Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 48. Дать общее понятие о темпераменте и его свойствах. Охарактеризовать основные типы темперамента





Многие наши врожденные индивидуальные особенности связаны с динамикой поведения и эмоциональными реакциями. Одни люди энергичны, активны, говорят и ходят быстро, а другие – спокойные, сдержанные, уравновешенные, всё делают не спеша. Такое различие в поведении людей обусловлено различиями темперамента.

Одно из популярных описаний темпераментов принадлежит Гиппократу (5 в. до н.э.). Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, если желчь («холе») — холериком, при преобладании слизи («флегма») — флегматиком, а черной желчи («меланхоле»), то получается меланхолик. В научный обиход термин «темперамент» ввел древнеримский врач Клавдий Гален.

Более успешные попытки нахождения реальных, объективных основ объяснения динамических особенностей поведения человека связаны с исследованиями известного российского ученого И. П.Павлова высшей нервной деятельности. Изучая особенности возбуждения (функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга) и торможения (затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга) как двух ос­новных нервных процессов, он выделил три их свойства:

- сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

- уравновешенность нервной системы как соотношение силы воз­буждения и силы торможения;

- подвижность нервных процессов как скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

И.П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД, которые соответствуют четырем типам темперамента.

1. Сильный тип ВНД. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

2. Безудержный тип ВНД. Возбуждение и торможение являются сильными и подвижными, но не уравновешены (возбуждение преобладает над торможением). Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

3. Инертный тип ВНД. Процессы' возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу соответствует флегматический темперамент.

4. Слабый тип ВНД. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Темперамент – это биологически обусловленные индивидуальные особенности человека, определяющие динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.

Темперамент является врождённым и постоянным свойством человека на протяжении жизни. Люди со сходным темпераментом характеризуются сходным поведением в жизненных ситуациях.

Темперамент проявляется в скорости, ритме, темпе психической деятельности. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, темп речи характеризуют динамический аспект личности, т.е. её темперамент.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами:

- сензитивность (чувствительность) определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий необходима для возникновения какой-либо психической реакции человека;

- реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (резкий тон, обидное слово, критическое замечание, резкий звук);

- активность свидетельствует о том, насколько энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность);

- пластичность характеризуется лёгкостью и гибкостью приспособления к внешним воздействиям;

- ригидность проявляется как инертность, затрудняющая приспособление к новым изменившимся условиям;

- темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, скорость реакций);

- эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает;

- экстраверсия определяет, что психическая деятельность зависит от внешних воздействий.

- интроверсия характеризует зависимость психических реакций от внутренних раздражителей (образов, представлений, мыслей).

Сочетание перечисленных свойств и определяет характеристики классических типов темперамента.

Сангвиник – активен, подвижен, общителен, весел, жизнерадостен, динамичен, нетерпим к однообразной жизни, переменчивый, не способен доводить начатое дело до конца.

Холерик – неуравновешен, импульсивен, возбудим, энергичен, инициативен, агрессивен, вспыльчив, конфликтен, склонен к необдуманным поступкам.

Флегматик – уравновешенный, спокойный, усидчивый, трудолюбивый, надёжный, дисциплинированный, настойчивый, медлительный, нетерпимый к перемене обстановке, всегда доводит дело до конца.

Меланхолик – впечатлительный, эмоционально чувствительный, застенчивый, молчаливый, медлительный, стремящийся к уединению, ранимый, избегает публичной деятельности.

Таким образом, в каждом типе темперамента есть свои преимущества и недостатки. В чистом виде ни одного из типов темперамента не существует.

Особенности темперамента личности обусловливают индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется и другими факторами, включая умения и навыки, формируемые под влиянием жизненного опыта. В трудовой деятельности большое значение имеет совместимость людей по темпераменту.


Вопрос 49. Дать психологическую характеристику воспитанникам разного типа темперамента. Раскрыть психологические особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками разных типов темперамента

Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту.

Особенности свойств темперамента у детей ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Проявление свойств темперамента обусловлены следующими причинами: общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики; созреванием эндокринного аппарата; специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже в раннем возрасте можно выделить типологические свойства темперамента, т.е. признаки, характерные для холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до 7 лет.

Нервная система у детей близка к слабому типу, что ведет к ее быстрому истощению, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, неадекватному поведению (в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова на праздниках, в театрах дети кричат, вскакивают со своих мест, нарушив правила поведения), быстрому возникновению охранительного торможения (на физкультурном празднике ребенок перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности). Выносливость и работоспособность постепенно возрастает и достигает максимальной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.

Охарактеризуем особенности детей с разным типом темперамента, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ними.

Ребенок -сангвиник верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Взрослых беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх полюбит лазать, ползать, бегать. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию не должны звучать слишком часто. Необходимо формировать устойчивые интересы и привязанности, не допускать поверхностного, небрежного выполнения задания, требовать доводить его до конца. Удерживать внимание ребенка-сангвиника можно путем просмотра фильмов, чтения книг, сочинения историй, собирания конструктора и т. д.

В работе с ребенком-сангвиником:

- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки;

- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);

- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое);

- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;

- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;

учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

В поведении меланхолика много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Взрослые должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. Необходимо чаще одобрять, поддерживать положительные эмоции ребенка, выражать уве­ренность в его силах, создавать ситуацию успеха, развивать активность и смелость. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, несоревновательные игры.

Работая с ребенком-меланхоликом, следует помнить:

- нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;

- целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо;

- ребёнку полезно заниматься спортом;

- необходимо разнообразить жизнь ребёнка;

- надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;

- важно развивать у него общительность;

- необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Ребенок холерического типа темперамента всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Энергию холерика необходимо направлять на полезные дела, ставить более сложные задания. Такому ребенку нужно больше жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других!

В работе с ребенком-холериком рекомендуется:

- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка

- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров

- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия

- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости

- воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами). Где он будет подчиняться.

- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать

- необходимо строго соблюдать режим дня.

Ребенок-флегматик – медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит не­сколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет со своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Воспринимает и запоминает новые правила, информацию медленно, но надолго, редко ошибается. Взрослых беспокоит обесцененность эмоционального мира ребенка, некоторое безразличие и неспособность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не отправлять слишком рано спать на ночь, не давать пересыпать днем, утром будить настойчивее. В игре не предоставлять ребенка самому себе, тормошить, зажигать, заинтересовывать. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он станет стремиться к преодолению своей инертности, к завоеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.

Работая с ребенком-флегматиком, следует помнить:

- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка

- не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий

- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия

- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера

- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег)

- побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его

- нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности

привлекать ребёнка к деятельности в коллективе


Date: 2015-07-01; view: 431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию