Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 19. Дать общее понятие о группах, раскрыть основные виды группГруппа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Обязательными элементами любой группы являются: цели; общие нормы; санкции; групповые ритуалы; отношения; совместная деятельность; вещная среда. Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Первый признак − наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы. Второй признак социальной группы − наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль. Композиция представляет собой совокупность свойств группы, важных качеств ее целостности. К ним могут относиться численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с позиции функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также на основе межличностных отношений в ней. Третий признак группы − осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности. Четвертым признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Пятым признаком группы выступает установление определенных отношений между ее членами. Классификация социальных групп По количественному составу группы могут быть большие, средние, малые и микрогруппы. Большие группы – это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т.п. Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать средними социальными группами. Малые группы – это небольшие общности, члены которых имеются непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения. Малая группанасчитывает от 2-х до 30–40 человек. Эта группа имеет ряд признаков: определенное количество людей, наличие реальных контактов между членами группы, осознание индивидом принадлежности к группе, сформированность внутренней позиции, ценностное ориентационное единство, влияние групповых интересов на личность, ее развитие, принятие индивидом норм поведения в группе. Микрогруппы – это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами. По уровню организованности группы бывают организованные и неорганизованные группы. Организованные группы – это группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время. В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, существующими непродолжительное время. По общественному статусу различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные создаются на основе официальных документов и кем-то утверждаются. Они предполагают постоянный состав. Члены группы выполняют определенные обязанности и поручения. Например, дошкольная группа, школьный класс, учебная группа, бригада рабочих и т.д. Неформальная группа возникает на основе симпатии, общности интересов и взглядов, убеждений и т.д. Они вступают в эти объединения добровольно, по своей инициативе. Примером таких групп могут быть любители-коллекционеры, поклонники – фанаты популярных артистов, любители животных. По непосредственности отношений группы бывают условные и реальные, первичные и вторичные. Условные группы – это общность (объединение) людей по условному признаку (молодежь города, любители футбола). Они могут и не знать друг друга, не вступать в реальное взаимодействие. Это символическая общность. Реальная группа – это фактически существующее объединение людей, между которыми устанавливается реальное взаимодействие. Она может быть организованной (студенческая группа) или стихийной (пассажиры в купе поезда). Человек может кратковременно контактировать с членами группы, а может иметь постоянные длительные взаимоотношения. Первичные группы – группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми. Вторичные группы – это группы, состоящие из ряда первичных. Впоследних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми По степени значимости для индивида выделяют референтную и нереферентную группы. Референтная группа – это группа, ценности и нормы которой наиболее значимы для человека. Это реально существующая или условная группа, взгляды, нормы и ценности которой являются образцом. Референтной может быть семья, компания друзей. Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально состоят и трудятся. На определенной стадии развития группа характеризуется единством цели, степенью сплоченности, особенностями взаимоотношений. По этому критерию выделяют: диффузные группы, ассоциации, кооперации, корпорации, коллективы. Диффузная группа – это случайное объединение людей. Ассоциация – это объединение людей общей целью, интересами. Кооперация – объединение людей совместной деятельностью для достижения общей цели. Корпорация – объединение людей, которое может иметь антиобщественный характер. Высшей формой развития группы является коллектив, который характеризуется единством цели и деятельности, высокой степенью организованности, сплоченности и ответственности друг перед другом. Основной принцип взаимодействия в коллективе – один за всех и все за одного. Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Чтобы стать коллективом, группе надо пройти непростой путь развития от группы-ассоциации (или диффузной группы) до группы-коллектива, а воспитание коллектива представляет собой управление этим процессом. Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива, направленной на достижение цели, значимой как для личности, так для коллектива и общества в целом.
|