Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 45. Раскрыть сущность педагогических способностей





Достижение высокого мастерства в воспитании и обучении детей во многом зависит от личностных качеств педагога и прежде всего от его педагогических способностей.

Педагогические способностиэто совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

- педагогический такт – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к каждому ребенку;

- педагогическая наблюдательность – способность воспитателя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства детей;

- любовь к детям;

- потребность в передаче знаний.

Проблема педагогических способностей в отечественной педагогической психологии активно исследовалась многими учеными: Николаем Дмитриевичем Левитовым, Фёдором Никоноровичем Гоноболиным, Вадимом Андреевичем Крутецким, Ниной Васильевной Кузьминой и др.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были про­анализированы Вадимом Андреевичем Крутецким, который выделил и определил следующие виды способностей:

Дидактические способностиспособности передавать воспитанникам учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к обучению.

К ним относятся:

- академические (познавательные) способности;

- способность к распределению внимания;

- способность передать информацию детям;

- экспрессивно-речевые способности (способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики).

Организационно-коммуникативные способности включают:

- организаторские способности (способности организовывать детский коллектив и свою собственную работу);

- коммуникативные способности (способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам);

- педагогический такт (его наличие позволяет воспитателю устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми на занятиях, в игровой деятельности, на досуге);

- суггестивные способности (способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на детей, которые зависят от целого комплекса личностных качеств воспитателя, в частности, его волевых качеств).

Личностные способности связаны, в основном, с реализацией воспитательной функции педагога. В эту группу входят:

- перцептивные способности (способности проникнуть во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность);

прогностические способности (или педагогическое воображение) – это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника в целостном процессе взаимодействия;

- выдержка и самообладание;

- способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения;

- саморегуляция психических процессов.

В исследованиях Нины Васильевны Кузьминой раскрыты перцептивно-рефлексивные и проектировочные педагогические способности.

В деятельности воспитателя УДО перцептивные способности связаны с познанием ребенка, детской группы, родителей Они проявляются в следующих умениях:

- понять ребенка, его индивидуальность;

- объективно оценивать уровень психического и личностного развития воспитанника;

- заметить «продвижение» или отставание ребенка в развитии, определить причины нарушений;

- понять родителей воспитанников, объективно оценить семейную микросреду, стиль семейного воспитания;

- правильно определить по внешним признакам (мимике, жестам, голосовым интонациям) эмоциональное состояние человека;

- владеть методами психолого-педагогической диагностики.

Рефлексивные способности связаны с самопознанием и самосовершенствованием. Успешность педагогической рефлексии в значительной степени определяется рефлексивными умениями:

- наблюдением и самоанализом;

- умение видеть себя глазами дошкольников, родителей, коллег, руководства детского сада, объективно оценивать их отношение к себе;

- адекватной оценкой своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, способностью намечать программу профессионального самосовершенствования, осуществлять ее и др.

Конструктивные способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить работу с детьми и родителями, какой материал использовать для воспитательно-образовательной и просветительской работы. Они включают умение планировать деятельность дошкольника во всех режимных моментах, составлять план, конспект занятия, сценарий развлечений, умение отбирать материал и др.

Коммуникативные способности обеспечивают построение благоприятных межличностных отношений с дошкольниками и их родителями, что определяет позитивный психологический климат в детской группе.

Психологическими условиями развития педагогических способностей и личности педагога в целом являются следующие:

1. Педагогическая деятельность для ее субъекта должна быть личностно значимой.

2. Педагог должен быть психологически компетентным.

3. У педагога должен быть высокий уровень психологической культуры.

Эти важнейшие условия позволяют человеку не просто быть успешным в педагогической деятельности, но и наиболее гармонично реализовывать себя во всех жизненных сферах.








Date: 2015-07-01; view: 716; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию