Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционная, командно-административная и рыночная





Для осуществления своего выбора в мире ограниченных ресурсов хозяйственный субъект должен располагать необходи-

1 Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической стати­ки и динамики. Предварительный эскиз. — М., 1991.


мой информацией о том, что, как и для кого производить. Лю­бое общество сталкивается с этими основными и взаимосвязан­ными проблемами:

1. Что производить: какие блага и в каком количестве долж-т ны быть произведены?

2. Как производить: при какой комбинации ресурсов, с ис­пользованием какой технологии будут произведены блага?

3. Для кого производить: кто приобретет,эти блага, будет из­влекать из них пользу?

Эти вопросы по-разному решаются в разных обществах, но можно выделить три варианта решений, соответственно три типа экономических систем. Так, в обществах с примитивной экономикой, неразвитым общественным характером производ­ства, преобладанием замкнутого натурального хозяйства, как правило, эти проблемы решались на основе традиций, обыча­ев. В слаборазвитых странах экономические роли и решения диктуются наследственностью и кастовостью. Религиозные и культурные ценности выше экономических, технический про­гресс и внедрение инноваций ограничены. В таких обществах существует традиционная экономическая система.

Командная экономика.Ее характерными чертами являются общественная собственность на средства производства, центра­лизованное руководство экономикой посредством государствен^ ного планирования. Все проблемы организации экономики решают центральные органы. Предприятия осуществляют про­изводство на основе государственных директив. Экономические ресурсы распределяются между отраслями на основе долговре­менных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом. Произведенная продукция распределяется центром, а критерием распределения выступают должности, чины, статус в обществе, что порождает номенклатурные уровни и всевоз­можные спецмагазины, спецстоловые и т.д. Экономический по­рядок обеспечивается жесткими административными и уголов­но-правовыми мерами. Как правило, в этой системе идеология господствует над экономикой. В общем, проблемы, что, как, для кого производить, решаются по команде, приказу.



Рыночная экономика. Кней относят «чистый капитализм» XIX в. эпохи свободной конкуренции. Для этой системы характерны частная собственность, свобода выбора и предпри­нимательства, конкуренция. Это означает, что субъект хозяй­ствования самостоятельно определяет, что, как и для кого про­изводить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать


произведенную продукцию, каким образом распорядиться вы­ручкой. Эти же возможности предопределяют и ответственность за свои экономические решения.

Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя: имеет место свобода потребительского выбора на рынке това­ров и услуг.

Единственным критерием при распределении произведен­ного выступают деньги.

Необходимую информацию для своих действий (т.е. что, как и для кого производить) хозяйственные агенты получают путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ре­сурсов и благ подскажет, в каком направлении необходимо дей­ствовать.

Главный мотив поведения - личный интерес. Роль государ­ства ограничена и сводится к защите частной собственности и установлению правовой базы, облегчающей функционирование свободных рынков. Таким образом, в рыночной системе про­изводители и потребители взаимодействуют посредством рын­ка, отвечая на вопрос, что, как, для кого производить, с помо­щью системы цен, прибылей, убытков, спроса и предложения.

Ф. Хайек называл такую систему спонтанным (самопроиз­вольным) порядком, возникшим естественным образом. Он противоположен иерархическому порядку (командно-админис­тративной системе), основанному на власти и подчинении.

Исторический опыт показал, что более эффективное рас­пределение ресурсов, более высокий уровень жизни, действен­ные стимулы к труду обеспечивает рыночная система. Однако идеального решения всех проблем эта система не дает. Безуп­речных способов регулирования своей деятельности человече­ство не знает. Но рыночный механизм ошибается куда меньше, чем самые мудрые плановики, так как позволяет экономике бы­стро перестраиваться, гибко и быстро выходить из затрудни­тельных ситуаций.

В реальной экономической действительности существуют смешанные экономические системы с определенным соотноше­нием традиции, команды, рынка. Современные смешанные си­стемы - это системы регулируемого рынка, где частное произ­водство, регулируемое рыночным механизмом, дополняется государственным регулированием. Государство стремится обес­печить стабильность рынка, преодолеть анархию, проводя ста­билизационную (антикризисную) политику. Государство также


поддерживает эффективность рыночного механизма, ограничи­вая монополию. В разных странах используются разные мето­ды воздействия на рынок: от прямого административного вме­шательства до косвенного регулирования через налоги, льготы, государственные заказы.



Классификация современных экономических систем час­то осуществляется с использованием критерия степени разви­тия государственной собственности и степени участия государ­ства в экономике. Между полюсами «командная экономика» и «рыночная экономика» расположилось бы большинство стран. Достоинствами смешанной экономики являются эффективное использование ресурсов, внедрение современных технологий, социальная защищенность граждан, личная свобода.

Контрольные вопросы и задания

Классифицируйте высказывания, описывающие различные виды экономической деятельности в зависимости от типа экономической системы, к которой они относятся:

а) В деревне рабочий день летом длится от восхода до за­
ката. Как встарь, каждое утро на рассвете хозяева вы­
гоняют кров пастись...

б) Очень сложно было найти квалифицированных рабо­
чих, хорошо обученных людей просто не хватало. Кон­
куренты боролись за свою долю на рынке труда. Джон
решил установить на своей фирме минимальную зар­
плату - 5 дол. в час. Новый минимум вдвое превысил
существующий...

в) Практика предоставления некоторым отраслям про­
мышленности преимущественного права использовать
дефицитное сырье привела к ускоренному всеобъемлю­
щему экономическому росту...

г) Распоряжение главы государства гласило, что впредь до
дальнейших указаний в стране прекращаются все виды
банковских операций...

д) Держать цену под контролем было трудно. На службу
ценового управления, созданную для того, чтобы дер­
жать цены в узде, устанавливая потолок для огромно­
го числа товаров повышенного спроса, легло тяжелое
бремя...


 




2. Согласны ли вы с утверждением ученого-экономиста Ф.А. Хайека, который в книге «Дорога к рабству» писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограни­ченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бед­няк в таком обществе намного свободнее человека с гораз­до лучшим материальным положением в обществе другого типа». Аргументируйте ответ.

3. Сформулируйте свою точку зрения на проблему эффектив­ности экономических систем.

4. Как вы понимаете слова Ф. Хайека, назвавшего рыночную систему спонтанным порядком, возникшим естественным образом?

5. Обсудите отличия между подходами традиционной, ко­мандной и рыночной экономик к решению базовых эко­номических проблем.

6. Проанализируйте социальные цели, преследуемые различ­ными экономическими системами. Какие цели удается ре­ализовать в рамках каждой экономической системы; а ка­кие остаются невыполненными?

Основные социальные цели: экономическая свобода, эко­номическая эффективность, полная занятость, экономичес­кое равенство, экономическая безопасность, стабильность цен, экономический рост.

Блицопрос (да/нет)

1. В командной экономике все проблемы организации хозяй­ственной жизни решают центральные органы управления.

2. Элементы традиционной экономической системы сохраня­ются сегодня лишь в отсталых странах.

3. Рыночная экономическая система не встречается в чистом виде.

4. В рыночной системе экономический субъект самостоятель­но решает главные экономические проблемы.

5. Частная собственность - признак традиционной эконо­мики.

6. Критерием распределения произведенных благ в традици­онной экономике выступают деньги.

7. Административно-командная система базируется на госу­дарственной собственности.


8. Современные экономики — это смешанные экономические
системы.

9. В плановой экономике существует свобода потребителя.
10. В традиционной экономической системе религиозные и

культурные ценности.выше экономических.

Литература

1. Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова ГА. Экономичес­кая теория. - СПб.: Питер, 2002. - Гл. 2.

2. Афанасенко И.Д. Экономика и духовная программа России. — СПб.: Третье тысячелетие, 2001.

3. Базылев Н.И. Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - Гл. 2.

4. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Ливши­ца, И.Н. Никулиной. - М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 3, §1.2.

5. Куликов JI.M. Экономическая теория. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

6. Макконнелл К.Р., БрюС.Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика/Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - Гл. 2.

7. Менделеев Д.И. К познанию России. - 5-е изд. - СПб., 1907.

8. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. - М.: Форум, 2000.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Сравнительный анализ западноевропейской и американ­ской экономических систем.

2. Модель экономического развития современной России.

3. Строй, сложившийся у нас, — это капитализм?

4. Японская модель бизнеса.

5. Шведская модель социализма.



Глава 3

Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Экономическая свобода - это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответствен­ность.

Фридрих Август фон Хайек

3.1. Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки

Как было ранее сказано (гл. 1, разд. 2), общество имеет безграничные потребности и ограниченные возможности (ред­кие ресурсы). Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Следует иметь в виду, что ограниченность (или редкость) ресурсов означает не недостаток (тем более нищету), а то, что в каждый данный момент можно производить лишь вполне оп­ределенное количество того или иного товара или услуги и не более, ресурсы должны использоваться надлежащим образом, т.е. путем выбора из альтернативных вариантов использования оптимального (наилучшее соотношение результата и затрат). Таким образом, смысл выбора - эффективность, т.е. такое ис­пользование экономических ресурсов, при котором достигает­ся максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах. Проблема выбора является всеобщей, существует на всех уровнях: потребитель стремится максималь­но удовлетворить свои потребности, производя определенные затраты, фирма - получить максимально возможную прибыль, государство - обеспечить максимально возможный на данный момент уровень народного благосостояния.

Каждый выбор имеет свою цену, называемую ценой упу­щенных возможностей (или альтернативная стоимость, или вме­ненные издержки). Эта цена - отказ от возможности реализо-


вать наиболее желаемую из отвергнутых альтернатив выбора, т.е. это те блага или доходы, которых мы лишаемся, когда выбира­ем иной вариант своих действий, нежели тот, который мог при­нести нам эти блага или доходы. Рациональное поведение оз­начает, что из множества вариантов выбирают тот, который может принести большую выгоду, чем другие.

3.2. Кривая производственных возможностей и ее методологическое значение

Проблему выбора можно проиллюстрировать, построив простейшую модель экономики. Для этого прибегнем к абст­рагированию, отвлечемся от того, что в экономике производят­ся миллионы благ, и рассмотрим экономику, в которой произ­водятся только два продукта: X и Y. С математической точки зрения, два - это уже множество, т.е. выбор из двух вариантов можно делать. Представим также, что экономика имеет огра­ниченное количество ресурсов, которые можно использовать для производства этих двух продуктов, что количество и каче­ство ресурсов, технология производства неизменны. Ограничен­ность ресурсов означает и ограниченность производства. То максимальное количество благ (в определенном их наборе), которое можно одновременно произвести при наиболее полном и эффективном использовании данных ресурсов и технологий, есть производственные возможности.

Рассмотрим условный пример:

 

Производственные альтернативы
Буквенное обозначение Х,ед. У,ед.
А
В
С
D
Е
F

Из таблицы видно, что А показывает такую альтернативу, при которой все ресурсы направлены на производство блага Y, a F — вариант, при котором выпускается только благо X, остальные варианты показывают максимально возможный объем одновре­менного производства и X, и Y в различных количественных со-


14 12 10 8 6 4 2

четаниях. При этом больше X означает меньше Y, и наоборот. Если от табличного варианта перейти в графическому, то полу­чится кривая линия, называемая границей производственных возможностей для X и Y, или кривой трансформации (рис. 1).

 

 

A A j I U-...L В i___    
     
Кс    
  D-x-4*
\
 
; \ ;
   
---- i---- н-- i—-Щ-—1-------- 'jм ! \ i \) F 1--- 1-- 1--- 1--- г—*---- *~

X

Рис. 1. Кривая трансформации

Кривая производственных возможностей общества показы­вает возможности данной экономики по производству двух про­дуктов при имеющихся ресурсах и эффективном их использо­вании. Любая точка на кривой трансформации означает состояние Парето-эффективности. Граница означает, что при имеющихся ресурсах общество не может выйти за эти пределы, т.е. не может произвести большее количество благ, чем то, кото­рое ограничено кривой производственных возможностей. На­пример, комбинация производства X и Y, отраженная точкой Н, неосуществима (производить 5 ед. блага X и одновременно 10 ед. блага Y невозможно). А вот производственные комбина­ции внутри кривой (например, в точке М) реальны, т.е. одно­временно возможно производить 3 ед. X и 4 ед. Y. Но это озна­чает, что ресурсы используются неполно и неэффективно (незагруженные, неработающие предприятия, низкая занятость рабочей силы и др.). В этой ситуации можно увеличить произ­водство одного блага без сокращения выпуска другого. А смо­жет ли общество достичь комбинации, отражаемой точкой Н? Это возможно при следующих условиях:


 

1) если увеличатся ресурсы, которые можно использовать при производстве данных благ;

2) если повысится эффективность использования уже име­ющихся ресурсов.

Кривая производственных возможностей (рис. 2) может так­же менять свою форму. Это связано с тем, что ресурсы и техно­логии во времени прогрессивно меняются, расширяя возмож­ности производства, но мощности по производству разных продуктов растут не в одинаковой степени, технологические сдвиги затрагивают производство неодинаково.

Рис. 2. Изменение формы кривой производственных

возможностей:

а — прогрессивные изменения в технологии производства блага X;

б прогрессивные изменения в технологии производства блага У

Итак, анализируя кривую производственных возможностей, мы увидели, что только точки на линии границы производ­ственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты определенных благ. Выбор оптимального варианта ограничен областью точек на кривой. Выбирая нужную комби­нацию, приходится «заплатить» за свой выбор так называемы­ми вмененными (альтернативными, скрытыми) издержками. Они определяются пользой, стоимостью или количеством тех благ, которыми жертвуют, выбирая другие блага. Обратимся еще раз к нашему примеру. Из таблицы видно, что если все ресурсы используются на производство блага Y, то производства блага


X нет. Далее, если решено произвести 1 ед. блага X, то необхо­димо пожертвовать 1 ед. блага Y (т.е. сократить его производ­ство с 15 ед. до 14 ед.). Увеличение X еще на 1 ед. сократит про­изводство Y уже на 2 ед. Чтобы перейти к варианту D, придется лишиться уже 3 ед. Y. Таким образом, каждый последующий шаг дается все труднее. Иначе говоря, альтернативная стоимость производства блага X возрастает. Дополним нашу таблицу еще одной колонкой.

 

 

Производственные альте рнативы Альтернативная стоимость 1 ед. X, ед. Y
Буквенное обозначение X, ед. У,ед.
А  
В
С
D
Е
F

Видна важная закономерность — тенденция возрастания затрат, или закон возрастающих вмененных издержек. Главная причина такого поведения затрат кроется в неполной взаимо­заменяемости ресурсов. При производстве разных благ исполь­зуются разные средства производства, разные технологии, раз­ные специальности работников и т.д. При переходе от одной альтернативы к другой обществу приходится переключать на развитие выбранной области все менее и менее приспособлен­ные для нее ресурсы из других хозяйственных сфер. Потому этих ресурсов требуется все больше и больше на каждую допол­нительную единицу продукции. Действие закона возрастающих вмененных издержек объясняет, почему кривая трансформации имеет на графике закругленные концы (выпуклая форма).

График производственных возможностей - это модель, представляющая выбор как экономическую проблему и пока­зывающая, что экономика полной занятости всегда альтерна­тивна. Данная упрощенная теоретическая схема учитывает лишь главные факторы и освобождена от второстепенных. Она содер­жит абстрактное обобщение действительного поведения эконо­мических единиц, осуществляющих оптимальный выбор ис­пользования ресурсов. Эта модель носит фундаментальный характер и лежит воснове всех других экономических моделей и выводов. В этом ее методологическое значение.









Date: 2015-07-01; view: 2207; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию