Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 23. Раскрыть сущность понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Охарактеризовать психологическую структуру личности
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа – “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др. Индивид – категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом. Индивидуальность – категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека). Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность – это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. В отечественной психологической науке чаще всего в качестве основных признаков личности выделяются: - включённость в общественные отношения; - участие в совместной деятельности; - развитое самосознание. Личность как психологическое образование характеризуется следующими свойствами: - активностью (проявляется в творчестве, волевых актах, активной жизненной позиции); - единством (взаимосвязь и взаимозависимость всех сторон личности); - устойчивостью (относительное постоянство свойств). Разные исследователи рассматривают структуру личности по-разному. Большинство из них выделяют в личности две составляющие – биологическое и социальное. Биологическое (эндопсихика) отождествляется с нервно-психической организацией человека, включает в себя анатомические и психофизиологические особенности человека. Социальное (экзопсихика) определяет отношение человека к внешнему миру в его социальном опыте. Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу. Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности, названную функционально-динамической, предложил Константин Константинович Платонов. Платонов выделял четыре подструктуры в структуре личности. Ее основу (первая подструктура) составляет направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих ее поведение и деятельность, и относительно независимых от наличных условий ситуации. Она включает желания, влечения, интересы, стремления, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения. Мировоззрение и убеждение человека определяют его моральные качества. Эта подструктура формируется путем воспитания. Вторую подструктуру составляет социальный опыт человека, проявляющийся в знаниях, умениях, навыках и привычках. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью. Она формируется в процессе обучения. Третья подструктура − особенности развития психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли, воображения). Эта подструктура формируется в процессе упражнений. Четвертая – биопсихическая подструктура. Она объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы и мало поддаётся коррекции. Подструктуры организованы иерархически и находятся в соподчиненной зависимости. На эти четыре подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех иерархических подструктур.
Date: 2015-07-01; view: 648; Нарушение авторских прав |