Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 24. Раскрыть структуру самосознания личности. Охарактеризовать основные виды самооценки
Самосознание – это относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которых он строит свои взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Самосознание выполняет важные функции в жизни человека: · функция самопознания – главная функция самосознания заключается в том, чтобы сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле; · функция самоопределения – для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), оставаться самим собой в любых ситуациях; · защитная функция – благодаря осознанию своей индивидуальности возникает стремление защитить её от угрозы разрушения, поддержать себя в трудных состояниях; · функция самосовершенствования – осознание своих сильных и слабых сторон помогает человеку строить программу собственного самосовершенствования. Самосознание – целостный, хотя и не лишенный противоречий образ собственного Я. «Я- образ» выступает как позиция человека, установка по отношению к самому себе. «Я-образ» включает в себя три составляющие. Во-первых, познавательный компонент – представление о своих способностях, внешности, физической силе, социальной значимости. Во-вторых, эмоциональный компонент – переживания, себялюбие, самоуничтожения. В-третьих, оценочно-волевой – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус или же скрыть свои недостатки, уклониться от оценки и критики. Самооценка – это оценка личности самого себя, своих возможностей и способностей, качеств и места среди других, которая определяет поведение человека, является началом становления его самосознания и предпосылкой к успешному самовоспитанию, саморазвитию личности. Адекватная самооценка важна для налаживания нормальных отношений учащихся с преподавателями, родителями, сверстниками. Адекватная самооценка высвечивает перспективы его собственной личности. Самооценка личности выполняет две важнейшие функции: - регулятивную функцию (самооценка выступает внутренним условием организации человеком своего поведения и деятельности); - функцию психологической защиты (проявляется в росте у человека агрессивных реакций при неудовлетворяющих его оценках, снижении интереса к деятельности, появлении самооправданий и т.п.). Психологи выделяют следующие виды самооценки: - адекватная – неадекватная; - устойчивая – неустойчивая; - стабильная – динамичная; - точная – неточная; - осознаваемая – неосознаваемая и др. При адекватной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие люди могут правильно указать на свои плюсы и минусы. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Люди с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость. Всё это приводит к трудностям в общении, взаимодействии с другими людьми, мешает устанавливать контакты. Люди с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие – как успех, т.е. факт достижения определенных результатов. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью. Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. Американский психолог У.Джемс предложил формулу для самооценки (самоуважения): УСПЕХ САМООЦЕНКА=------------------------------------------------- (делённый на) УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения. Человек с высоким уровнем самоуважения – это человек обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе человек, который утверждает себя не за счёт других людей, а за счёт реализации собственных возможностей, собственных усилий. Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, мелочной обидчивостью, склонностью к соперничеству, нетерпимостью к критике. Date: 2015-07-01; view: 621; Нарушение авторских прав |