Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Маска как способ объявления лица в социальном пространстве
Ранее прочих обращается к теме маски культурно-философская традиция. Еще Платон и Аристотель говорят о маске как о силе, способной открыть человеку иное бытие. Маска осмысляется как особое явление самой античной культуры, в которой она активно функционирует. Маска в античной культуре предстает как знак, символ истинного, вечного бытия. Она онтологически более весома, чем изменчивая природа человеческого лица. Лицо подвижно, оно всегда меняется, в то время как маска несет в себе чистое содержание, абсолютное начало. Здесь можно вспомнить, что в древнегреческой и в древнеегипетской культуре, на лицо умершего надевалась маска, чтобы в загробном мире он предстал перед богом в своем истинном лице. Маска понимается самой культурной в данном случае как подлинное лицо, лицо, указывающее на связь человека с трансцендентным, оно есть в этом контексте некое "пра-лицо". Таким образом, перед лицом единого, абсолютного бытия нет лица человеческого, но есть лишь маска как знак, свидетельствующий о причастности человека к истинному бытию.
Осмысление маски в культуре резко меняется с приходом христианства. В христианской традиции в трудах Августина, Григория Нисского, Фомы Аквинского, как и в культуре этого времени в целом, маска приобретает негативное значение. Маска трактуется как лже-лицо, как то, что скрывает лицо, разрывая связь Бога и человека. Бог сотворил человека и наделил его Лицом. Лицо, данное Богом, понимается в христианской культуре как единственно возможное для человека лицо. Оно символизирует бытийственную связь Бога и человека как подобия Бога. Лицо есть божественный образ, которым наделен человек, маска же, скрывая лицо, лишала человека божественного образа, человек становился без-образным. т.е. тварью лишенной Божьего образа, отсюда ведет свое происхождение негативный смысл слово "безобразие". Характерно то, что именно в средневековой культуре возникает классическое представление о маске как о феномене, скрывающем собой некое сущее. Восприятие маски как того, что скрывает подлинное лицо человека, извращает человеческую природу, делает человека дву-личным, фальшивым, лицемерным, сохраняется в культуре вплоть до начала эпохи модерна. … Лишь во второй половине XX века усиливается внимание философии к маске и ее роли в культуре. 50-70-е годы ознаменовались выходом работ таких авторов-цостмодернистов, как Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Лакан, Ж. Делез, Р. Кайуа, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, рассмотревших маску как обязательный атрибут человеческого существования. Маска предстает как то, что постоянно сопровождает бытие человека, означивает и объективирует человека, в социальном, превращая его в функционера. В этом ключе написана монография М. Ямпольского "Демон и лабиринт" (1997), где маска предстает в контексте рассуждений о теле как маркированной фигуре, включенной в механизм социальных отношений. Тело и лицо субъекта предстают как "продукты социального", как нечто внешнее, заданное, масочное по отношению к субъекту. … Ритуал связан в культуре с двойственным представлением о мире: с разделением мира на сакральный и профанный. Ритуал был призван преодолеть эту онтологическую двойственность мира, нриобщить обыденный, профанный мнр к его объективному, божественному смыслу - к пространству сакрального. Немецкий теолог и философ Р. Отто в своем исследовании "Святое" указывает, что для религиозного сознания сакральное есть "Совершенно Иное", это не просто иная реальность, но реальность абсолютная, вечная по отношению к профанному миру (от лат. pro-fanus - то, что расположено перед храмом)'. … Таким образом, главным онтологическим принципом присутствия в das Man является принцип тождества, подобия - "Я такой же, как другие". Такое бытие по природе своей лишепо различия, от-личия, лица как феномена индивидуального. [действительно, различие содержит «лицо». Кобо Абэ фантазирует на тему общества без лиц, или со множеством постоянно сменяемых личин. Чтобы лицо имело ценность, должен быть риск потерять лицо и т.п.] … Анализ бытия в das Man приводит нас к выводу, что субъект, подвергаясь его влиянию и воздействию, неизбежно от-даляется, отчуждается от себя, и найти, узнать себя становится невозможным, ибо субъект уже включен в механизм das Man - машины самопотери. У субъекта возникает соблазнительное искушение принять сформировавшееся не-Я, свой образ в мире других, свою маску за Я-собственное, перепутать их, воспринять собственное ограниченным, застывшим, суш,ествуюш;им по законам das Man, впадая в самообман (принимая не-Я за Я само). Чем более субъект включается в жизнь своего не-Я, тем более он перестает осознавать собственное само-отчуждение. … В итоге субъект принимает за подлинную реальность мираж присутствия в Das Man, неотъемлемой частью самого субъекта становится маска, облик, который он получает в das Man, существуя в нем как марионеточная, масочная фигура (не-Я). … Субъект обнаруживает "свое лицо" именно в своей социальной маске. Если за ритуальной маской, как мы выяснили, стоит Божественное, Абсолютное бытие - то за этой маской стоит социальный порядок, мир Других, который но природе своей не знает индивидуального. Субъект, получивший такое лицо, теряет возможность отличить себя от лица- маски, потому как дан себе через маску. Он смотрит на себя ее глазами, утрачивает способность увидеть себя без нее. … В итоге рассмотрения социальное пространство у Бодрийяра нредстает как территория симуляции, ставшая сама симулякром, чистой видимостью, и, подобно лицу-машине Делеза-Гваттари и das Man Хайдеггера, социальное- симулякр Бодрийяра принципиально не знает лица. Оно по нрироде своей исключает, отрицает его, в конечном счете, продуцирует симулякры лиц - маски. …
Диссертация: Жизненные смыслы страдания
Бе страдани наш жизн едв л могл быт полноценно и творческ продуктивной, поскольк челове в это случа н уме б ценит позитивно и отличат ег о вредны влияний. Страдая, м глубж ощущае противоречи и парадокс жизни, учимс сочувствоват п тольк чужи горестям, н и радоватьс успеха други людей. Страдая, м открывае в себ новы жизненны сил и, охваченны духовны беспокойством, облагораживаем себя. … Страдани - переживани человеко свое смертност и одн и важны состояний, позволяюще человек осмыслит сво существовани в мире, он сопровождае на в течени все жизн и в сил этог возникае остра необходимост в исследовании, ка самог страдания, та и способо ег преодоления.
… Причин страдания, ег проявления, а самоглавно способ преодолени коррелируютс соответствующе жизненно стратегие и с смысло жизни. … Эт модел позволя лучш увидет структур страдания, т.е. причины, проявлени и возможност преодоления, а само главное, смогу обозначит жизненны смысл страдания, которы ка ра и являютс показательным дл современности, вед ценност жизн част подрываетс танатальность некоторы философски и религиозны направлений, праздность жизн и гедонизмом. Он н даю человеку развиваться, делаю страдани лиш констатацие факт жизни, котора несовершенн и, к большом сожалению, приноси страдания. Жизненны смысл страдани позволяю наглядн обозначит картин человеческог существовани в все ег многообразии … Date: 2015-07-01; view: 364; Нарушение авторских прав |