Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 45. Раскрыть сущность педагогических способностей
Достижение высокого мастерства в воспитании и обучении детей во многом зависит от личностных качеств педагога и прежде всего от его педагогических способностей. Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: - педагогический такт – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к каждому ребенку; - педагогическая наблюдательность – способность воспитателя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства детей; - любовь к детям; - потребность в передаче знаний. Проблема педагогических способностей в отечественной педагогической психологии активно исследовалась многими учеными: Николаем Дмитриевичем Левитовым, Фёдором Никоноровичем Гоноболиным, Вадимом Андреевичем Крутецким, Ниной Васильевной Кузьминой и др. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были проанализированы Вадимом Андреевичем Крутецким, который выделил и определил следующие виды способностей: Дидактические способности – способности передавать воспитанникам учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к обучению. К ним относятся: - академические (познавательные) способности; - способность к распределению внимания; - способность передать информацию детям; - экспрессивно-речевые способности (способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики). Организационно-коммуникативные способности включают: - организаторские способности (способности организовывать детский коллектив и свою собственную работу); - коммуникативные способности (способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам); - педагогический такт (его наличие позволяет воспитателю устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми на занятиях, в игровой деятельности, на досуге); - суггестивные способности (способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на детей, которые зависят от целого комплекса личностных качеств воспитателя, в частности, его волевых качеств). Личностные способности связаны, в основном, с реализацией воспитательной функции педагога. В эту группу входят: - перцептивные способности (способности проникнуть во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность); прогностические способности (или педагогическое воображение) – это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника в целостном процессе взаимодействия; - выдержка и самообладание; - способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения; - саморегуляция психических процессов. В исследованиях Нины Васильевны Кузьминой раскрыты перцептивно-рефлексивные и проектировочные педагогические способности. В деятельности воспитателя УДО перцептивные способности связаны с познанием ребенка, детской группы, родителей Они проявляются в следующих умениях: - понять ребенка, его индивидуальность; - объективно оценивать уровень психического и личностного развития воспитанника; - заметить «продвижение» или отставание ребенка в развитии, определить причины нарушений; - понять родителей воспитанников, объективно оценить семейную микросреду, стиль семейного воспитания; - правильно определить по внешним признакам (мимике, жестам, голосовым интонациям) эмоциональное состояние человека; - владеть методами психолого-педагогической диагностики. Рефлексивные способности связаны с самопознанием и самосовершенствованием. Успешность педагогической рефлексии в значительной степени определяется рефлексивными умениями: - наблюдением и самоанализом; - умение видеть себя глазами дошкольников, родителей, коллег, руководства детского сада, объективно оценивать их отношение к себе; - адекватной оценкой своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, способностью намечать программу профессионального самосовершенствования, осуществлять ее и др. Конструктивные способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить работу с детьми и родителями, какой материал использовать для воспитательно-образовательной и просветительской работы. Они включают умение планировать деятельность дошкольника во всех режимных моментах, составлять план, конспект занятия, сценарий развлечений, умение отбирать материал и др. Коммуникативные способности обеспечивают построение благоприятных межличностных отношений с дошкольниками и их родителями, что определяет позитивный психологический климат в детской группе. Психологическими условиями развития педагогических способностей и личности педагога в целом являются следующие: 1. Педагогическая деятельность для ее субъекта должна быть личностно значимой. 2. Педагог должен быть психологически компетентным. 3. У педагога должен быть высокий уровень психологической культуры. Эти важнейшие условия позволяют человеку не просто быть успешным в педагогической деятельности, но и наиболее гармонично реализовывать себя во всех жизненных сферах. Date: 2015-07-01; view: 716; Нарушение авторских прав |