Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последующие исследования и современные разработки





Внутри обеих групп людей — тех, которые были наблюдателями убий­ства Китти Дженовезе, и тех, которые участвовали в эксперименте Лата­не и Дарли, не было реального контакта участников. Как вы полагаете, что бы произошло, если бы очевидцы могли видеть друг друга и переговари­ваться между собой? Возможно, они бы проанализировали чрезвычай­ную ситуацию и решили, как разделить между собой действия по оказа­нию помощи, и поддерживали бы друг друга в этих действиях. Итак, по­скольку оказание помощи — это ожидаемое действие в нашей культуре, мы можем надеяться, что в ситуациях, когда другие люди могут видеть и оценивать действия друг друга, они более вероятно будут поступать пра­вильно и вмешиваться в ситуацию. Однако Дарли и Латане полагали, что в некоторых случаях даже группы людей, находягдихся в тесном кон­такте, будут менее вероятно оказывать помощь, чем отдельные люди. Они предположили, что так чаще бывает, когда ситуация несет в себе некую неопределенность.

Представьте себе, что вы сидите в комнате ожидания. И вдруг через вентиляционное отверстие начинает поступать дым. Вы начинаете беспо­коиться, оглядываетесь на других людей. Все остальные абсолютно спо­койны. Такой процесс называется социальным сравнением. Вы решаете, что ваша реакция на дым, должно быть, преувеличена, и не предпринима­ете никаких действий. Почему? Да потому что вы боитесь оказаться рас­терянным и высмеянным, если предпримете что-то и ошибетесь, как это обсуждалось выше (может быть, это вовсе не дым, а пар из кондиционе­ра). Вы никак не можете понять, почему каждый сидящий в зале чувству­ет то же, что и вы, но скрывает это так же, как и вы, чтобы не выглядеть растерянным! Каждый сравнивает свою реакцию с реакцией других, и ни­кто ничего не предпринимает по поводу дыма. Невероятно? Как раз нет.

Латане и Дарли проверили экспериментально эту идею в своих не­сколько более поздних исследованиях. Приводим описание ситуации, которую они творчески создали. В эксперименте участвовали студенты-волонтеры, согласившиеся на опрос «по обсуждению некоторых проблем, касающихся жизни университета большого города». Когда они являлись для интервью, их усаживали в комнату и просили заполнить предвари­тельную анкету. Через несколько минут в комнату через вентиляцию на­чинал поступать дым. Он состоял из смеси химических веществ, неопас­ных для здоровья. Через несколько минут дым становился таким густым, что в комнате почти ничего не было видно. Фиксировался промежуток времени, после которого испытуемые сообщали о дыме экспериментато­ру Некоторые из испытуемых находились в комнате поодиночке, дру­гие — с двумя помощниками экспериментатора («подсадными»), о ко­торых думали, что они такие же участники опроса. Остальные испытуе­мые находились в комнатах с тремя другими «испытуемыми». Снова результаты эксперимента полностью совпали с теорией Латане и Дар­ли. 55% испытуемых-одиночек сообщили о наличии дыма в течение пер­вых двух минут. И только 12% испытуемых из остальных двух групп ■ поступили так же. По прошествии 4 минут результаты были следующи­ми: 75% участников-одиночек совершили действие, а в остальных груп­пах число сообщивших о дыме не увеличилось ни на одного человека.

Новаторские исследования Дарли и Латане по специфическим про­блемам оказания помощи и диффузии ответственности продолжают вли­ять и на широкое поле исследований по актуальным вопросам. Например, появилась статья в психологическом журнале, посвященном как раз та­кой тематике. В ней модель поведения, по Дарли и Латане, применяется к хулиганскому поведению учеников начальной школы (O'Connell, Pepier & Craig, 1999). Исследователи решили изучить вовлеченность сверст­ников в ситу алии, где один ребенок запугивает другого. Школьникам задавали вопросы, будут ли они вести себя так же плохо или вступятся за того, кого обижают. К сожалению, ответы не были обнадеживающи­ми. «Сверстники проводят 54% времени, поддерживая хулиганов тем, что пассивно наблюдают за их действиями, 21% своего времени они под-ражают их плохому поведению, и 25% времени они вступаются за оби­женного» (с. 437), В целом девочки значимо более охотно вмешиваются в ситуацию, чем мальчики. Другие данные показывают, что старшие мальчики (4-6 классы) более вероятно присоединяются к плохому по­ведению, чем младшие (1-3 классы). Авторы делают вывод, что очевид­цы-ровесники играют главную роль в существовании и сохранении воз­растной проблемы школьного хулиганства. Эти исследования опреде­ленно означают, что мы могли бы более эффективно понижать уровень хулиганства в школах, если бы обучали и воспитывали детей так, чтобы они менее охотно поддерживали плохое поведение и более охотно при­ходили бы на помощь обиженным.


Другим показателем жизнеспособности работы Дарли и Латане яв­ляется присутствие этих авторов в системе World Wide Web. Компью­терный поиск приводит нас ко многим документам, связанным с имена­ми Дарли и Латане: по «эффекту очевидца», поведению по оказанию помощи и т. п. Вы можете в деталях изучить замечательные работы Дарли и Латане, заходя на прекрасные веб-сайты: www.acjnet.org (1996) (щелкнуть по search и войти в bystander) и www.bmneI.ac,uk/~hsstbbp/soclec5.htm (1999), На последнем из приведенных сайтов детально обсуждается «эф­фект очевидца» Дарли и Латане; рассматриваются материалы, начиная от описания реального события (убийство Китти Дженовезе), разнооб­разные сведения по уточнению этой теории и до ее использования в ва­жных смежных областях: стресс большого города, виктимология и пре­ступность.

 

Заключение

Результаты описанного исследования могут показаться даже пессимис­тичными, но это и должно вызывать беспокойство, ведь исследование связано с экстремальной специфической ситуацией, в которой человек не оказал помощь. Мы видим сколько угодно примеров, когда люди еже­дневно помогают друг другу, примеров альтруизма или даже героичес­кого поведения. Однако это исследование важно, и не только потому, что оно объясняет приводящее в недоумение поведение человека, но главное — помогает изменить его. Обнадеживает факт: если большее число людей узнает об «эффекте очевидца», то большее их число будет

делать все от них зависящее в критических ситуациях, даже если другие люди будут тоже присутствовать при этом. Исследования действитель­но показывают, что когда люди знают об «эффекте очевидца». они более охотно оказывают помощь в критических ситуациях (Beaman et al., 1978). Базовая линия поведения такова: никогда не думай, что это кто-то дру­гой должен вмешаться или вмешается в чужую беду; всегда действуй так, как будто кроме тебя никого нет. Если не ты, то кто же?

 

Литература

Beaman, A., Barnes, P., Klentz, В., & Mcquirk, В. (1978). Increasing helping rates through information dissemination: Teaching pays. Personality and Social Psycho­logy Bulletin, 4,

Latane, В., & Darley, J. M. (1968). Group inhibition of bystander intervention in emergencies.yowrra/ of Personality and Social Psychology, 10, 215-221. Latane, В., & Darley, J. M. (1970). The unresponsive bystander: Why doesn't he help? New York: Appleton-Century-Crofts.

O'Connell, P., Pepler, D., & Craig, W. (1999). Peer involvement in bullying: Insights and challenges for intervention. Joanw/о/ Adolescence, 22(4% 437-452. http://www.acjnet.org (1996) http://www.brunel.ac.uk/~hsstbbp/soclec5.htm

 

 

Подчиняться во что бы то ни стало

Базовые материалы: Milgram S. (1963). Behavioral study of obedience. Journal of 'Abnormal and Social Psychology, 67, 371-378.

Если некто, наделенный властью, прикажет вам нанести другому чело­веку электрический удар напряжением 350 вольт по той лишь причине, что тот неправильно ответил на вопрос, подчинитесь ли вы такому при­казу? Я тоже не подчинюсь. Если бы вы встретили кого-то, желающего поступить подобным образом, наверное, вы подумали бы, что этот чело­век совсем не знает жалости или садист. В исследовании, которое об­суждается ниже, Стэнли Милграм (Stanley Milgram) из Йельского Уни­верситета изучил явление подчинения и получил волнующие и даже шокирующие результаты.


Исследования Милграма по подчинению, возможно, наиболее ши­роко известны во всей истории психологии. Они включены во все учеб­ники по общей психологии, а также во все учебники по социальной пси­хологии. Побеседуйте со студентами-психологами, большинство из них наверняка знает работу Милграма, по крайней мере, она более известна, чем любые другие. На основе этой работы Милграм написал моногра­фию по психологии подчинения (1974); о его исследованиях был снят фильм, который широко демонстрируется в колледжах и университе­тах. Рассматриваемый эксперимент относится не только к дискуссии о феномене подчинения, он оказывает сильное влияние на методологию исследования спорных вопросов, а также затрагивает этику психологи­ческих работ, в которых люди используются в качестве испытуемых.

Идея Милграма научно исследовать проблему подчинения возникла из его интереса к вопросу: почему люди способны наносить большой вред себе подобным, действуя по приказу. Милграм проанализировал отвра­тительные акты жестокости, совершенные по приказу во время Второй мировой войны, а также, в более общем плане, акты бесчеловечности, которые совершались в истории цивилизации людьми, выполнявшими распоряжения других. Милграму представлялось, что в некоторых си­туациях тенденция к подчинению так глубоко засела в душе человека и столь сильна, что сводит на нет его способность поступать в соответстви и с моралью, этикой или просто сочувствовать другим людям.

Когда исследователи решают изучить какой-либо сложный аспект че­ловеческого поведения, их первой задачей является установление конт­роля над поведенческой ситуацией таким образом, чтобы обеспечить соответствующий научным требованиям подход. Часто решение этой задачи может быть самым трудным моментом для исследователя, по­скольку многие события, происходящие в реальной жизни, сложно вос­создать в лабораторных условиях. Задача Милграма состояла в том, что­бы заставить одного человека по приказу другого нанести физический вред кому-то третьему, не причиняя ему на самом деле никакого вреда.

Теоретические вопросы

Главное теоретическое положение обсуждаемой работы Милграма со­стоит в следующем: человек имеет тенденцию подчиняться другому че­ловеку, чей авторитет выше, чем у него. Он склонен подчиняться, даже нарушая свой кодекс морали и игнорируя поведение, диктуемое этикой. Милграм полагал, например, что многие люди, которые никогда бы на­меренно не причинили кому-то другому физическую боль в любом ее виде, тем не менее причинят боль и страдание жертве, если получат при­каз сделать это от человека, которого они воспринимают как весьма ав­торитетное лицо.

 







Date: 2015-07-02; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию