Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. То, что Розенталь назвал эффектом ожидания, действитель­но встречается в межличностных отношениях в реальной жиз­ни





То, что Розенталь назвал эффектом ожидания, действитель­но встречается в межличностных отношениях в реальной жиз­ни. Для таких ситуаций (за пределами лаборатории) Розенталь предложил называть его эффектом Пигмалиона (the Pigmalioneffect).

161

Существует греческий миф, повествующий о скульпто­ре Пигмалионе, который влюбился в созданную его руками ста­тую женщины. Этот сюжет нам более знаком по всемирно из­вестному спектаклю «Пигмалион» («My Fair Lady» — «Моя пре­красная леди» — мюзикл по этой пьесе). В современной версии простая девушка Элиза Дулитл расцветает, превращается в пре­красное создание благодаря обучению, поддержке и ожидани­ям Генри Хиггинса. Розенталь полагал, что, когда учитель обыч­ной школы снабжен информацией (подобной баллам IQ), это создает у него определенные ожидания относительно потенци­ала ученика — либо как сильного, либо как слабого. Поведе­ние учителя неумышленно становится другим — искусно по­ощряющим или уступчивым по отношению к достижениям спо­собного ученика, то есть наиболее подходящим для достижения успеха. Это, в свою очередь, будет создавать самоисполняюще­еся пророчество выдающихся успехов этих школьников (хотя, возможно, при отсутствии информации о баллах IQ от них ожи­дали бы гораздо меньшего). Для проверки этих теоретических предположений Розенталь и его коллега Джекобсон договори­лись о помощи со стороны начальной школы (под названием Oak School), которая находилась в районе проживания преиму­щественно нижнего слоя среднего класса в большом городе.

МЕТОД

С разрешения администрации Oak School все школьники с первого по шестой класс в начале учебного года прошли 1Q-тестирование по методике определения общих способностей (the Testes of General Ability, или TOGA). Этот вид теста был выбран, поскольку он является невербальным и заработанные баллы не зависят от полученных в школе навыков чтения, пись­ма и арифметических действий. Скорее всего, учителя не были знакомы с этим тестом. Им объяснили, что ученики проходят проверку по Гарвардскому тесту ожидаемого продвижения (Harvard Test of Inflected Acquisition).

В данном случае такой обман был необходим для создания в умах учителей ожиданий, которые являлись необходимой со­ставной частью успешности эксперимента. Далее учителям объяснили, что Гарвардский тест был создан для возможно­сти предсказания академической успеваемости. Другими сло­вами, учителя полагали, что школьники, получившие высо­кий балл при тестировании, смогут закончить текущий учеб­ный год с высокими показателями. Фактически заявленные учителям прогностические возможности данного текста не были таковыми.

В Oak School было по три класса в каждой из шести парал­лелей. В школе работали 18 учителей (16 женщин и 2 мужчин). Всем им был выдан список фамилий тех 20% учеников, ко­торые получили наибольшее число баллов по Гарвардскому тесту; на этом основании считалось, что они будут хорошо успевающими в текущем академическом году. Вот здесь-то и был спрятан ключ к расшифровке данного исследования. Дети для этих учительских списков были выбраны абсолютно случайным образом. Различие между экспериментальной и кон­трольной группами состояло лишь в том, что от первой учите­ля ожидали к концу учебного года необыкновенной интеллек­туальной «прибавки».

Ближе к концу учебного года все дети в школе снова про­шли тот же тест (the TOGA) и для каждого ребенка был подсчи­тан показатель изменения IQ. Необходимо было исследовать интеллектуальную «прибавку» у детей экспериментальной и контрольной групп, чтобы убедиться, существует ли эффект ожидания в реальных жизненных условиях.







Date: 2015-07-01; view: 318; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию