Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Северный государственный медицинский университет





Северный государственный медицинский университет

Факультет клинической психологии

Институт психологии и психиатрии

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Античность, Средневековье и эпоха Возрождения.

Развитие философско-психологических взглядов в 17 веке (Новое время) и в 18–19 веках

 

 

Методические материалы

Для студентов факультета клинической психологии

 

Архангельск


 

Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.

 

Предназначены для самоподготовки студентов факультета клинической психологии к занятиям по истории психологи.

 

В настоящие методические материалы включены разделы по теме: «Период развития психологии в лоне философии или этап описательной, умозрительной психологии; этот период охватывает около 2,5 тысячи лет (6 век до н.э. — середина 19-го века).

 

 


Введение

История психологии — отрасль психологической науки, изу­чаемая на психологических факультетах университетов и ака­демий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объяс­няющая современное состояние психологии на основе ее ретро­спективного анализа. История психологии реконструирует про­цесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древ­них на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже по­нять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Спецификой построения курса истории психологии на факультете клинической психологии является то, что курс истории психологии изучается после фундаментального изучения всех разделов общей психологии и ряда других психологических дисциплин. Это необходимо для лучшего понимания исторической логики раз­вития психологической мысли, так как студенту постоянно нужно обра­щаться к современным теориям общей психологии, понять при­чины несостоятельности тех или иных теорий, взглядов, кон­цепций, которых придерживались психологи прошлого.

В связи с цикловой формой проведения практических занятий лекционный курс составляется из обзорных вводных лекций относительно предмета истории психологии и основных периодов развития исторической науки. Самостоятельное значение в лекционном курсе имеют разделы по истории современной психологии, которые в курсе аудиторных практических занятий не рассматриваются.

Краткое содержание лекционного курса. Предмет и задачи истории психологии. Функции истории психологии. Теоретические модели (концепции) истории психологии (историография, персоналистические, натуралистические теории, принципы презентатизма, антикваризма и контрастирующих пар, категориальный подход, школы и направления в психологии, многомерное описание). Вопросы периодизации в истории психологии. Методы и источники истории психологии. Обзор основных этапов периода развития психологии в лоне философии (6 век до н.э.– середина 19 века). Основные тенденции в развитии философии и психологии нового времени (16-17 века). Зарождение научной психологии: новая психология Вундта и структурализм Титченера. Функционализм и прикладная психология. Бихевиоризм. Необихевиоризм и нео-необихевиоризм. Психоанализ и неопсихоанализ. Гуманистическая и когнитивная психология.

В аудиторном курсе семинарско-практических занятий предусмотрено самостоятельное изучение материала в форме рефератов и конспектов первоисточников, а также выполнение тестовых контрольно-обучающих компьютерных программ по истории психологии (античность, средневековье, эпоха возрождения, Новое время, развитие философско-психологических взглядов в 18-19 веках). Настоящие методические материалы предназначены для облегчения студентам освоения данного курса.


 

Тематический план семинарско-практических занятий

 

 

Наименование темы Содержание
Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (доисторические времена) Ø Анимизм 2) Античная психология (6 в. до н.э.— 1 в. до н.э): Стихийный материализм (досократическии период): Гилозоизм Ø Милетская школа, 7-6 вв. до н.э (Фалес, Анаксимен, Анакснмандр), Гераклит (530-479 гг. до н.э.) Ø Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) Ø Алкмеон (6-5 вв. до н.э.), Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) Ø Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) Атомизм Ø Левкипп и Демокрит (460-370 гг. до н.э.) Возникновение идеализма: Ø Сократ (469-399 гг. до н.э.) Ø Платон (427-347 п. до н.э.) Дуализм и материализм Ø Аристотеля (384-324 гг. до н. э) в учении о материи н форме Идеалистические тенденции и фатализм стоиков (4-5 вв. до н.э.».), как основа будущей христианской морали смирения и непротивления судьбе Материалистические тенденции, воинствующий атеизм и принцип наслажденияЭпикура (341-271 гг. до н.э) иЛукрецКара (99-45 гг. до н.э) Дифференциация знаний «внутри психического». Ø Александрийские врачи — Герофил, и Эразистрат (3 в. до н.э) Ø Психофизиология Клавдия Галена (130-200 гг. до н.э.)
Психология средневековья 3) Психология средневекового периода (1-14 века) Неоплатонизм: идеалистическая трактовка сознания и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии: Ø Плотин (205-279 п.) Ø Августин (354-430 гг.) Возрождение идей Аристотеля на Востоке: Ø Опытное познание мира Авиценной (980-1037 it.) Ø Зрительное восприятие в понимании Аверроэсе (965-1038 гг.) Томизм – богословская обработка идей Аристотеля: Ø Фома Аквпнскпй (1225-1274 гг.) и его понимание личности Материалистические тенденции в позднее средневековье: Ø Дунс Скот (1270-1308) н Роджерс Бэкон (1214-1292) — критика томизма н схоластики Ø Оккама (1300-1350) — его «бритва» и позиции по вопросу о природе понятий (реализма и номинализма)
Психология эпохи возрождения 4) Эпоха возрождения (15-16 века) Противоречивое сплетение старого мировоззрения с новыми идеями гуманизма в работах: Ø Лоренцо Валла (1407-1457) Ø Пьетро Помпонацци (1462-1524) Ø Бернардино Телезио (1508-1588) Ø Хуан Луис Вивес (1492-1540) Анатомо-физиологические исследования в эпохугуманизма: Ø Гомес Перейра (1500-1560), Ø Везалий (1514-1564) Биомеханический подход в описании человека и его поведения: Ø Леонардо да Винчи (1452-1519) Новые комментарии учения Аристотеля в работах неосхоластов: Ø Меланхтон и Гоклениус (1590)
Психология в Новое время (16-17 века) 5) Основные тенденции в развитии философии и психологии нового времени (16-17 века) 1)Завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе. Ø Френсис Бэкон и начала эмпирического направления в философии и психологии 2)Развитие психологии в рамках философских учений о сознании Ø Рене Декарт — дуализм и рационализм в его системе, открытие рефлекторной природы психики. Ø Гобс и его критика идеалистического во взглядах Декарта. Ø Спиноза и его защита принципа детерминизма в психологии. Ø Лейбниц как философ-идеалист и его понимание сознания и бессознательного. Ø Джон Локк как основатель эмпирической психологии, его сенсуализм и дуализм, понятие рефлексии
Развитие психологии в 18-19 веках 6) Развитие философско-психологических взглядов в 18-19 веках. 1) Материалистическое развитие взглядов Локка Ø Толанд о всеобщей активности материи Ø Гартли, Пристли и их материалистическое толкование закона ассоциации. 2) Идеалистическое развитие взглядов Локка Ø Беркли и его субъективно-идеалистический сенсуализм Ø Юм и его субъективно-феноменологическое толкование ассоциации 3) Механическая интроспективная ассоциативная Джеймса Милля и «ментальная химия» его сына Джона Стьюарта Милля 4) Развитие ассоциативной психологии в Англии, синтез ее с физиологией (Александр Бэн) и с эволюционными идеями (Спенсер Г.) 5) Объективный подход в науке французских материалистов: роль Кондильяка, работы Ламерти, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Кабаниса. 6) Русская психология: Ломоносов, Козельский, Радищев, Герцен, Белинский. Добролюбов, Чернышевский. 7) Немецкая психология (Вольф, Кант, Гербарт)

 









Date: 2015-07-02; view: 622; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию