Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 40. Дать общее понятие о мышлении как психическом познавательном процессе. Охарактеризовать основные виды и формы мышления





Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, естественное. Понимание обеспечивается наиболее сложным психическим процессом – мышлением.

Мышление – психический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.

Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах:

- глубина мышления (противоположное качество ‒ поверхностность мышления);

- широта мышления (противоположное качество ‒ узость мышления);

- гибкость мышления ( противоположное качество ‒ стереотипность мышления);

- оригинальность мышления (противоположное качество ‒ стандартность мышления);

- критичность мышления (противоположное качество ‒ некритичность мышления);

- быстрота мышления (противоположное качество ‒ медлительность мышления).

Мышление можно рассматривать как психическую деятельность, включающую ряд операций.

Анализ ‒ мыслительная операция, характеризующаяся мысленным разложением, расчленением какого-либо сложного явления на составляющие части (элементы).

В результате анализа мы имеем возможность глубже изучить характеристики всех составляющих элементов, увидеть характер взаимосвязи между различными элементами (изучить структуру) и тем самым постичь суть всего явления.

Синтез мыслительная операция, характеризующаяся мысленным воссоединением различных элементов явления.

Благодаря синтезу, у нас формируется целостное представление о явлении с учётом закономерных связей между составляющими его элементами.

Сравнение мыслительная операция, в процессе которой происходит установление сходства и различия между явлениями.

Для успешности осуществления сравнения субъекту первоначально необходимо выделить существенные стороны, характеристики явления, после чего и происходит их сопоставление. Благодаря сравнению, человек глубже постигает своеобразие различных групп объектов.

Абстрагирование мыслительная операция, при которой происходит отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета (явления) для выделения его наиболее существенных признаков.

В результате абстракции формируются абстрактные понятия, указывающие на существенные признаки и свойства предмета.

Конкретизация мыслительная операция, при которой происходит представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и свойств.

Обобщение мыслительная операция, заключающаяся в объединении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

С обобщением непосредственно связаны систематизация и классификация, которые иногда также относятся к мыслительным операциям. При классификации на основе общих признаков мы выделяем различные группы явлений, а при систематизации между этими группами устанавливаются связи, позволяющие их рассматривать как систему.

Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений. По характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные понятия (дом, собака) и абстрактные (синева, печаль). По другому признаку ‒ по общности ‒ различают общие понятия (колледж, река) и единичные (Полоцкий колледж ВГУ имени П.М.Машерова, река Западная Двина).

Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.

В зависимости от того, соответствует ли суждение объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика). В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении, выделяют общие суждения (например: «Все школьники летом отдыхают»), частные суждения («Некоторые школьники увлекаются футболом») и единичные («Дарья Домрачева – трёхкратная олимпийская чемпионка по биатлону»).

Умозаключение – форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Умозаключения могут выводиться тремя способами, на основе которых выделяются: индуктивные умозаключения ‒ выведение общего привила из частных фактов; дедуктивные умозаключения ‒ распространение общего правила на конкретный случай; умозаключения по аналогии ‒ новое суждение выводится по сходству с уже известным.


Таким образом, мыслительная деятельность обеспечивается применением основных форм: понятий, суждений, умозаключений. Они тесно связаны друг с другом.

В зависимости от того, какой признак лежит в основе классификации выделяют несколько видов мышления.

1. П о форме мышления:

- наглядно-действенное (связано с практическими действиями с предметами, манипуляциями);

- наглядно-образное (для нахождения решения индивид использует конкретные образы);

- абстрактно-логическое (или словесно-логическое) – мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности.

2. По степени развёрнутости:

- дискурсивное – развёрнутое мышление, в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы;

- интуитивное – свёрнутое мышление, мыслительное озарение, догадка.

3. П о степени оригинальности:

- репродуктивное – построенное на использовании человеком имеющихся способов решения задачи;

- творческое – создание новых оригинальных решений.

4. По характеру задач:

- теоретическое – связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений

- практическое мышление определяет успешность решения реальных, практических задач, подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию.

Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Таким образом, благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

 








Date: 2015-07-01; view: 469; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию