Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 43. Раскрыть особенности развития воображения в разных видах деятельности у детей дошкольного возраста





В развитии воображения в дошкольном детстве выделяются 2 стадии. Первая стадия (от 2-х до 4-х лет) характеризуется преобладанием непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка, как правило, формируются непроизвольно, спонтанно, определяются ситуацией, в которой он находится. Вторая стадия (от 4-х до 6-ти лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным. Первоначально возникновение активных форм воображения связано с инициативой, исходящей со стороны взрослого. Позднее сам ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослых. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Сюжетно-ролевая игра создает ситуации, в которых ребенок создает замысел и планирует его достижение. Дети намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят оборудование. Правда замысел очень неустойчив и легко разрушается или теряется по ходу реализации.

Так младшие дошкольники играют 10–15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется.

В 4–5 лет игра длится 40–50 минут, а у старших дошкольников может продолжаться несколько часов или даже дней. Игровые замыслы бывают очень устойчивыми, и дети часто осуществляют их до конца.

Затем произвольное воображение проявляется в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.)

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Начинается рост словесных форм воображения. Ребенок сочиняет сказки, перевертыши, истории. Он фантазирует. Иногда ребенок вполне правдоподобно рассказывает о вымышленных, нереалистических событиях. Причина их кроется зачастую в личных проблемах, которые есть у ребенка.

Воображение дошкольника выполняет 2 функции (по Урунтаевой):

– аффективно-защитную – возникает в ситуации противоречия между образом «Я» и реальностью и направлено на защиту образа «Я». Пример: выход ребенка из конфликтной ситуации.

– познавательно-интеллектуальную – овладение схемами и смыслами предметных действий и действий общения, строит целостные образы событий и явлений.

Большую роль в развитии воображения имеют внешние опоры, в качестве которых выступают различные предметы. В начале дошкольного возраста ребенок еще не может себе представить мысленное действие с предметом. Ему очень сложно осуществлять действия замещения вне практических, непосредственных действий. Поэтому для младших дошкольников опорами в различных видах деятельности выступают игрушки, картинки и т. д. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, что связано с интериоризацией (переходом во внутренний, психический план) внешних действий.

Воображение помогает ребенку найти нестандартное творческое решение познавательных проблем. Детское воображение отличается от воображения взрослых людей. Это связано с тем, что в основе воображения дошкольников лежит небольшой жизненный опыт, поэтому происходит своего рода перекомбинирование накопленной информации. Это обусловливает то, что дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям. Другой особенностью воображения детей является то, что для них интересен сам процесс создания новых образов, ситуаций, персонажей, а для взрослого создаваемый образ чаще всего выступает в роли побудителя к деятельности.

Таким образом, возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь.








Date: 2015-07-01; view: 489; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию