Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 21. Раскрыть понятие «социометрический статус» ребёнка в группе. Охарактеризовать проблемы положения личности ребенка в группе сверстников





Психологические исследования показывают, что негативные изменения личности ребенка обусловлены, прежде всего, нарушениями межличностных отношений, его низким статусом.

Статус реальная социально-психологическая характеристика положения в системе внутригрупповых отношении человека, определяющая степень его авторитета и признания в глазах отдельных членов группы.

Выделяют 4 cтатусныe подгруппы:

I − «звезды» (6 выборов и более);

II − «принятые» и «предпочитаемые» (3-5 выборов);

III − «непринятые» (1-2 выбора);

IV − «пренебрегаемые» или «изолированные» (О выборов).

I и II статусные подгруппы являются благополучными, к III и IV статусным категориям относятся дети с неблагоприятным статусом. От младшего к старшему дошкольному возрасту обнаруживается тенденция увеличения «изолированности» и «звездности».

Социометрический статус детей во многом обусловлен различными факторами:

· качествами личности и особенностями его поведения;

· успешностью в значимых видах деятельности;

· индивидуально-психологическими особенностями (темпера-ментом, способностями и др.);

· информационностью личности;

· общественным мнением группы;

· стилем педагогического общения.

Различают следующие статусные подгруппы по Якову Львовичу Коломинскому:

1. «Звезда» − предполагает выбор положительного количества от 6 баллов и выше, без отрицательных выборов. Иногда этот статус вызывает тревогу, соперничество. Этот человек притягивает к себе, он привлекателен для других, чаще всего жизнерадостный, дружелюбный, не конфликтный, отзывчивый, эмпатичный. В группе «звёзд» бывает несколько или вообще нет.

2. «Принятый» или «предпочитаемый» − определяется выбором положительного количества баллов от 3 до 5. Это самый благоприятный статус. С ним хотят общаться, тянутся другие дети. Они более спокойно себя чувствуют.

Наиболее благоприятный статус имеют звезды и предпочитаемые. Если их большинство в дошкольной группе, то это характеризует высокий уровень благополучия взаимоотношений.

«Звёзды» (как и «предпочитаемые») находятся в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, за способность быстро оценить ситуацию, не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Эти дети, как правило, умеют придумывать и организовывать игры, они общительны, дружелюбны, веселы, эмоциональны, развиты в умственном отношении, имеют определенные художественные способности, активно участвуют на занятиях, достаточно самостоятельны, аккуратны и опрятны. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством, высокомерием, желанием «командовать во что бы то ни стало», тенденцией унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки дети добились своего лидерства, на чем построен авторитет. Иногда в роли лидера может выступать маленький «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими способностями, такой лидер нередко принимает в свою игру за определенную «взятку» («Если ты дашь мне свою игрушку...» и т. п.). Влияние таких детей на других членов группы бывает столь глубоким, что продолжает оставаться даже в момент их отсутствия.

3. «Непринятый» − менее благоприятный статус, который определяется количеством положительных выборов 1-2. У них немного друзей в группе (чаще всего 1 близкий друг).

4. «Пренебрегаемый» (в основном набирает сумму только отрицательных выборов) или «изолированый» − находится в изоляции, на него не обращают внимания. Набирает 0 баллов. Различают истинных изолированных и фактических (те, кто получил равное количество плюсов и минусов). Это крайне неблагоприятный статус.

В число наименее популярных («пренебрегаемых», «изолированных») входят дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные, или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются.

«Изолированными» становятся по многим причинам:

• ребенок часто болеет, редко ходит в детский сад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда «новенький»;

• имеет физические недостатки (оттопыренные уши, толстый, не может быстро бегать);

• ребенок никогда прежде не посещал детский сад, не общался с другими детьми, не владеет ни навыками общения, ни игровыми приемами.

«Непопулярные» дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Такие дети часто ощущают по отношению к себе незаинтересованность ровесников или снисходительность. Их принимают в игру на посредственные роли. У этих детей в душе копится обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение. «Изолированный» испытывает своеобразный «голод общения» со сверстниками. Чувства его остры: он может обожать кого-то из группы за его достоинства или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.


Знание достоверной статусной характеристики группы позволяет воспитателю проводить индивидуально-коррекционную работу и осуществлять воспитательные воздействия на детей с целью закрепления высокого статуса ребенка в группе и повышения статуса тех детей, которые относятся к низкой статусной категории. Поскольку положение ребенка в системе межличностных отношений динамично меняется, то проводить социометрическое исследование рекомендуется периодически (дважды в год) и использовать его результаты в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

Работа воспитателя должна быть направлена на регулирование детских взаимоотношений, создание в группе общей благожелательной атмосферы, выравнивание положения, занимаемого в группе разными детьми

 








Date: 2015-07-01; view: 1056; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию