Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические сведения





К состояниям, требующим незамедлительного оказания первой помощи, относят травмы (раны, кровотечения, вывихи, пе­реломы, ушибы, растяжения), ожоги, обморожения, электротрав­мы, отравления, укусы ядовитых насекомых, попадание инородных тел и др.

При оказании первой помощи необходимо соблюдать опреде­ленный алгоритм действий:

прекратить действия травмирующих факторов (погасить пла­мя, отключить источник тока и т.д.);устранить наиболее тяжелое и опасное для жизни состояние (кровотечение, удушье и т.д.);

оказать на месте первую помощь (наложить шину, повязку И т.д.).

Первая помощь при ранениях.

Раной называют механическое по­вреждение, сопровождающееся нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, глубоких тканей.

В зависимости от орудия ранения различают раны резаные, колотые, ушибленные, размозженные, рваные, укушенные, ог­нестрельные, смешанные. Каждая неоперационная рана рассмат­ривается как инфицированная, т.е. загрязненная микробами.

Ранение, как правило, сопровождается болью, зиянием раны, кровотечением. Исключение могут составлять колотые раны, при которых может отсутствовать зияние и кровотечение. При глубо­ких ранениях возможны повреждения внутренних органов, нервов, нарушение целостности костей.

Осложнения ранений: кровотечение, травматический шок, ин­фицирование гноеродными и анаэробными микробами.

Первая помощь при ранении включают остановку кровотече­ния, обработку краев раны и кожи вокруг нее антисептическим средством, наложение стерильной повязки для защиты раны от вторичной инфекции.

Обработка кожи вокруг раны проводится от ее краев кнаружи. Нельзя исследовать глубину раны пальцем, стержнем, удалять из нее инородные тела или орудие ранения. При обработке краев раны антисептическое средство (йод, спиртовой раствор брилли­антовой зелени и др.) не должно попасть в саму рану, так как это может привести к химическому ожогу. Для перевязки ран исполь­зуют стерильный перевязочный материал (стерильный бинт в упа­ковке, стерильные салфетки, индивидуальный перевязочный па­кет), который должен быть в аптечке ДОУ. При отсутствии перевязочного материала можно использовать любую чистую хлоп- чатобумажную ткань, предварительно проглаженную горячим утю­гом. Если повязка промокает, необходимо подбинтовать ее сверху.

Помимо бинтовой повязки при перевязке ран можно исполь­зовать клеевые повязки с применением клеола или коллодия. Кожу вокруг раны сматывают клеолом или коллодием и закрывают ра­стянутой марлей повязку и участок, смазанный клеем.

Во время обработки раны и наложения повязки необходимо постоянно следить за состоянием ребенка. Все манипуляции сле­дует проводить при положении ребенка сиди или лежа.

Первая помощь при кровотечении. Кровотечением называют излитие крови из поврежденного кровеносного сосуда. Интенсивность кровотечения зависит от вида, калибра и числа поврежденных сосудов. Различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечения.

Артериальное кровотечение возникает при повреждении ар­терий. Ярко-красная кровь бьет из раны сильной прерывистой струей.

При венозном кровотечении кровь имеет темный цвет и выте­кает непрерывной струей из поврежденной вены. Капиллярное кровотечение чаще бывает смешанным, возника­ет при повреждении мелких вен и артерий.

Паренхиматозное кровотечение возникает при повреждении па­ренхиматозных органов — печени, легких, селезенки и является очень опасным, так как сосуды этих органов не спадаются.

Кровотечение может возникать сразу после повреждения сосу­да (первичное) и через некоторое время после остановки крово­течения (вторичное).

Дети тяжело переносят кровопотерю. Смертельной для ребен­ка может оказаться быстрая кровопотеря менее 1/3 общей массы крови.

Существует несколько способов остановки кровотечений.

Наложение давящей повязки. На рану накладывается сложенная в несколько раз стерильная марля, на нее слой ваты. Повязка туго закрепляется с помощью бинтования. Применяется при венозных и капиллярных кровотечениях.

 

Приподнятое положение конечности. Применяется при веноз­ном и капиллярном кровотечении, так как уменьшает кровена­полнение конечностей.

Способы временной остановки арте­риальных кровотечений.

Пальцевое прижатие главных артерий.

Поврежденную артерию прижимают к близлежащей кости выше места ране­ния на конечности и туловище (рис. 12).

При повреждении артерий шеи или головы сосуд прижимают ниже места повреждения (рис. 13).

Например, сонную артерию прижи­мают к поперечным отросткам шей­ных позвонков или к внутреннему краю грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.

Максимальное сгибание или пере разги­бание в суставах поврежденной конечно- Рис. 12. Места пальцевого прижатия кровоточащего сосуда. Например, при ранении подключичной артерии обе руки, согнутые

локтях, максимально отводят назад и фиксируют в таком положе­нии с помощью повязки, ремня и др.

 

 

Рис. 13. Остановка кровотечения пальцевым прижатием артериального сосуда при ранениях головы.

 

Наложение жгута. Для остановки артериального кровотечения при ранении конечности накладывают жгут выше места повреж­дения. Эта операция весьма травматична, поэтому необходимо со­блюдать определенные правила:

жгут накладывают на мягкую подкладку (платок, полотен­це) или поверх одежды;

жгут накладывают на приподнятую конечность. Его подво­дят под место наложения, растягивают (если он резиновый) и накручивают несколько раз, так чтобы витки ложились вплотную один к другому, не защемляя кожу. Первый тур жгута должен быть самым тугим;

правильность наложения жгута проверяют по побледнению кожи конечности, исчезновению периферического пульса на ко­нечности, остановке кровотечения. Нельзя излишне сдавливать ткани конечности жгутом, гак как возможны тяжелые осложне­ния. При чрезмерно сильной затяжке жгута конечность становит­ся синюшно-багровой;

во избежание омертвении тканей жгут держат на конечно­сти летом не более 1 — 1,5 ч, зимой 1ч;

после наложения жгута конечность укутывают одеялом, теп­лой одеждой, оставляя при этом жгут на виду;

к жгуту обязательно прикрепляю! записку с указанием точ­ного времени его наложения.

Носовое кровотечение. Может возникнуть при травмах лица и носа, а также при некоторых заболеваниях: болезнях кроветворных органов (анемии, гемофилии, геморрагических диатезах), ин­фекционных заболеваниях (дифтерии, кори, гриппе и др.).

ребенку необходимо придать полусидячее положение, чтобы он не заглатывал кровь, затекающую в носоглотку. На переносицу кладут холодную примочку, в носовые ходы вводят тампоны из марли, смоченные 3%-ным раствором перекиси водорода. При продолжающемся кровотечении ребенка в полусидячем положе­нии отправляют в больницу.

Техника наложения повязок. Основные правила:

1. во время перевязки надо стоять лицом к ребенку, наблю­дая за его состоянием, следя, не причиняет ли манипуляция боль;

2. перевязываемая часть тела должна находиться в правильном физиологическом положении (кроме случаев, когда конечность принимает вынужденное положение), быть неподвижной;

3. направление витков бинта должно быть единым во всех сло­ях повязки;

4. ширина бинта должна быть равна или немного больше диа­метра перевязываемой части тела (узкий бинт может врезаться в тело, слишком широкий — затрудняет манипуляцию);

5. перевязку начинают с более узкого места, постепенно пе­реходя к более широкому;

6. перевязку начинают с наложения кругового витка. При этом кончик бинта должен выступать из-под второго витка. Выступаю­щий кончик подгибают и накрывают следующим витком бинта, фиксируя его таким образом. Заканчивают повязку также круго­вым витком;

7. при перевязке бинт держат в руке так, чтобы свободный конец составлял прямой угол с рукой, в которой находится ру­лон бинта;

8. в бинтовании участвуют обе руки: правая разворачивает бинт, левая удерживает повязку и расправляет бинт;

9. каждый оборот бинта должен перекрывать предыдущий на 1/2 или 2/3 его ширины. Рулон бинта должен «кататься» по повер­хности тела, не отходя от него.

Основные типы повязок. В зависимости от используемого для повязки материала различают повязки бинтовые, трубчатые, косыночные, гипсовые.

Бинтовые повязки. Основная наиболее простая битовая повяз­ка — круговая. Обороты бита ложатся один на другой.

Спиральная повязка (рис. 14). Начинается с 2—3 круговых туров бинта, затем ходы бинта идут в косом направлении, частично перекрывая предыдущий виток.Рис. 14. Спиральные повязки:

— простая спиральная повязка; 2 — восходящая и нисходящая спиральные повязки с перегибом бинта.

Рис. 15. Крестообразная повязка
Крестообразная или восьмиобраз­ная повязка (рис. 15). Ход бинта опи­сывает восьмерку. Удобна при бин­товании головы, шеи, при перевяз­ке двух соседних частей тела, соединенных суставом.

Повязки на различные части те­ла. Для бинтования головы удобна повязка, называемая чепец (рис. 16). Для наложения повязки требуется лента из бинта длиной около 1 м Середину ленты помещают на об­ласть темени, концы спускают вер­тикально вниз впереди ушей. Ребе­нок или помощник удерживает их в натянутом состоянии. Вокруг го­ловы делается круговой виток, за­крепляющий перекинутую ленту. При следующем витке делается петля вокруг свободного конца, бинт направляется на затылок, переходит на другую сторону го­ловы и т.д., смещая бинт при каждом витке, полностью закры­вают поверхность головы. Свободные концы завязывают под под­бородком.

 

 

 

Рис. 16. Повязка «чепец»

Повязка на глаз (рис. 17). При наложении повязки на правый глаз витки делают слева направо, бинт держат в правой руке. На левый глаз повязку накладывают справа налево. Витки повязки проходят над ухом со здоровой стороны и под ухом на стороне поврежденного глаза, постепенно закрывая его.

Повязка восьмиобразная на затылок и шею (рис. 18). Накладыва­ется круговой виток вокруг головы, бинт проводится над ухом и косо спускается на шею, проходит под подбородком и косо под­нимается вверх по затылку к ушной раковине на противополож­ной стороне.

Повязка пращевидная на нос и подбородок (рис. 19). Для повяз­ки берется отрезок бинта, концевые части разрезаются попо­лам. Срединный участок накладывается на нос или подбородок.

 

 

Повязка на палец (рис. 20). Начина­ется на пальце, затем бинт проводит­ся на тыльную поверхность кисти, на запястье делается фиксирующий ви­ток, после чего бинт возвращается на палец. Используется техника спираль­ной повязки. Закрепляется повязка на запястье.

Рис. 18. Восьми образная повязка на затылок и шею
Повязка на локоть черепицеобразная (рис. 21). Повязка накладывается при физиологическом положении суставов. Сходящаяся повязка начинается с фиксирующегося витка под локтем (или под коленом). Затем бинт косо проводится на плечо (бедро), обвивая его сзади. Восьмиобразными витками закрывается весь сустав. Фиксируется повязка на локтевом (ко­ленном) суставе.

 

/ 2

Рис. 19. Пращевидная повязка:

1 — на нос; 2 на подбородок

Повязки на грудь и живот. Спиральная повязка на грудь (рис. 22) - «портупея». Кусок бита длиной около 1 м кладут на область (срединой) ключицы так, чтобы один конец висел на спине, другой на груди. Накладывают спиральную повязку сни­зу вверх, обвивая всю грудную клетку до подмышечных впадин. Свободно свисающую часть бита перекидывают через плечо по­верх повязки и связывают с концом, висящим на спине.

 

 

Рис. 21. Черепицеобразная повязка на локоть: 1 — сходящаяся; 2 — расходящаяся

 

 

Живот бинтуется спиральной повязкой снизу вверх.

Косыночные повязки. Для их выполнения чаще всего использу­ется треугольный платок-косынка. Косыночные повязки быстро накладываются и просты в выполнении. Примеры косыночных по­вязок представлены на рис. 23, 24.

Первая помощь при травмах. Ушибы характеризуются повреж­дением подкожной клетчатки, других мягких тканей, мелких со­судов, в результате чего появляются кровоизлияния. Признаки ушиба: боль, припухлость, кровопод­теки, которые появляются на 2—

день после ушиба, незначительные нарушения функций.

При оказании первой помощи на­кладывают давящую повязку, холод на место ушиба. Пострадавшей части тела придают возвышенное положение. При сильных ушибах требуются покой и иммобилизация (обездвиживание) по­врежденной конечности, консульта­ция специалиста для уточнения диаг­ноза. Со 2—3-го дня для лучшего рассасывания кровоподтека применя­ют тепловые процедуры.

(Рис. 22. Спиральная повязка на грудь).

Нарушения связочного аппарата.

Ушиб, растяжение или разрыв связок чаще всего наблюдаются в области голеностопного сустава в результате резкого движения. Характерны боль (особенно в месте прикрепления связок), ограничение фун­кции конечности. Первую помощь необходимо оказать как можно скорее. На место растяжения накладывают укрепляющую повяз­ку, холод, конечности придают возвышенное положение, обес­печивают покой и неподвижность. После оказания первой помо­щи надо обратиться к врачу-травматологу для уточнения диагноза и оказания дополнительной помощи.

Рис. 23. Косыночная повязка на кисть
Рис. 24. Косыночная повязка, поддерживающая верхнюю конечность

Переломы. Переломом называют частичное или полное нару­шение целостности кости. Перелом может быть закрытым или от­крытым.

При закрытом переломе нет нарушения кожного покрова. В области повреждения возникает боль, возможно изменение кон­фигурации конечности, нарушение функции. При ощупывании может отмечаться хруст и патологическая подвижность в месте перелома.

При открытом переломе нарушается целостность кожи, образу­ется рана, в которой могут быть видны части поврежденной кости. Возможно укорачивание конечности, функции нарушены. Нали­чие раны может привести к проникновению инфекции и возник­новению гнойных осложнений (флегмона, остеомиелит, зараже­ние крови).

 

У детей дошкольного возраста чаще встречаются под надкост­ничные переломы (типа «зеленой веточки»), при которых над­костница сохраняет свою целостность и удерживает кость, и вко­лоченные переломы, когда одна часть кости вклинивается в другую.

Для осмотра ребенка раздевают. При этом сначала снимают одежду со здоровой, а затем с больной конечности. Узкую одежду и обувь на больной конечности разрезают.

При открытом переломе прежде всего останавливают кровоте­чение и накладывают асептическую повязку. После этого произ­водят иммобилизацию сломанной конечности путем наложения шины. Иммобилизация является важнейшим средством профилак­тики травматического шока и предупреждает дополнительное по­вреждение мягких тканей.

Правила наложения шин:

1. шина накладывается поверх одежды больного или поверх мягкой прокладки (вата, полотенце и др.). Она не должна сопри­касаться с кожей;

2. конфигурацию шины моделируют по здоровой конечности;

3. шина должна перекрывать два соседних с переломом суста­ва, а в случае перелома бедренной и плечевой костей — три;

4. шины лучше накладывать по боковой поверхности конеч­ности;

5. шину тщательно прибинтовывают, чтобы она не могла сме­ститься;

6. концы пальцев руки и стопы оставляют свободными от по­вязки для контроля кровообращения в конечности.

В случае отсутствия стандартных шин (шины Крамера, Дитерихса) используют подручные средства (проволоку, дощечки, твердый картон и др.) либо поврежденную конечность прибинто­вывают к туловищу или здоровой ноге (рис. 25).

При переломе ключицы фиксируют руку так, чтобы плечевой сустав оставался неподвижным. Для этого прибинтовывают руку, согнутую в локтевом суставе, к туловищу или подвязывают ее на косынке.

При переломе ребер, относительно редком виде переломов у детей, характерны боли в месте перелома, усиливающиеся при дыхании, кашле. Больная часть грудной клетки отстает при ды­хании. Помощь заключается и тугом бинтовании грудной клетки широким битом или полотенцем для уменьшения ее подвиж­ности. Необходимо доставить ребенка в лечебное учреждение.

При переломе позвоночника или подозрении на нею необходи­мо соблюдать исключительную осторожность, гак как в результате перелома возможны повреждения спинною мозга и ею корешков.

Рис. 25. Использование подручного материала для шинирования при переломе плечевой кости

Необходимо зафиксировать голову и туловище ребенка в том по­ложении, в каком они находятся. Для этого голову и туловище обкладывают свернутыми полотенцами, одеялами, прижимают их тяжелыми предметами. Под шею, не перемещая головы, подводят тонкую подушку или свернутое небольшое полотенце для того, чтобы сохранить шейный изгиб позвоночника. При необходимо­сти самостоятельной перевозки ребенка его надо осторожно пе­реместить на жесткий щит и привязать к нему в положении на спине с помощью ремней, веревок, лент.

При переломе таза больные занимают вынужденное положе­ние — позу лягушки: ноги разведены и согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Характерен симптом «прилипшей пятки» — невозможность поднять выпрямленную ногу. При оказании первой помощи для обеспечения неподвижности костных отлом­ков больного располагают на спине с разведенными и слегка согнутыми в коленях ногами (рис. 26). Под колени подкладывает- ся небольшой валик. При транспортировке ребенка фиксируют ремнями. При перекладывании больного и других манипуляциях должны участвовать не менее четырех человек.

Это повреждение чаще всего осложняется развитием шока, поэтому пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в лечебное учреждение.

Вывихи суставов. Вывихом называют нарушение взаимоположения концов костей, входящих в один сустав. Вывих может возникнуть в результате сильного удара, травмы. Смещение костей может привести к разрыву суставной сум­ки. У маленьких детей чаше наблюдаются не разрывы, а растяжения суставной сумки, что

способствует формированию привычного вывиха. (Рис 26. положение ребенка с переломом таза при транспортировке).

Для вывиха характерны боль в области сустава, вынужденное положение конечности, нарушение конфигурации и подвижно­сти сустава. Вывих может сопровождаться отрывом кусочка кост­ной ткани, т.е. переломом.

При вывихе необходимо обеспечить неподвижность повреж­денной конечности. Для предотвращения развития отека и умень­шения боли на поврежденный сустав накладывается холод. Ребен­ка как можно быстрее доставляют в лечебное учреждение.

Сотрясение мозга. При ударе головой возможно сотрясение мозга. Оно может сопровождаться кратковременной потерей со­знания, бледностью кожи, головокружением, головной болью, тошнотой, рвотой, возникновением горизонтального нистагма (подергивание глазных яблок по горизонтальной линии при взгля­де в сторону), разной величиной зрачков, кратковременной по­терей памяти.

Первая помощь заключается в создании покоя. Ребенка укла­дывают с приподнятым положением головной части, при этом голову осторожно поворачивают на бок. Если ребенок в бессозна­тельном состоянии, ему приоткрывают рот, вытаскивают язык и удерживают его в таком положении, чтобы он не привел к уду­шью и рвотные массы не попали в дыхательные пути. На место ушиба ребенку прикладывают пузырь со льдом. Ребенок с сотря­сением головного мозга должен быть госпитализирован. При транс­портировке обязательно придерживают голову ребенка.

Ожоги. В зависимости от природы повреждающего фактора ожоги делятся на термические, химические, электроожоги, радиацион­ные ожоги. Термические ожоги возникают при воздействии высо­кой температуры (горящая одежда, кипяток, прикосновение к раскаленному предмету) на кожу ребенка.

Возникновение химических ожогов возможно при неосторож­ном обращении ребенка с кислотами (серная, соляная кислоты, уксусная эссенция) и щелочами (каустическая сода),

Электроожог и сопровождают электро гравмы.

В зависимости от глубины повреждений различают четыре сте­пени тяжести ожогов.

I степень. Повреждаются поверхностные слои кожи, про­исходит местное расширение сосудов в области ожога. Характери­зуется болью, покраснением, отеком кожи, местным повышени­ем температуры. Через несколько дней наступает выздоровление.

II степень. Повреждаются более глубокие слои кожи, обра­зуются ненапряженные пузыри, наполненные жидкостью. При пра­вильно оказанной помощи заживление происходит без образова­ния рубцов.

III степень. Наступает омертвление всех слоев кожи. Пузы­ри резко напряжены, легко лопаются. Ожоги этой степени тяжес­ти, как правило, наблюдаются при воздействии пламени, раска­ленных предметов, кипящего масла. Раны заживают грубыми рубцами.

IV степень. Происходит омертвление не только кожи, но и подлежащих тканей.

Истинную глубину поражения можно определить только через некоторое время после получения травмы.

Термические ожоги. Прежде всего необходимо прекратить дей­ствие термического фактора (погасить пламя, обливая водой, на­крывая плотной несинтетической тканью и т.д.), снять тлеющую одежду. При этом не следует отдирать прилипшие остатки одежды, смывать их химическими растворами, так как это усилит травму.

При ожогах I и II степени небольшой площади обожженную поверхность охлаждают струей холодной воды в течение 10—15 мин, после чего на ожоговую поверхность накладывают повязку, смо­ченную одеколоном, спиртом, водкой. Эти вещества оказывают обез­боливающее и дубящее действие, предотвращают появление пузы­рей. При большой площади ожога следует немедленно обратиться в лечебное учреждение.

При ожогах III и IV степени на поврежденную область на­кладывают асептическую повязку. Если у ребенка обожжены кисти и стопы, пальцы разделяют прокладками ткани или мар­ли. Как можно быстрее доставляют пострадавшего в лечебное учреждение.

Если повреждена обширная часть поверхности тела, ребенка завертывают в чистую проглаженную простыню, укутывают и так доставляют в лечебное учреждение. Серьезным осложнением об­ширного ожога является ожоговый шок. Он развивается при пло­щади ожога около 10% (ладонь ребенка составляет 1% поверхности тела). При этом у ребенка кружится голова, кожа бледнеет, стано­вится холодной и влажной, дыхание поверхностное и учащенное, пульс слабый и частый, ребенок плохо реагирует на окружающее.

Наиболее доступное средство борьбы с шоком — обильное пи­тье (горячий чай, солевой раствор: на I л воды I столовая ложка

поваренной соли и I чайная ложка питьевой соды). Необходимо дать обезболивающее.

При оказании первой помощи нельзя вскрывать пузыри, на­кладывать мазевые и масляные повязки, прикладывать к ожогу дед, накладывать на раневую поверхность ватную повязку.

Химические ожоги. Характер помощи зависит от вида химиче­ского вещества, вызвавшего ожог.

При ожогах кислотами пораженную поверхность обильно про­мывают проточной водой в течение 10—15 мин, затем слабым ра­створом питьевой соды (1 столовая ложка на стакан воды) или мыльной водой.

При ожогах едкими щелочами после промывания большим количеством воды в течение 10—15 мин поверхность орошают сла­бым раствором лимонной или уксусной кислоты (1 —2%-ной). При обширных ожогах ребенка ставят по душ. Ожог негашеной извес­тью обмывать водой нельзя.

Электротравмы. Поражение электрическим током происходит чаше всего из-за неисправности электроприборов, нарушений тех­ники безопасности и безнадзорности детей.

По пути хода электротока возникают повреждения во многих органах и тканях. Развиваются общие и местные явления: обмо­рок, мышечные судороги, нарушения со стороны нервной систе­мы, дыхания, сердечной деятельности. Электроожог возникает не только в месте непосредственного контакта с током. Возможны три вида ожога: знаки тока, контактные ожоги, термические ожоги. Ожоги могут повреждать все мягкие ткани и кости. Их площадь и глубина зависят от величины напряжения. При тяжелом пораже­нии может наступить мгновенная смерть.

Необходимо отключить ребенка от электрической сети, соблю­дая при этом технику безопасности. Если ребенок в сознании и не предъявляет жалоб, его следует сразу же доставить в больницу, так как действие тока может проявиться спустя некоторое время. Перед этим на места электроожогов накладывают стерильную по­вязку. При отсутствии признаков жизни немедленно приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. После восстановления дыхания и сердцебиения согревают ребенка и доставляют в больницу.

Солнечный и тепловой удар. Солнечный удар возможен при дли­тельном пребывании детей с раскрытой головой под прямыми солнечными лучами.

Появляются покраснение кожи лица и шеи, головная боль, тошнота, рвота, поверхностное дыхание. Возможны потеря со­знания и судороги.Тепловой удар наступает в следствии нарушения теплорегуля- ции при нерациональном подборе одежды без учета температуры окружающей среды. У ребенка развивается слабость, повышается температура до 39—40°, учащаются пульс, дыхание. Возможны тош­нота, рвота, судороги и потеря сознания. Помощь такая же, как при солнечном ударе.

Ребенка переносят в тень, снимают стесняющую одежду, ук­ладывают с возвышенным положением головы, дают обильное питье. Лицо и грудь обтирают холодной водой, на голову кладут холодную грелку или пузырь со льдом (через прокладку). При по­тере сознания дают нюхать ватку, смоченную нашатырным спир­том. Ребенка необходимо доставить в лечебное учреждение.

Отморожение. Это повреждение, вызванное действием низкой температуры. Под воздействием холода происходит резкое сужение просвета кровеносных сосудов, в связи с чем уменьшается приток крови к тканям и нарушается их питание. Чаще всего дети отмора­живают открытые части тела (щеки, нос, уши), а также пальцы ног и рук. Отморожению способствует тесная одежда и обувь.

Различают четыре степени отморожения.

I степень — развивается после кратковременного действия холода. Кожа багрово-красного цвета или синюшняя, конечности холодные, пораженные ткани отечны.

II степень — на поверхности кожи возникают пузыри с прозрачным или кровянистым содержимым, возникает боль.

III степень — омертвение всех слоев кожи, пузыри содер­жат темно-красную жидкость, периферические сосуды не пуль­сируют, пострадавший испытывает сильную боль. При обширных отморожениях общее состояние может быть тяжелым.

IV степень — омертвение кожи, подлежащих тканей, кос­тей. Общее состояние тяжелое.

Первая помощь при отморожении заключается в немедленном согревании ребенка и восстановлении кровообращения в отморо­женной части тела. Отмороженные руки и ноги отогревают в теп­лой воде, погружая их в тазик с водой (t= 20 °С) и проводят легкий массаж. Массировать начинают с пальцев. Необходимо за­ставить ребенка активно двигать пальцами для восстановления кро­вообращения. Постепенно в течение 20—30 мин температуру воды доводят до 37 °С.

При полном отогревании появляется боль, кожа становится розовой. Поврежденное место осторожно осушают промокатель­ными движениями, протирают спиртом и накладывают стериль­ную сухую повязку, тепло укутывают.

Открытые части тела (щеки, нос, уши) отогревают на улице растиранием чистой рукой, а затем в теплом помещении. Повреж­денные части протирают спиртом, одеколоном и накладывают сухую повязку с достаточным количеством ваты.

Использование для растирания снега, льда недопустимо.

Во всех случаях пострадавшему дают горячий чай, молоко.

Инородное тело в дыхательных путях. Попадание инородного тела в дыхательные пути встречается достаточно часто. Это могут быть кусочки пищи, рыбные кости, семена арбуза, подсолнуха и др. Среди инородных тел неорганического происхождения чаше других встречаются мелкие детали игрушек, конструкторов, бу­лавки, зубы, части авторучек.

В зависимости от формы, величины, характера инородные тела могут задерживаться в различных отделах дыхательных путей. Наи­более часто наблюдаются инородные тела в гортани.

Рис. 27. Удаление инородного тела из дыхательных путей:

/ — ребенок до I года; 2 -- ребенок старше I года

 

При попадании инородного тела в дыхательные пути у ребенка на фоне здоровья внезапно появляются сильный приступообраз­ный кашель, развивается удушье, синюшность кожи лица, резко затрудняется дыхание с втяжением податливых мост грудной клет­ки, голос становится охриплым. Попадание крупных инородных тел может привести к смерти ребенка вследствие удушья. Мягкие инородные тела во время вдоха могут попасть в нижележащие от­делы дыхательных путей и вызвать в дальнейшем воспаление.

Для оказания первой помощи ребенка раннего возраста креп­ко удерживая за ноги, встряхивают несколько раз (рис. 27, /). Кроме того, можно применить прием, показанный на рис. 27, 2. Ребенка кладут на руку лицом вниз, голову опускают ниже его туловища. Ладонью свободной руки наносят 4—5 ударов между лопатками. Ребенка более старшего возраста укладывают живо­том на согнутое колено, низко опускают его голову, постукивая рукой между лопатками.

Приступать к искусственному дыханию можно только при сво­бодных дыхательных путях.

При попадании инородного тела в дыхательные пути, а также при малейшем подозрении на это ребенка необходимо срочно до­ставить в лечебное учреждение.

Инородное тело в желудке и кишечнике. При проглатывании ино­родного тела оно может свободно пройти по всему желудочно- кишечному тракту и выделиться при дефекации или вызвать не­проходимость кишечника. Остроконечные предметы (игла, гвоздь, кнопки) могут внедриться в стенку внутреннего органа. Поэтому необходимо срочно направить ребенка в больницу.

Инородное тело в ухе, носу. Для удаления инородного тела (мел­кие предметы, насекомые) из уха в него вливают половину чай­ной ложки водки, глицерина, подогретого растительного масла. После этого ребенка укладывают на бок больным ухом вниз. Ино­родное тело или насекомое вместе с жидкостью удаляется из уха. Если этого не произошло, ребенка направляют к врачу.

Для удаления инородного тела из носовых ходов закрывают одну ноздрю и просят ребенка высморкаться или вызывают у него чихательный рефлекс, раздражая слизистую носа. Если инород­ное тело осталось, то его удаление производит врач.

Понятие о реанимации. Слово «реанимация» означает «оживле­ние». Реанимация должна начинаться не позднее 3—4 мин после установления терминального состояния (клинической смерти): резкое изменение окраски кожи, отсутствие сердечных сокраще­ний, отсутствие пульса на крупных артериях (сонной, бедрен­ной). остановка дыхания, расширение зрачка, отсутствие его ре­акции на свет.

Мероприятия по реанимации включают в себя искусственное дыхание (ИВЛ) и непрямой массаж сердца (НМС).

Искусственная вентиляция легких необходима для поддержания газообмена в организме. Ребенка укладывают на спину, поворачи­вают голову набок, расстегивают одежду, стесняющую дыхание. С помощью пальца, обернутого салфеткой, удаляют из полости носоглотки рвотные массы, слизь и др. При необходимости фик­сируют язык.

 

Для обеспечения свободной проходимости дыхательных путей голову больного максимально запрокидывают назад, подложив под лопатки и шею валик из свернутой одежды или руку. Вторую руку кладут на лоб, проводят ИВЛ. Наиболее простым методом искус­ственного дыхания является способ «изо рта в рот» и «изо рта в нос». При ИВЛ первым способом на рот пострадавшего наклады­вают салфетку, носовой платок, нос зажимают первым и вторым пальцами и после глубокого вдоха плотно прижимают свой рот ко рту ребенка и вдувают воздух.

При правильно произведенной манипуляции грудная клетка приподнимается. Выдох происходит пассивно вследствие эластич­ности грудной клетки ребенка.

При способе «изо рта в нос» воздух вдувают через носовые ходы. У детей первого года жиз­ни можно одновременно захватывать и рот, и но­совые ходы.

Частота ИВЛ должна быть не менее 40 вдува­ний в 1 мин у новорож­денных и 20—24 у детей более старшего возраста.

Наружный массаж сердца. Для проведения наружного массажа сер­дца ребенок также должен лежать на ровной жесткой плоскости на спине.

 

Оказывающий помощь (рис. 28) становится сбо­ку от ребенка и кладет ладонь одной руки на нижнюю треть грудины так, чтобы ладонь была перпендикулярна оси грудины. Ладонной по­верхностью другой руки перпендикулярно надавливают на грудину, что­бы она прогибалась по направлению к позвоночнику на 3—4 см. При этом сердце сдавливается между грудиной и позвоночником, и кровь поступает в сосуды. У новорож­денных и детей первого года жизни массаж сердца проводится двумя пальцами или одной рукой. Частота надавливаний на груд­ную клетку у новорожденных и грудных детей 100—200 раз в 1 мин. При этом смещение грудины должно быть в пределах 1,5—2 см. дол­жен лежать на ровной жесткой поверхности на спине.

Искусственное дыхание должно чередоваться с непрямым мас­сажем сердца. При этом следует помнить, что на одно дыхатель­ное движение приходится 4—5 сердечных сокращений.

Начинать реанимационные мероприятия следует с ИВЛ: дела­ют 4—5 дыхательных движений, после этого проводят 4—5 воз­действий на сердце (НМС), а затем вновь 2 искусственных дыха­ний (ИВЛ).

Таким образом, схема реанимации выглядит следующим обра­зом:

Начало реанимации => ИВЛ — НМС — ИВЛ — НМС — ИВЛ и т.д.

4—5 4—5 2 4—5 2

Проведение реанимационных мер позволяет сохранить крово­снабжение мозга до прибытия специалистов.

 

Date: 2015-07-02; view: 2246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию