Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 20. Дать социально-психологическую характеристику дошкольной группе
Дошкольная группа − первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединяться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами (А.П.Усова.) Дошкольная группа выполняет следующие функции: • функция общей социализации (усвоение навыков социального поведения и нравственных норм во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности); • функция интенсификации процесса половой социализации и половой дифференциации (утверждение собственной половой принадлежности ребенка и осознание им психологических отличий противоположного пола; уточнение и отработка поведения в соответствии с половой ролью); • информационная функция (передача разнообразной информации, которую дети приносят из дома, специально организованные занятия и другие виды деятельности); • функция формирования ценностных ориентаций (характер ценностных ориентаций во многом определяется особенностями жизни и деятельности ребенка в детском саду, направленностью специального обучения); • оценочная функция (группа сверстников помогает дошкольнику адекватно оценить собственное поведение). Применительно к детской группе Татьяна Александровна Репина выделяет ее следующие структурные единицы: поведенческая, эмоциональная, когнитивная. К поведенческой структуре относят: общение (коммуникативная деятельность), взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому. Преобладающей формой общени я младшего дошкольника является эмоционально-практическая. Стремление к сотрудничеству в конце 4-го года жизни опосредует развитие деловой коммуникативной деятельности со сверстниками. Важным моментом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. У некоторых детей 6-7 -ми лет складывается новая форма общения со сверстниками − внеситуативно-деловая. Содержанием общения становятся уже обобщенные представления детей об окружающем. Увеличивается интенсивность, широта круга общения. Взаимодействие − субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влиянии, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В группах младших дошкольников взаимодействие в совместной деятельности наблюдается по типу «рядом, но не вместе». Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных манипулятивных действий. Первые игровые объединения имеют неустойчивый характер, численный состав невелик (2-3 человека). На 5-м году жизни дошкольников сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Деловое сотрудничество обеспечивается актуально-деловым общением по типу «здесь» и «сейчас». В игровых объединениях старших дошкольников появляется общность требований, согласованность действий, совместное планирование, складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи. Дети старшего дошкольного возраста воздействуют на другого партнера с помощью обращений делового характера с яркой эмоциональной окраской. У социально активных мальчиков руководство сверстниками в первую очередь направлено на разъяснение каждого момента игры, на последовательность игровых действий, на корректирование уже выполненных действий. У девочек интенсивное управление другим ребенком наблюдается при отклонении партнера от нравственных норм отношений в игре, при нарушении правил поведения в ней. К когнитивной (гностической) структуре ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция) и общественное мнение группы. Социальная перцепция − восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция является самостоятельным видом внутригрупповой активности, результатом которой является образ сверстника, а также детские взаимные оценки и самооценки, что во многом определяется ценностными ориентациями группы, которые формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка, специфики личности воспринимающего. Младшие дошкольники относительно равномерно распределяют как положительные, так и отрицательные оценки, которые отличаются высокой субъективностью и эмоциональностью, отсутствием дифференциации между близкими личностными качествами. Им легче оценить представителя своего пола. С 4-5-ти лет для детей особенно важна оценка со стороны группы. Ребенок старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить положительное отношение, В возрасте 5-6-ти лет довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников, при этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются «оценочные звезды», отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтными (значимыми) выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимодействуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но прежде всего − его недостатки. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии. Общественное мнение группы. Групповые нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства, чтобы быть таким «как все». В группе З-х-летних детей еще нет общего мнения о тех или иных предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение другого. Но в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. В 6 лет конформность (податливость реальному или воображаемому давлению группы) у детей значительно снижается. Конформность у дошкольников является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. К эмоциональной структуре ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения. Деловые отношения. В группе детского сада еще нет официальной общественно значимой деятельности. Отношения дошкольников невозможно разделить на официальные и неофициальные, хотя зачатки этих отношений уже присутствуют. Они возникают в первую очередь в элементарной трудовой деятельности (в постоянных дежурствах по столовой, живому уголку и т. п.) и сюжетно-ролевой игре. Деловые отношения разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. В самой игре и во всех других формах совместной деятельности детей в группе проявляются два вида отношений: а) собственно игровые (например, продавец с покупателем взаимовежлив) и б) отношения по поводу совместной деятельности (обсуждение замысла игры, построение «сценария», распределение ролей и т. д.). Деловое поведение в группе проявляется и в действиях, соответствующих статусу ребенка или его конкретным обязанностям. Оценочные отношения. Основная функция − осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Положительная или отрицательная окрашенность отношений возникает как под Влиянием симпатий (неприязни) к сверстнику, так и в зависимости от авторитетности ребенка в группе, выраженности качеств, наиболее значимых для детей-дошкольников, а также знаний, навыков и умений ровесника, обеспечивающих успешность деятельности. Собственно личностные отношения возникают, когда ребенок стремится установить контакт со сверстником, наиболее ему симпатичным. В среднем дошкольном возрасте дети уже начинают дифференцировать свои личные отношения. Межличностныe связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. У старшего дошкольника пробуждается желание осознать поступки товарищей, с которыми хотелось бы установить более прочные отношения. Складывающиеся в группе детского сада собственно личностные отношения более эмоциональны, чем оценочные и деловые.
Date: 2015-07-01; view: 1982; Нарушение авторских прав |