Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 44. Дать общее представление о задатках и способностях. Охарактеризовать виды способностей
Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируются в жизни и деятельности. Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками. Задатки – это особенности строения мозга, органов чувств т движения, функциональные особенности организма, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. К задаткам относятся: - особенности строения анализаторов (например, зрительного, слухового) - типологические свойства нервной системы (например, темперамент) - уровень развития соотношения первой и второй сигнальных систем (например, художественный тип – преобладание 1–ой сигнальной системы). Задатки многозначны, это означает, что на основе одних и тех же задатков могут развиться различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Но задатки – лишь предпосылки развития способностей. Они являются одним, хотя и очень важным, условием развития и формирования способностей. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности, являющиеся условием успешного ее выполнения и обеспечивающие высокие достижения в ней. Способности обеспечивают успешное развитие личности, творческие достижения в труде, доставляющие человеку материальное и духовное удовлетворение. Понятие «способность» включает в себя три основных признака: - индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого; - это те индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности; - способности не сводятся к имеющимся у данного человека знаниям, умениям и навыкам, а представляют собой характеристики, определяющие динамику приобретения нового опыта, в том числе новых ЗУНов. У каждого человека обнаруживаются те или иные способности. Способности можно разделить на: природные (естественные) ‒ в своей основе биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации); специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические способности могут быть: А) общими – это такие особенности личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных областях человеческой деятельности. Их называют общими умственными способностями, которые характеризуются особенностями мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активностью, любознательностью, творческим воображением, позволяющими более успешно овладеть ЗУНами. Учащиеся, наделенные умственными способностями, как правило, успешно учатся по многим предметам. К общим физическим способностям можно отнести устойчивость костно-мышечной системы, силу и растяжку мышц, особенности строения конечностей и др. Умственные способности обеспечивают успех в интеллектуальной деятельности, физические – в спорте. специальные – это способности к определенной деятельности (изобразительной, музыкальной и т.п.), которые помогают достигнуть в ней высоких результатов. Это музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. способности. Общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга. б) теоретические способности, определяющие склонность человек к абстрактно-теоретическим размышлениям, и практические, лежащие в основе склонности к конкретным практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; в) учебные, которые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с возможностью открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.; г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью. Одаренность ‒ своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяет его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Талант — высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений. Талант — это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Высший уровень развития способностей называют гениальность – наивысшая ступень проявления творческих сил человека. Творчество человека, который признан гением, имеет для человечества большое значение. Гений плодами своей деятельности во многом определяет характер эпохи и не только в сфере приложения своих способностей, но и намного шире. Гениями в истории человечества признаны немногие (есть мнение, что таковых не более 400 человек). Среди гениев, добившихся в своей жизни выдающихся результатов, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, М.В.Ломоносова, В.А.Моцарта, А.С.Пушкина, А.Эйнштейна и др. Date: 2015-07-01; view: 1235; Нарушение авторских прав |