Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неврозы у детей
Неврозы- обратимые пограничные психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующего фактора, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, проявляющиеся в основном эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.
Отличаются от неврозов у взрослых: 1) рудиментарность симптоматики, незавершенностью; 2) преобладанием соматовегетативных и двигательных расстройств; 3) слабость личного осознания; 4) возникает как непосредственная невротическая реакция на психотравму без глубокой личностной переработки; 5) преобладают моносимптомные формы. Неврозы у детей делятся на: 1) общие (невроз страха, навязчивых состояний, неврастения, истерия, депрессивный); 2) системные (моносимптомы): тики, энурез, патологические привычные действия, невротические нарушения аппетита, сна. Начинаются чаще в старшем дошкольном – младшем школьном возрасте (5–6 лет). Мальчики болеют чаще и более тяжело, чем девочки. В подростковом возрасте мальчики и девочки болеют примерно одинаково. Основная причина – хроническая психотравмирующая ситуация, несоответствие требований родителей, типа воспитания, особенностей личности и возможностей ребенка. У детей причиной неврологического состояния часто бывают и острые психотравмы, вызывая невротические реакции, которые при неблагоприятных условиях переходят в затяжные невротические состояния. Кроме того, у детей причиной может быть эмоциональная депривация. Примеры: машина ® сигнализация ® испуг; собака ® испуг; госпитализация ребенка в больницу ® эмоциональная депривация. Формы неврозов: 1. Общие: 1) Невроз испуга – приближается к реактивным состояния, наблюдается у детей младшего возраста. Причина – острая психическая трава (собака, «отрежу ногти вместе с пальцами»). Проявляется сначала резким страхом, может сопровождаться аффективно-суженным сумеречным расстройством сознания, двигательным возбуждением или ступором и сильными вегето-соматическими расстройствами. Приступы страха затем повторяются в сходных состояниях и со сходными предметами (например, испугался собаки ® боится собаку по телевизору, на картинке, даже воротника из меха). Страх имеет сверхценный характер. Чаще возникает ночью в связи с кошмарными сновидениями. 2) Невроз страха – у старших детей с тревожно-мнительными чертами, которых воспитывают по типу гиперопеки. Причина – хроническая психотравмирующая ситуация, чаще не удается выяснить какая. У детей младшего возраста – страх темноты, одиночества, страх перед школой и др. У старших – сверхценный ипохондрический страх (заболеть, умереть), за родителей и близки родственников, но за всем этим стоит страх остаться одному, без опеки. 3) Неврастения – к ребенку предъявляются требования, превышающие его возможности. Предрасполагают к развитию заболевания нейропатии, резидуальная органика, астенические состояния. Возраст чаще школьный, у младших детей – в виде астенических реакций. 4) Невроз навязчивых состояний – развивается у тревожно-мнительных, астеничных детей, с обостренным чувством ответственности, педантичных. Способствует этому воспитание в условиях с повышенной ответственностью. В ситуации, направленной на повышенную ответственность развивается невроз (например, родители говорят, что надо учиться на одни «5», ребенок согласен с этим, старается, но боится, что не успеет что-нибудь сделать, не сможет и т.п.). Варианты: – фобические – боится закрытых помещений, острых предметов, заражения, загрязнения, у подростков – страх смерти, болезни, покраснеть (эрейтофобия), страх публичной речи; – обсессии – двигательные навязчивости – могут напоминать тики, но при этом ребенок сознает эти действия, тяготится ими, пытается с ними бороться, стесняется их. Также двигательные навязчивости могут быть связанными с ритуалами – эти виды называются неврозом навязчивых состояний. Могут быть состояния с преобладанием идеаторных навязчивостей – контрастные мысли, желания, влечения. 5) Истерический невроз – развивается чаще у девочек с истерическими чертами. В основе лежит механизм условной желательности симптомов («бегство в болезнь» – это форма защиты от трудностей). Способствуют развитию – ущемленное самолюбие, недовольство своим положение среди сверстников или в семье, воспитание по типу «кумир семьи». У детей младшего возраста могут быть истерические реакции в ответ на замечания в резком тоне, запрет, разлуку с матерью, отказ в просьбе. Фиксация на аффективно-шоковой ситуации (мутизм и др.). Ведущее место занимают сомато-вегетативные расстройства (головная боль, боль в животе, сердце, рвота, нарушение глотания, энурез, энкопрез, гипертермия). Характерна адресность, демонстративность. Дети не стесняются, не тяготятся этим. Могут быть двигательные нарушения (астазия–абазия, парезы и параличи, заикание, афония, истерический элективный мутизм, истерический тремор, тики, гиперкинезы, истерические припадки), психические нарушения (обмороки, пуэрилизм, истерический сомнамбулизм, истерические фантазии с перевоплощением, фобии). 2. Системные: – чаще возникают в младшем возрасте; – ограничиваются элементарными сомато-вегетативными и двигательными расстройствами; – эмоциональные нарушения рудиментарны, не определяют клинику; – ограничиваются одним симптомом. Вызываются острыми психотравмами, гораздо реже длительными психическими травмами; имеется резидуально-органическая несостоятельность нервной системы со слабостью в том отделе, на который воздействует ситуация; нейропатии. Имеет характер невротической реакции. – Логоневроз (невротическое заикание) – возникает после психической травмы, но до этого речь была нормальной. Характерна выраженная реакция на дефект, страх речи (при ответах у доски, выступлениях и т.п.) вплоть до логофобического мутизма. Непостоянство интенсивности в зависимости от ситуации – если нет источника невроза, когда забывает о заикании, то говорит нормально (в семье, с друзьями, по телефону). Обычно сопровождается другими невротическими расстройствами – плохой сон и т.д. Приводит часто к тяжелой школьной дезадаптации, что еще больше ухудшает состояние. Могут развиваться патологические формы личности шизоидного типа (псевдошизоид). – Тики – могут быть двигательными или респираторными (или локальные – кхыканье и др.). Возникают непроизвольно, не осознаются, нет навязчивого стремления к их повторению, нет компонента борьбы. Вызываются испугом. – Невротические расстройства сна – ночные страхи, сомнамбулизм (обычно отражает поведение ребенка в психотравмирующей ситуации). Нарушение засыпания, что может быть связано с ритуалами, патологическими привычными действиями. – Невротические расстройства аппетита – обычно имеется связь с поведением родителей, т.е. насильственное кормление, перекармливание, испуг, если подавился и т.д. Ребенок идет за стол как на пытку, ест плохо, пищу жует очень долго (лишь бы не глотать). Во время еды начинает возникать рвота. – Невротический энурез – развивается у ребенка со сформированными навыками опрятности, если было с самого детства – это не невроз. Имеется выраженная реакция на свой дефект – прячет простыни, стирает и др. Обычно имеются и другие расстройства.
Date: 2015-07-02; view: 747; Нарушение авторских прав |