Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 47. Раскрыть психологические особенности одаренных детей и роль взрослых в развитии детской одаренности





Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обуславливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности.

Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны ранее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получить и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность (дивергентные способности) – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (например, вне занятий).

Н. С. Лейтес выделил 3 группы одаренных детей:

9. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

2. Дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники).

3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в какой-либо деятельности, но их отличают особые качество отдельных психических процессов, например, необычная память на какие-либо объекты, богатство воображения, острая наблюдательность.

В основе одаренности лежит творческий потенциал, который заключается в постановке новых проблем и достижении оригинальных решений. Доминирующим компонентом творческого потенциала является ярко выраженная познавательная потребность в новых впечатлениях. В детях это проявляется в ненасытной любознательности ко всему новому.

Одаренные дети в 3-5 лет демонстрируют исследовательскую активность и постоянно задают много вопросов более глубоких по содержанию и широких по тематике, чем сверстники. К 5-6 годам эти дети стремятся найти ответ на проблему не у взрослых или старших детей, а самостоятельно через литературу, наблюдения или экспериментирование. Это говорит о том, что познавательная потребность стала осознаваться ребенком.

Структуру одаренности Ольга Михайловна Дьяченко представляет в виде 3-х блоков:

1. мотивация к определенному виду деятельности (познавательная активность при умственной одаренности);

2. умственные способности, которые определяются уровнем развития наглядного моделирования и продуктивного воображения

3. воплощение достигнутых результатов в различных видах детской деятельности.

Поэтому одаренным выступает не тот ребенок, который быстрее начинает обучаться по школьным предметам, а тот, который в наибольшей степени осваивает возможности своего возраста. Специфика умственной одаренности в дошкольном возрасте состоит не в ускоренном развитии интеллекта, а в наиболее полном овладении характерными для его возраста средствами познавательной деятельности.

У таких детей возникают трудности в отношении со сверстниками (они становятся ему неинтересны, старшие считают его маленьким и не хотят общаться, а найти таких же детей своего возраста не представляется, возможным.

Возникают трудности и в отношении к себе. Повышенная критичность приводит к тревожности и ранимости, к неудовлетворенности результатами деятельности. Взрослый должен помочь ребенку поверить в себя, поддержать его на трудном пути познания, научить адекватно оценивать себя и полученный результат.

Важно направлять неуемную работоспособность одаренного ребенка в нужное русло, развивать познавательные интересы и склонности.

В общении с одаренными детьми важна правильная позиция взрослого. Нужно проявлять терпение к странным идеям ребенка, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время предоставлять время для дошкольных видов деятельности, помочь избежать одностороннего преждевременного взросления.

 








Date: 2015-07-01; view: 478; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию