Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 23. Раскрыть сущность понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Охарактеризовать психологическую структуру личности





Понятие «личность» соотносится с такими понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа – “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид – категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Индивидуальность – категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность – это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве.

В отечественной психологической науке чаще всего в качестве основных признаков личности выделяются:

- включённость в общественные отношения;

- участие в совместной деятельности;

- развитое самосознание.

Личность как психологическое образование характеризуется следующими свойствами:

- активностью (проявляется в творчестве, волевых актах, активной жизненной позиции);

- единством (взаимосвязь и взаимозависимость всех сторон личности);

- устойчивостью (относительное постоянство свойств).

Разные исследователи рассматривают структуру личности по-разному. Большинство из них выделяют в личности две составляющие – биологическое и социальное.

Биологическое (эндопсихика) отождествляется с нервно-психической организацией человека, включает в себя анатомические и психофизиологические особенности человека.

Социальное (экзопсихика) определяет отношение человека к внешнему миру в его социальном опыте. Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.

Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности, названную функционально-динамической, предложил Константин Константинович Платонов.

Платонов выделял четыре подструктуры в структуре личности. Ее основу (первая подструктура) составляет направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих ее поведение и деятельность, и относительно независимых от наличных условий ситуации. Она включает желания, влечения, интересы, стремления, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения. Мировоззрение и убеждение человека определяют его моральные качества. Эта подструктура формируется путем воспитания.

Вторую подструктуру составляет социальный опыт человека, проявляющийся в знаниях, умениях, навыках и привычках. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью. Она формируется в процессе обучения.

Третья подструктура − особенности развития психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли, воображения). Эта подструктура формируется в процессе упражнений.

Четвертая – биопсихическая подструктура. Она объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы и мало поддаётся коррекции.

Подструктуры организованы иерархически и находятся в соподчиненной зависимости. На эти четыре подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех иерархических подструктур.

 








Date: 2015-07-01; view: 648; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию