорная афазия будет сопровождаться алексией и аграфией. Однако, алексия также может быть следствием ограниченного поражения ассоциативной зрительной области; при поражении теменной ассоциативной области может возникнуть аграфия. Практически весь мозг задействован в процессе речевого общения. Он должен быть неповрежденным, чтобы мы без усилий могли понимать окружающих и были в состоянии выражать словами наши собственные мысли. Хотя некоторые области доминантного полушария наиболее важны для понимания речи, а другие — для произнесения речи, изолированного речевого центра, по-видимому, не существует. Эти важные зоны могут выполнять свою задачу только совместно с другими участками мозга, включая корково-экстрапирамидно-мозжечковые системы обратной связи. Вот почему вы не найдете двух одинаковых случаев сенсорной афазии. Хотя между ними имеется много сходства, какие-то детали всегда будут неповторимы. Во всех случаях сенсорной афазии наблюдается дефицит понимания звуков, слов, имен и предложений и распад речевого контроля. Слова услышаны, но их смысл потерян, поскольку они не могут более быть сопоставлены с ранее накопленным словарным запасом. В зависимости от размеров и локализации поражения в сенсорной речевой зоне потеря понимания слов может быть минимальной или столь тяжелой, что собственный язык больного становится для него тарабарским. Он может повторить произнесенное слово, как если бы он изучал иностранный язык, но оно для него абсолютно лишено смысла. При легкой сенсорной афазии понимание слов является частичным и требует больших усилий. При тяжелой сенсорной афазии речь больного становится невнятной, поскольку он не понимает собственных слов и, следовательно, не в состоянии их корректировать. Употребляются неправильные слова (вербальная парафазия) либо в словах переставляются или искажаются слоги (литеральная парафазия). В итоге словесное общение становится невозможнным. Ситуация напоминает разговор двух людей на разных языках, причем ни один из них не знает языка другого. Если речевые расстройства не слишком тяжелы, афатик обычно пытается угадать названия предметов. Он знает сами предметы, но не может назвать их, даже если речь идет об обычных вещах. Поэтому он замещает их множеством вставных слов. Это ведет к неправильной конструкции предложения. Может наблюдаться параграмматизм или же логоррея. Часто отмечается склонность заклиниваться на одном слове (персеверация). Если на первый план выступают затруднения в подборе слов, такое состояние называется амнестинеской афазией. Неспособность к повторению многосложных слов называется проводниковой афазией. Такие больные не испытывают затруднений в спонтанной речи, но не могут быстро воспроизвести многосложные слова (вероятно, вследствие перерыва дугообразного либо верхнего продольного пучка). Как уже упоминалось, тяжелые нарушения понимания слов связаны с трудностями в чтении и письме. Чтение мучительно для больного. Он неправильно выделяет слова и слоги и не понимает прочитанного. Если сенсорная афазия выражена умеренно, он может написать по крайней мере знакомые слова, такие как свое имя и адрес. Височно-теменная речевая область имеет двусторонние связи с подушкой зрительного бугра, что позволяет предположить между этими структурами функциональные взаимоотношения (см. рис. 8.22). Пенфильд и Робертс (1959) описали больного, у которого небольшая гематома в подушке доминантного полушария привела к тяжелой афазии. Возможно, роль подушки состоит в интеграции импульсов из теменной, затылочной и височной долей. Единой точки зрения по поводу номенклатуры, природы и локализации всего многообразия форм сенсорной афафзии все еше не существует. Однако, помимо класической тотальной сенсорной афазии (Вернике) принято выделять следующие ее разновидности. 1. Глобальная или тотальная афазия: Этот термин обозначает тяжелую смешанную моторно-сенсорную афазию вследствие поражения как моторных, так и сенсорных речевых центров. Обычно поражение возникает в результате инфаркта вследствие закупорки средней мозговой артерии. Больные могут бормотать отдельные звуки или искаженные остатки речи и понимать лишь некоторые звуки или слова, которые мгновенно забываются. Они не могут повторить произнесенное слово и не в состоянии читать и писать. Эта глобальная афазия сопровождается гемиплегией, гемианестезией и гемианопсией. 2. Парафазия: Термин обозначает невнятную речь вследствие вербальных и литеральных парафазии, образования новых слов (неологизмов) и параграмматизма. Нижеприведенные типы сенсорной афазии также были названы диссоциативными афазиями, так как предположительно они вызваны перерывом ассоциативных волокон, идущих к или от индивидуальных речевых зон. 3. Чистая сенсорная афазия: Это чисто словесная глухота или слуховая вербальная агнозия, могущая существовать в то время как больной еще может отличать шумы от тонов. Глухота затрагивает только речь. Больные не могут повторять произнесеные слова и предложения или писать под диктовку. Спонтанные речь, письмо и чтение сохранены. На вскрытии выявляются поражения средней трети верхней височной извилины. Считается, что клинические нарушения вызваны перерывом ассоциативных волокон, соединяющих поперечные извилины Гешля со вторичной ассоциативной областью поля 22 в задней части верхней височной извилины. 4. Проводниковая афазия: Это состояние схоже с афазией Вернике, отличаясь от последней сохранением понимания слов, контрастирующим с затруднением повторения произносимых слов. Больной просто не может воспроизвести многосложные слова. По данным вскрытия обнаруживается поражение надкраевой извилины доминантного полушария, т. е. пограничной зоны между задними отделами височной и теменной долей. Полагают, что неспособность к воспроизведению только что услышанного слова вызвана перерывом дугового пучка, соединяющего сенсорную и моторную речевые зоны. Во многих случаях при предъявлении в письменном виде нужное слово без труда может быть произнесено больным. 5. Амнестическая афазия: Это состояние называется также амнезической, именной или аномической афазией (аномией). Легкие формы характеризуются постоянным подыскиванием названий для предметов и понятий и попытками выйти из положения путем подмены одних слов другими. Больные без труда узнают предметы, но не могут вспомнить их названия. Согласно результатам вскрытия этот вид афазии вызывается перерывом ассоциативных волокон, соединяющих сенсорный центр речи с гиппокампом. Причиной обычно является опухоль или отогенный абсцесс в глубине белого вещества задних и базальных отделов височной доли (вероятно, поле 37), либо атрофический процесс, такой как височная форма болезни Пика. 6. Транскортикальная афазия (афазия Лихтгейма): Эта тяжелая афазия характеризуется нарушением звукового и зрительного понимания слов и неспособностью к осмысленному письму и чтению. Произносимые слова могут быть воспроизведены, но значение их не может быть понято. Считается, что эта афазия вызвана изоляцией сенсорного речевого центра от остальной коры вследствие нарушений кровообращения в коре и белом веществе в пограничных сосудистых зонах передней, средней и задней мозговой артерий. Такое предположение сделано на основании возникновения этой афазии в случаях временной остановки сердца. Date: 2015-07-02; view: 718; Нарушение авторских прав |