Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 38. Дать общую характеристику памяти. Охарактеризовать основные процессы и виды памяти





В результате восприятия мира в мозгу человека сохраняются следы внешних воздействий. Человек запоминает то, что произошло только что, несколько минут, дней, лет назад.

В процессе познания мира, человек не только получает информацию, но и накапливает ее. Память позволяет накопить личный жизненный опыт и усвоить исторический опыт, накопленный человечеством. Представления памяти более обобщенные, менее устойчивые и не так детализированы, как образы восприятия. Они составляют важный элемент закрепления прошлого опыта. Память избирательна, она позволяет запомнить то, что важно для человека.

Память – это психический познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

К свойствам памяти относят:

- объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти − 7 + 2 различных элементов (единиц) информации;

- быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти;

- точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации;

- длительность определяется временем сохранения информации, имеет избирательный характер.

- готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

Память функционирует благодаря последовательной смене различных процессов. К основным процессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной ранее.

Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произвольным и непроизвольным. По способу запоминания выделяют: механическое (путем многократного повторения), ассоциативное (на основе ассоциаций, установления сходства или различия), смысловое запоминание (запоминание сути излагаемого, смысла, установление логических связей). Для смыслового запоминания важно понимание.

На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы:

- связанные с особенностями индивида (интерес, установка, тип запоминания, состояние организма);

- независимые от индивида (характер и количество материала, обстановка и др.)

Сохранение – процесс памяти, направленный на удержание в психике сведений о мире.

Лучше сохраняется необходимая, важная, интересная и эмоционально и личностно значимая информация.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленной ранее в психике информации.

При воспроизведении информация извлекается из долговременной памяти. Воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренное воспроизведение происходит независимо от желания и воли человека, а преднамеренное — в результате сознательно поставленной цели.

Иногда для описания воспроизведения используют и другие понятия – припоминание, узнавание. В ситуации, когда человеку приходится прилагать значительные и длительные усилия на извлечение из памяти нужной информации, употребляют понятие припоминание. Узнавание – воспроизведение при опоре на восприятие объекта.

Забывание – процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации. Бывает полное и частичное забывание.

Факторы, влияющие на забывание: возраст, невостребованность и бесполезность информации, отрицательная установка или предшествующая неприятная информация, страх, волнение.

У забывания есть положительная сторона – оно освобождает память для сохранения другой более нужной информации, или помогает забыть нежелательную информацию (психологические травмы).

Существуют различные подходы к классификации памяти.

I. По характеру психической активности:

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности.

Эмоциональная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием ка­ких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

Образная память – это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т. д.).

Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.


II.По длительности сохранения воспринятой информации:

Кратковременная память – это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами.

Долговременная память – сохранение информации в психике в течение длительного времени.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается либо попадает в долговременную память.

III. По характеру целей деятельности:

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком.

 

IV. В зависимости от способа запоминания:

Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией.

Значение памяти очень велико:

- память позволяет сохранять и обогащать личный опыт, обогащать им сознание, без чего невозможно ни успешное обучение, ни плодотворная деятельность;

- память обеспечивает целостность и непрерывность психической жизни человека. Утрата памяти лишает человека прошлого опыта, делает его беспомощным, затрудняет ориентирование в окружающей действительности (амнезия;

- память позволяет усвоить прошлый исторический опыт человечества, что служит основой обучения;

- память обогащает познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение).

 

 


Вопрос 39. Раскрыть основные направления развития памяти у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте преобладающим видом памяти является непроизвольная образная память. Дети легко запоминают то, что можно наглядно представить в виде образов, что им интересно, эмоционально и личностно значимо. Развитие памяти дошкольника связано с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и, прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении.

Представления памяти часто отрывочны и бессистемны, очень динамичны. Запоминание и воспроизведение происходят быстро, но информация сохраняется непродолжительное время. В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие разных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, словесно-логической. Чем лучше развито мышление и речь, тем более осмысленнее и четче происходит воспроизведение информации.

Важнейшие изменения в памяти происходят примерно в 4-хлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели – запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить, использовать простейшие мнемические приемы запоминания, осуществляет самоконтроль. Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя». В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, с их включенностью в игровую деятельность.


Развитие произвольности памяти связано с развитием регулирующей функции речи и волевых механизмов поведения и деятельности. Важным достижением в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Яркие личные воспоминания сохраняются иногда на всю жизнь.

Таким образом, развитие памяти в дошкольном возрасте осуществляется по следующим направлениям:

1. увеличение объема памяти, совершенствование непроизвольной образной памяти;

2. интеграция памяти с речью и мышлением, память приобретает интеллектуальный характер;

3.формирование словесно-логической памяти, обеспечивающей опосредованное познание;

4. развитие элементов произвольной памяти;

5. формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную (мнемическую) деятельность;

6. по мере накопления и обобщения опыта развитие памяти включается в развитие личности.








Date: 2015-07-01; view: 994; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию