Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика. Пожалуй, наиболее оригинальной в этом исследовании была сама тех­нология, позволяющая определять в лабораторных условиях степень подчинения одного человека





Пожалуй, наиболее оригинальной в этом исследовании была сама тех­нология, позволяющая определять в лабораторных условиях степень подчинения одного человека другому. Милграм сконструировал генера­тор тока достаточно устрашающего вида: большой электронный прибор с тридцатью рычагами-переключателями, каждый из которых был снаб­жен ярлыком с обозначением создаваемого данным рычагом напряже­ния в цепи, начиная от 30 и до 450 вольт с шагом 15 вольт. К тому же переключатели были объединены в группы с надписями: «слабый элек­трический удар», «удар средней силы» и «опасно: мощнейший удар». Идея состояла в том, чтобы испытуемый мог, получив приказ, наносить электрический удар увеличивающейся силы другому человеку. Конеч­но же, Милграм не был садистом, но вся его аппаратура выглядела край­не правдоподобно. Особенно этот генератор тока. На самом деле нико­му из участников эксперимента не причиняли никакой боли,

Исшытуемыми в этом исследовании были 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Среди них 15 человек были квалифицированными и неквали­фицированными рабочими, 16 человек — коммерсанты или бизнесмены, и девять — специалисты различных профессий. Все они были приглаше­ны на работу по объявлениям в газете или по почте для оплачиваемого участия в эксперименте в качестве испытуемых (исследования Йельско-го Университета по проблемам памяти и обучения). Каждому испытуе­мому платили по $4.50 (не забудьте: это доллары 1963 года). Всем участ­никам было четко объяснено, что им платят просто за приход в лаборато­рию. Что будет происходить потом, для них не должно иметь значения. Таким образом, обеспечивалась гарантия, что испытуемые будут уверены в получении оплаты, независимо от их поведения во время эксперимента

Кроме испытуемых в эксперименте принимали участие еще двое. Один из них был помощником экспериментатора (47-летний «подсад­ной»), ведущий себя как испытуемый. Другой — актер, играющий роль экспериментатора. Он был одет в серый лабораторный халат и выгля­дел очень официально.

Когда участник эксперимента прибывал в лабораторию социального взаимодействия Йельского Университета, его усаживали рядом с дру­гим «испытуемым» (помощником экспериментатора). По очевидной причине истинную цель эксперимента не раскрывали перед испытуе­мым, поскольку это могло бы сильно изменить его поведение. Поэтому «экспериментатор» объяснял обоим участникам не суть эксперимента, а придуманную Милграмом «легенду»: они будут участвовать в изуче­нии влияния наказания на процесс обучения. Затем испытуемые тяну­ли жребий из шляпы: на кусочках бумаги было написано, кто будет «учи­телем», а кто — «учеником». Было подстроено так, что испытуемый все­гда становился «учителем», а «подсадной» — всегда «учеником» (не забудьте, что «ученик» — это на самом деле помощник экспериментато­ра, так же как и актер, играющий роль самого экспериментатора).

«Ученика» усаживали в другой комнате, пристегивали ремнями к стулу и подсоединяли к электродам (как пояснялось, с помощью специ­альной токопроводящей пасты во избежание ожогов и пузырей на коже испытуемого). Все эти операции проделывались на глазах истинного испытуемого. Электроды, закрепленные на руках «ученика», были при­соединены к генератору тока, находящемуся в соседней комнате. Руки «ученика» фиксировались таким образом, чтобы он мог достать до че­тырех кнопок, маркированных а, в, с и d, и, нажимая на какую-либо из них, ответить на вопросы «учителя», находящегося в соседней комнате. Задание по обучению было объяснено и «учителю», и «ученику». Последнему нужно было выучить список пар слов. Список был доста­точно длинным, так что это была не такая уж легкая задача для памяти. «Учитель» — испытуемый должен был зачитать написанные на листе пары слов и затем проверить по ним память «ученика». Эксперимента­тор проинструктировал «учителя», что тот должен наносить электри­ческий удар «ученику» всякий раз, когда тот отвечает неправильно. И очень важно, что за каждый последующий неправильный ответ «учи­тель» должен добавлять еще один уровень напряжения тока на генера­торе. Все было сконструировано и сделано так правдоподобно, что ни­кому и в голову не могло прийти, что на самом деле никакой удар вооб­ще не наносился.

Ответы «ученика» («подсадного») были заранее составлены с чере­дованием правильных и неправильных, с одинаковой последовательно­стью для всех испытуемых. По мере продвижения эксперимента на­пряжение в цепи все увеличивалось с увеличением числа неправильных ответов, и «ученик» начинал кричать из соседней комнаты, что ему нехо­рошо (фразы были придуманы заранее и записаны на пленку, среди них были и жалобы на боли в сердце). При напряжении 300 вольт он уже колотил в стену и требовал вьшуститьего. При дальнейшем повышении напряжения более 300 вольт «ученик» замолкал и больше не отвечал на вопросы. «Учителю» объясняли, что отсутствие ответа нужно засчиты­вать как неправильный ответ и продолжать действовать по инструкции.

Большинство испытуемых на каком-то этапе обращались к экспери­ментатору с вопросом, щродолжать ли повышать напряжение. Когда та­кое происходило, экспериментатор приказывал продолжать экспери­мент, давая серию команд с возрастающей строгостью, вынуждая к дей­ствию все более настойчиво по мере необходимости:

Команда 1: Пожалуйста, продолжайте.

Команда 2: Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали.

Команда 3: Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали.

Команда 4: У вас нет другого выбора, вы должны продолжать.

Мерой подчинения считался уровень напряжения, при котором ис­пытуемый отказывался продолжать эксперимент. Поскольку на генера­торе было 30 переключателей, каждый испытуемый получал, соответ­ственно, от 0 до 30 очков. Испытуемых, которые прошли все уровни напря­жения до самого высокого отнесли к покорным испытуемым (obedient), а тех, кто прекратил свои действия на нижних значениях напряжения, назвали непокорными испытуемыми (defiant).

 







Date: 2015-07-02; view: 275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию