Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспектив п преодолени страдания





[очень важно для утопического сознания – страдание – атрибут жизни или ее модус?]

 

Одн и наиболе распространенны концепций, включающа таки

древнеиндийски философски и религиозны направлени ка буддизм,

«Бхагавадгиту», джайнизм, а такж иррациональну философию, тесн

связывае страдани с жизненным процессам и определяе ег ка

атрибу земно жизн человека. В рамка это концепци ухо и жизн

ест освобождени о самог страдания, т.е. жизн эт бесконечна смен

страданий. Буддиз признает, чт жизн - бесконечна смен страданий, н

исходи пр это и вер в освобождающу сил нравственног воспитани

способност человеческо природ к постепенном усовершенствованию.

Тольк во эт усовершенствовани возможн пр уход о земног

существования. В текста самы различны древни цивилизаци

констатируетс бедственно положени человек в мире, предпринимаютс

попытк осмыслени ег причин, фиксируютс основны стратеги защит

страдания, н в основно пр отсутстви само жизни.

Необходим отметить, чт основны

недостатко рассмотренно концепци являетс то, чт решит проблемы.вызванны страдание пр жизн невозможно, и эт ограничивае

возможност человек в побед на страданием. В подтверждени таког

вывод следуе обратит внимани н работ современны авторов:

. Госвами, Н.А. Железновой, Т.Н. Кетовой, В.Г. Лысенко, Е.П. Островской,

. Радхакришнана, Д.К. Ринпоче, М.Т. Степанянц, Е.А. Торчинова,

А.Н. Чанышева, В.К. Шохин и других, подчеркивается, чт страдани в

свое атрибутивност п отношени к жизн н може быт преодолено,

значит, жизненна стратеги в данно случа приобретае направленност н

ухо и жизни.

Концепция, связывающа страдани и удовольствие, хот и определяе

возможност преодолени страдани чере получени большег числ

удовольствий, н в сущност лиш усиливае обреченност человек о

бесконечност смен страдани и удовольствия. Таки рассуждения, та ил

иначе, встречаютс в произведениях следующи философов: Аристиппа,

Аристотеля, И. Бентама, Д. Локка, Ф. Ницше, Эпикура, Д. Юма. И хот у

каждог ест сво специфически подход к исследовани страдания, н в

работа указываетс н то, чт преодолет страдани можн путе

получени удовольствий. Например, Аристотел склоне расцениват

удовольстви ка необходимо в жизн человек удовлетворени

потребносте и обретени сил, н пр это любо удовольстви требуе

испытани страданием. Зависимост человек о мер удовольстви и сил

страдани приводи к стремлени освободитьс о этог жизненног круга.

мнени Эникура, получени удовольстви нельз избегать, иб о

страдани н освободишься, а радост жизн пройду стороной. Дл Ницше,

страдани - средство, ведуще к величи дущи. Н ег словам, страдани

способствуе отчуждени человек о мира. В т ж время, тольк глубок

страдающи челове переживае «коротко безуми счастья». В

рассуждения все эти философо утверждается, чт преодолет страдани

можн путе получени удовольствий. В тако позици присутствуе дуПротиворечия, есл отчего-т происходи страдание, т необходим сделат

все, чтоб усилит удовольствие.

 

 

рамка это нарадигм в последующе врем писал Ж. Батай,

. Лака и М.Фуко, обративши особо внимани н сексуальну сторон

жизн человек ка причин страдани из-з максимальност удовольствия.

Оставаяс наедин с своим нереализованным желаниями, челове н

види смысл в продолжени обреченно н страдани жизни. Современны

авторы, та ил инач рассматривающи связ страдани и удовольствия,

Т.В. Гончарова, А.Л. Доброхотов, О.А. Донских, Б.В. Марков, подчеркивают,

чт преодолени страдани крайн затруднительн бе получени

удовольствия, н эт в сво очеред порождае ещ больще страдание.

Необходим дат развернуты отве н вонро о перспективност таког

видени страдани дл жизн человека.

 

Позици п отношени к страданию, объединяюща щироки кру

философски и религиозны взглядов, исходи и того, чт страдани н

являетс атрибутом, а ест порождени неподлинной, греховно и ложно

жизни. В рамка этог взгляд подчеркивается, чт страдани присущ

человек лиш в некоторы состояниях, в которы о в сил своег действи

ил бездействи попадает. Здес раскрываетс сущност страдани чере

рассмотрени основны внутренни противоречи самог человека, чере

поис путе освобождени о страдания, и, наконец, чере обретени

подлинност жизни. В рамка это позици интересн работ

представителе экзистенциально философии: А. Камю, Г. Марселя,

. Мерло-Нонти, Ж.-Н. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса. У Хайдеггер

именн страдани о сознани свое конечност в мир и бессили что-либ

изменить, веду человек к самостоятельном бытию. Яспер вводи поняти

та называемы пограничны ситуаций. Наиболе ярки случа погранично

ситуаци - смерть. Н страдание, вина, борьб такж ставя человек в

пограничну ситуацию. В тако состояни экзистенци открываетсчеловек наиболе ярко. Кам и Сарт пытаются вывест страдани ка

категори бытийственност человека, ка осознани неподлинност жизни.

Одно и центральны проблем, определяюще сущност страдани в

данно контексте, являетс выявлени подлинност и неподлинност жизн

человека. О это в свои работа рассуждал современны авторы:

P.M. Габитова, Ю.В. Грицков, С. Гроф, С.Ф. Денисов, А.Ф. Зотов,

. Кочюнас, А.А. Столяров, Д. Пулмэн, Г. Фейфе и другие. Рассмотрени

страдани в экзистенциализме, недостаточн раскрывае связ страдани с

конкретным жизненным стратегиям человека.

Ещ одн концепци страдани представлен христиански

вероучением, в которо страдани понимается, во-первых, ка возмездие,

искупление, кар з грехи, во-вторых, ка пут к спасению. Искупительна

жертв Христ делае страдани залого спасения. Сред наиболе значимы

авторо средневековог христианства, писавши о страдании, можн назват

. Абеляра, А. Августина, Ф. Аквинского, М. Лютера, М. Монтеня,

. Экхарта. В боле поздне врем стои отметит таки мыслителе ка

. Кьеркего и К. Льюис. В русско философско мысли, в рамка данно

парадигмы, интересн работ Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова,

Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева,

Л.Н. Толстого, С.Л. Франка, Л.И. Шестова. В последни год данна

концепци страдани рассматривалас в работах: А. Безант,

. Воскресенского, Г.А. Гололоба, Ю.В. Грицкова, А. Дугина,

С.С. Иеретиной, Р. Суинберна, С. Тагуэлла, М.Л. Хорькова, В.В. Чешев и

других. Он считают, чт страдани нреодолим пр услови искренне

вер в спасени и праведно сострадательно жизни, н все-так требуетс

боле детально исследовани жизненно стратеги страдающег в им

Христ человека. Дл человек важн освободитьс о собственью

ограниченности, а именн эгоизма. Освобождение о страданий, п мнени

все эти авторов, являетс н отка о жизни, а преодолени эгоизма, т.е.10

любовь. Челове находитс в постоянно поиск своег мест в мире, своег

. В связ с эти возникаю страдания, ка неотъемлема част поиск

подлинног существования.

работ представлен дв основны модел страдания: атрибутивна и

модусная, кажда и которы в сво очеред имее дв варианта:

танатальны и гедонистический, экзистенциальны и сотериологический.

Дан характеристик различны варианта определени причи и

проявлени страдания, а та ж выявлен специфически дл моделе и и

варианто пут преодолени страдания. Сдела акцен н витальност и

танатальност ка тенденция в жизн человека, определяющи уровен и

смыс страдания.

Новизн диссертационног исследовани може быт конкретизирован

следующим положениями, выносимым н защиту:

1) выделен дв модел страдани - атрибутивна и модуспая, чт

позволил обосноват дв основны стратеги жизн человек п

отношени к страданию;

2) доказано, чт страдани в атрибутивно модел н способствуе

развити жизненног процесс и веде к танатальности, а в модусно

модел страдани являе собо инструмен изменени обреченной,

греховно и неподлинно жизн в сторон витальности,

спасительност и подлинности;

3) атрибутивна модел страдани представлен танатальны и

гедонистически вариантами. Утверждается, чт в танатально

вариант челове долже смиритьс пере жизненным страданиям и

ориентироватьс н ухо и жизни. Обосновано, чт гедонистический

вариант, в сущности, являетс разновидность танатально позици и

несе витальног смысл жизн человека, т.к. получени удовольстви лиш н врем уводи о страдания, а зате он с ещ

больше сило возвращается;

4) в модусно модел страдани выделяютс экзистенциальны и

сотериологически варианты, которы предполагают, в отличи о

атрибутивны вариантов, преодолени страдани пр жизн человека.

Зафиксировано, чт согласн экзистенциальном вариант страдани

ориентируе человек н поис подлинно жизни. Доказано, чт

спасительна теория, представленна христиански вероучением,

ориентируе человек н избавлени о страдани в это мир чере

спасени в вере.

«Танатальност ест систем субъективны ориентаци человек н небьггие,

смерт и объективны тенденци угасани жизни. Танатальны

ориентаци состоя и субъективны предпочтени человеко небыти

бытию, а танатальны тенденци - и объективно направленност жизн в

сторон небытия»''.

Арту Шопенгауэ понимае страдани ка неотъемлему част

человеческо жизни. Жизнь, в сво очередь, являетс сконструированны

субъекто представлением. Не человека, а значит, не мира, бытия, жизни,

не и страдания. Иррационалистически учени о страдании, ка правило,

исходя и того, чт нечт ускользающе о рациональног позпани боле

сущностн и боле существенно, нежел то, чт доступн человеческом

разуму, опирающемус н логически критери знания.

Поняти «страдание» Шопенгауэ дае следующе толкование. П ег

мнению, человеческа жизн колеблетс межд желаниям и

удовлетворением. О считает, чт воля, лищенна конечно цел в все

свои проявлениях, постоянн испытывае стремлени и н одн достигнута

цел н кладе коне этом стремлению. Т препятствие, которо стои

межд воле и е цель Шопенгауэ и называе страданием. Достижени ж17

цел - ест удовлетворение, благополучие, счастье. Желани п свое

природ ест страдание, удовлетворени желани скор насышае человека,

цел оказываетс призрачной, обладани е лишаетс прелести. Ка тольк

нужд удовлетворена, в жизн приходи пресыщени и скука, а зате

приходи ново страдание. «Есл б даж вс горест жизн был б

устранены, т каждо место, покинуто заботами, занимал б скука>И. В

окружающе на мире, ка живом, та и неживом, стремлени всегд

возникае в сил недостатк чего-то, и пок он н удовлетворено,

представляе собо страдание. Н м знаем, чт человек, каким б

скромным н был б ег желания, пр достижени и понимает, чт хоче

ещ чего-т большего. Таки образом, удовлетворени н бывае

длительным, он всегд ест тольк начал новы стремлений.

Шопенгауэ считает, чт в мир цари зло, уде человек - страдание.

Удовольстви человек эт лиш некоторо уменьшени страдания, которо

являетс доминанто общественно жизни. П мнени А. Шопенгауэра,

оптимиз - нелепо воззрение, «горька насмешк на невообразимым

страданиям человечества»^. Вс жизнь, согласн Шопепгауэру, - сплошны

разочаровани и страдания. «человеческо жизни, ка в всяко плохо

товар лицева сторон покрыт ложны блеском: то, чт страдает, всегд

прячется...»''. Истори жизн каждог человек ест истори страданий,

поскольк он представляе собо ря крупны и мелки несчастий. Жизн

ест нечт такое, чт над «отстрадать»^.

Шопенгауэ делае вывод, чт в жизн не прочног счастья, и вс

существ постоянн испытываю страдания. «М види стремлени

постоянн наталкивающимс н препятствия, постоянн в борьбе;

следовательно, всегд ка страдание; не последне цел стремления, нет.

"* Шопенгауэр, А. Сочинени в 5- томах. Т.1. Ми ка вол и представление. - М., 1993. - С. 423.

^ Та же. С. 426.

** Та же. С. 425.

' Та же. С. 425

следовательно, и мер и цел страдания». Степен ж страдания, п мнени

Шопенгауэра, всегд тесн связан с развитие нервно системы. Вед «п

мер того, ка проявлени вол становитс боле совершенным, становитс

вс боле очевидны и страдание»^. Так, например, в растения не

чувствительности, значит, и не боли. Низши животны нрисуш, слаба

степен страдания. Н п мер развити интеллект он становитс вс выше.

Таки образом, «росто сознани расту и муки, достигающи высше

степен в человеке, и он те сильнее, че ясне познани человека, че о

интеллигентнее; то в ко живе гений, страдае больш всех»'°.

Связыва ж бол с внутренни миро человека, с ег сущностью,

Шопенгауэ склоняетс к гипотез о том, чт «... в каждо индивид мер

присущег ем страдани определен ег природо ра и навсегда, и эт мер

должн н оставатьс пустой, н переполняться, ка б н менялас

форм страдания»". Страдани и благополучи человек определяютс н

извне, а изнутри, иб завися о внутреннег состояни человек и о ег

природног темперамента. В польз данно гипотез о приводи

следующи доводы. Во-первых, пр отсутстви больши страдапи на

расстраиваю мелки неприятности, в случа ж появлени большог

неотвратимог горя, он становятс неощутимыми. Во-вторых, есл

случаетс большо несчастье, которог м всегд боялис ил наоборо

счастье, о которо давн мечтали, он потрясаю на лиш в первы момент,

вызыва скорб ил восторг. В-третьих, веселост ил уныни вызываютс

внешним обстоятельствами, богатство ил положение в обществе, а

соответствую внутреннем состояни человека. В-четвертых, мотив к

самоубийств очен разнообразны. Нельз назват несчастье, которо б в

100% случае приводил к самоубийств ил такого, чт н вызывал б нодног случая. «Мер нашег страдани и благополучи субъективн

определен дл каждог момента»'^. Страдание, коренящеес в данны

момен в наше существе, може разделитьс н сотн часте и принят

форм сотн мелки неприятностей, ил ж сосредоточитьс в одно мест и

поглотитьс главны злом, лиши на возможност воспринимат мелки

огорчения.

Всяко удовлетворение, т.е. наслаждени и счастье, п мнени

Шопенгауэра, негативно, а страдани же, напротив, позитивно. Счасть н

дан на непосредственно, эт всегд лиш удовлетворени желания. Вмест

удовлетворение исчезае желани и, следовательно, наслаждение. Когд

преодолен вс препятстви и желаемо достигнуто, т обретен н

истинно счастье, а лиш прежне состояние, лиш освобождени о какого

либ страдания. Таки образом, непосредственн на дан лиш страдани и

он атрибу жизн человека. Удовлетворени и наслаждени м може

испытат лиш опосредованно, вспомина минувши страдани и лишения.

«На мучительн н достае наслаждени и радости, когд и нет,

отсутстви ж страданий, даж есл он прекращаютс посл того, ка м

долг терпел их, непосредственн н ощущается, разв тольк намеренн в

рефлексии»'^. Эт происходи потому, чт страдани носи явны характер,

благополучи - косвенный. Существуе единственное, чисто счастье,

котором н нредшествуе страдани и з которы н следуе пустота,

страдани и раскаяние. Эт свободно о вол познани (например:

описание, изображени красот природы). Н тако счасть ошущаетс лиш

удивительн редки мгновения.

Шопенгауэр проявляетс пессимиз в ощущени бессмысленност

бытия. Когд м счастлив - врем дл на бежи быстро, когд страдае -

тянетс невероятн долго. Есл сравнит вс сумм радосте с суммо

'^ Та же. с. 417.

'^ Та же. С. 569.20

страданий, выпавши н дол человека, очевидно, окажется, чт зл н

може устранитьс благом. Вед «данно мо страдани никогд н

устраняетс будуш,им радостями, он та ж наполняю сво время, ка

страдани наполняе свое...»'"^. Жизн имел б цену, есл б страдани и

смерт н суш:ествовали, ил в ни н был б ничег страшного.

давни по проти бесконечны страданий, считае Шопенгауэр,

используютс дв средства: во-первых, разумность, хитрость,

предусмотрительность; во-вторых, безразличие, презрени и готовност к

всему, отка о облегчени и избежани страданий. «Жизн каждог

человека, есл рассматриват е в целом, в суш,ност всегд трагедия: н

есл обозреват е в все е единичны событиях, она носи характе

комедии. Н никогд неисполнимы желания, тшетно стремление,

безжалостн растоптанны судьбо надежды, роковы ошибк все жизн с

возрастаюшим страданиям и смерть в конц - всегд трагедия»'^

Страдани и смерт Шопенгауэ понимае ка дв различны зла. Наскольк

пессимистиче в вопрос жизни, настольк ж оптимистиче в вопрос о

смерти.

Избежат страдани возможн тольк благодар глубоком познанию,

познанию того, «чт страдани свойственн жизн и поэтом приходи к на

извне, а кажды несе ег в глубин своег существ ка неиссякаемы

источник»'^. В это случа возможн дв исхода. Либ м д бесконечност

буде искат дл нашег страдани какую-либ велику причину, стремяс

пр это к новы и новы желаниям, и н достигне удовлетворения, либ

выбере желание, которо невозможн удовлетворить, н бе которог

уж жит н в состоянии. Ег т м и буде обвинят в свои

страданиях. «Эт ссори на с наше судьбой, н зат нримиряе с наши

существованием, поскольк опят теряетс познани того, чт страдани

свойственн самом этом существовани и чт истинно удовлетворени

невозможно». Шопенгауэ убеждае на в невозможност уйт о

страдани н все протяжени жизн человека. В ег рассуждения мал

оптимизм п повод человеческо жизни, иб именн страдани дае

основани утверждать, чт жизн есть. Жизн у Шопенгауэр эт рубико в

вопрос о прекращени страдания. Ка тольк наступае смерть,

прекращаетс и страдание. Сущност нашег бытия, п мнени

Шоненгауэра, воля, котора никогд н може насытитьс и влече на в

горнил постоянно борьб з прав доминирования. Смерт освобождае о

жизненны перипетий, н н може освободит о внутренне воли, он

бесцельн и бесконечна. Таки образом, н Шопенгауэру, страдани есть,

пок ест жизнь, а жизн эт быти ненасытно воли. Танатальност позици

Артур Шопенгауэр н отношени к страдани человек довольн ярк

проявляетс в ег рассуждениях.

В эти утверждения сил и

противоречивост индийско религи и философии. С одно стороны, ухо

сиюминутны проблем, обращение к вечны ценностя и к богу,

способност найт смыс жизни, в том, что, умирая, т продолжаеш жить, а

ми ка бы в все ег многообразии, та и останетс навсегда. В это

важно момент проявляетс серьезны постула о том, чт человеческа

жизн стои особняко о окружающег мира. Н стои печалитьс о

потерянно жизн - вед посл смерт буде лучше продолжение, главно -

сохраня спокойстви и жив размеренно. С друго стороны, земна жизн

становитс промежуточны и маловесны этапо дл человека. Заче

дорожит мирско жизнью, есл ест лучши мир, в которо вс

совершенно. Витальност в слова превращаетс в танатальност отношени

человек к собственно жизни.

Буддиз ест тольк им дл обозначени нанравлени и течений,

считающи себ буддийскими. Те н менее, существуе неки кру идей,

которы в то ил ино виде, с то ил ино акцентуацией, характерн дл

все нанравлени буддизма. К таки идея следуе прежд всег отнест

Четыр Благородны Истины, учени о причинно-зависимо происхождени

карме, доктрин «не-души» и учени о мгновенности. Рассмотри Четыр

Благородны Истины, ка главны источни размышлени о страдани в

буддизме.

Перва Истин - эт истин о страдании. «Вс ест страдание.

Рождени - страдание, болезн - страдание, смерт - страдание. Соединени

неприятны - страдание, разлучени с нриятны - страдание. Иоистине,

вс пят груп привязанност сут страдание»^'^. Таким словам обычн

формулируетс нерва Благородна Истина. Буддиз в значительн больше

стенени, че други религии, подчеркивае связ жизн с страданием. Боле

того, в буддизм страдани ест фундаментальна характеристик быти ка

такового. Эт страдани н ест результа некоег грехопадени и утрат

изначальног рая. Иодобн самом бытию, страдани безначальн и

неизменн сопровождае вс проявлени бытия. Конечно, буддист отнюд

отрицаю тог обстоятельства, чт в жизн ест и приятны моменты,

сонряженны с удовольствием, однак эт удовольстви н являетс

нротивоноложность страданию, а сам ка б включен в страдание,

являяс ег аспектом. Дел в том, чт н одн и возможны «мирских»

состояни н являетс дл на полность удовлетворительным. М

находимс в постоянно поиске. М може испытат сильно физическо

ил духовно наслаждени и готов пр это даж воскликнуть:

«Остановись, мгновенье!» Н мгновени н останавливается, наслаждени

заканчивается, и м страдае оттого, чт он ушло, стремимс внов

испытат его, н безуспешно, отчег м страдае еш; сильнее. И, наконец,

все на жде смерть, котора делае вс наш удовольстви и наслаждени

конечным и преходящими. Н и эт ещ н все. М н тольк страдаем, н

такж вс врем оказываемс в ситуаци страдательности, пассивног

претерпевания. Говор о страдании, буддиз отнюд н ограничиваетс

человечески уделом, вед страдаю и животные. Всюд в природ жизн

одног существ покупаетс цено жизн другого, всюд цари борьб з

выживание. Неисчислим страдани обитателе ада, страдаю о никогд н

удовлетворяемы влечени голодны дух - преты. Даж божеств страдают.

приходитс воеват с демонам - асурами, и ведо стра смерти,

поскольк он такж рождаютс и умирают, хот сро и жизн огромен.

Короч говоря, не тако форм жизни, котора н был б подвержен

страданиям. Страдани абсолютно, удовольстви относительно.

Втора Благородна Истин - истин о причин страдания. Эт причин

влечение, желание, привязанност к жизн в само широко смысле.

Влечени понимаетс буддизмо максимальн широко, иб в эт ноняти

включен и отвращени ка оборотна сторон влечения, влечени с

противоположны знаком. В основ жизн - влечени к приятном и

отвращени к неприятному, выражающиес в соответствующи реакция и

мотивациях, базирующиес н фундаментально заблуждении, ил

неведении, выражающемс в непонимани того, чт сут быти ест

страдание. Влечени порождае страдание, есл б н был влечени ижажд жизни, т н был б и страданий. А это жаждо пронизан вс

природа. Он ка б сердцевин жизнедеятельност каждог живог

существа.

Учени о карм являетс доктринальны стержне буддизма. Сам

слов карм може быт переведен ка «дело», «действие». Карм - эт

действие, приче обязательн имеюще следствие, ил результат.

Совокупност все действий, совершенны в жизни, точнее, обща энерги

эти действи такж приноси сво плод: она определяе необходимост

следующег рождения, ново жизпи, характе которо обусловливаетс

кармо умершего. Соответственно, карм може быт благо ил неблагой,

ест ведуще к хорощи ил дурны форма рождения.

Треть Благородна Истин - истин о прекращени страдания, т ест

нирване. Ка врач, сообщающи больном благоприятны прогноз. Будд

утверждает, чт хот страдани пронизывае вс уровн сапсарическог

бытия, существует, те н менее, состояние, в которо страдани больш

нет, и чт эт состояни достижимо. Эт и ест нирвана.

….

Буддийски текст вполн отчетлив указываю н то, чт угасает,

затухае вовс н бытие. Оди и наиболе распространенны образов,

использующихс в текста дл пояснени иде нирваны, таков: подобн

тому, ка прекращае горет лампада, когд иссякае масло, питающе огонь,

ил подобн тому, ка прекращае волноватьс поверхност моря, когд

прекращаетс вздымающи волн ветер, - прекращаютс и страдания, когд

иссякаю вс аффект и влечения, питающи страдания. Т ест угасаю

именн страсти, привязанности, омрачения, а вовс н бытие. С

исчезновение причин страдани исчезае и сам страдание. Таки

образом, можн ещ ра констатировать, чт в буддизм страдани четк

связан с уходо о естеств жизн и эт свидетельствуе о танатальност в

взгляд н страдание.

данном вариант представлени о страдани можн отнест и

философи даосизма. Согласн даосском учению, челове обладае двум

натурами. Одн - естественная, порождаема и детерминируема Дао

Едины (потом истинная), друга - искусственная, порождаема и

детерминируема страстями, свойственным человеческом эг (оттог

ложная). Исход и этого, идеальны человеко считаетс тот, в которо

истинна натур возобладае на ложной. О «следуе Небу, отдаетс н

вол естества, н связывае себ суетой, н поддаетс людски соблазнам».

Рассмотри трактовк страдани и внутренни переживани

человек в даосизме: «Когд тел испытывае страдани о холод ил жары,

засух ил сырост - он изнуряется, в т врем ка ду крепнет. Когд ж

ду устае о радост ил гнева, размышлени ил раздумий, т о

истощается, а тел полн сил. Поэтом душ преждевременн умершег

беспокойна, а ду исчерпавшег сво жизненны сро спокоен. Отсюд

следует, чт тел и ду исчезаю н вместе», Даос видя в страдания

слабост человека, ег зависимост о телесно сущности. Главны

предназначение страдани являетс закалк дух человека, возможност

переносит вс тягот жизн стоически. Природ человек - растворени в

мир и недопущени зацикливани н проблема тел и общественно

морали. Ду свободе тогда, когд тел н подчиняетс свои каприза и н

стараетс сломат предназначени своег существования. Существовани

тел дл существовани духа. Пельз допускат забвени изначальност и

подлинност своег существования. Пельз уподоблятьс современникам,

которы забыл сво естество. «Мяс остыл - н едят, вин с осадко - н

пьют. Связал сво тело, стиснул благо, сдавил гармонию, поработил

естество. Поэтом вс жизн остаютс страдальцами.

Представленны восточны философски и религиозны направлени

объединен в это вариант атрибутивно модел страдания, естественно,

случайно. И объединяе обще отношение к причин страдания, которо

являетс сам жизнь, единств к проявления страдани чере деяни

человека, согласи в определени возможны путе преодолени страдани

чере ухо о мирски забо и переживаний, чере очищени дух о всег

того, чт присущ земной, обыденно жизни. Главны жизненны смыслом,

точк зрени танатально позиции, являетс избавлени о жизни, чт

приводи к замыкани круг пробле человек н имманентны

переживаниях, чт в сво очеред провоцируе индивид н внутренню

самоизоляци о попыто найт смыс это само жизни.

Возникае убеждение, чт пр танатально подход к объяснени

страдани абсолютн неважно, чт окружае человек и ка о себ в это

окружени ощущает. Вс говори о ненужност земно жизни, вед он

вызывае страдани и тогд заче жить. В данно вариант рассмотрени

страдани практическ не рецепт избавлени о страдани пр жизпи, о

несоответстви окружающег быти и внутренни переживаний, т.к. упо

сдела н ухо о земно жизни, а значит ухо о страдания.

§ 2. Особенност гедонистическог вариант страдани

Определи основны характеристик танатальног вариант

атрибутивно модел страдани необходим обратитьс к следующем

вариант данно модел - гедонистическому, дл которог представлени о

страдани связан с проявление отсутстви удовольствия.

Отнощени страдани и удовольстви проявляетс

по-разному, в одно случае, усилени удовольстви дл уменьшени

страдания, в друго - взаимны перехо о страдани к удовольствию, о

удовольстви к страданию, в третье случае, необходим получат ярки и34

ненродолжительны удовольствия, н быт готовы з эт заплатит

долгим страданиями. Вс эт н фон одног главног услови - нок жизн

продолжается, т продолжаетс и страдани в тесно контакт с

удовольствием. Данны вариан многоли п трактовк соотношени

страдани и удовольствия, н в определени жизненног смысл страдани

преобладае позици атрибутивности, чт приводи к некоторо

обреченност п отношени к само жизн и к чрезмерном стремлени к

удовольстви ка способ избавлени о страдания.

….

Рассмотрени гедонистическог вариант атрибутивно модел

страдани можн начат н пример одног и направлени индийско

философско мысл - локаята, т.к. здес наиболе ярк и конкретн

говоритс о необходимост получени ка можн большег числ

удовольствий, даб избежат страданий. Чащ всег локаятам называю

тех, кт считае душ идентично телу, суш,ествуюш,е лиш д те пор,

пок жив тело. Локаят - эт вер в посюсторонни ми и невери в

суш,ествовани мир потустороннего. В одно и немноги источнико этог

направлени «Сарва-даршана-самграха», принадлежащег Мадхав

(ведантис XIV века) говорится: «Единственны смыс жизн человек

состои в удовольствиях, доставляемы чувственным наслаждениями. И н

следуе отвергат и н то основании, чт наслаждени всегд связан с

страданиями. В наше власт использоват наибольше числ удовольстви

избежат неминуем сопутствующи и страдания, подобн тому, ка

человек, захотевши рыбы, бере е с всем костям и чешуе и, съе

столько, скольк хочет, выбрасывае остально ил подобн тому, ка

желающи собрат ри бере ег с соломо и все нрочи и, взя то, чт ем

нужно, остально выбрасывает. Поэтом н следуе и боязн страдани

отвергат удовольствия, к которы м склонны. Вед н перестае ж

челове высеват ри тольк из-з того, чт имеютс дики животные. которы могу вытоптат его. А есл кт и боязн ста б пренебрегат

очевидны счастьем, т о уподобилс б глупом животному...

Гедонистически вариан страдани широк представле в греческо

философско традиции. Страдани в связк с удовольствие одни и

первы выделя Аристин и основанна и киренска школа. Будуч

ученико Сократа, Аристип н мо н обратит особог внимани

этически проблема и одни и важны моменто моральног поведени

человек и ег нравственног выбор о счита страдание. Теори

Аристипп содержи оди важны момент: челове н долже заботитьс н

прошлом, н о будущем, носкольк лиш настояще находитс в наше

власти. Челове долже обладат характером, которы нозволяе ем

радостн наслаждатьс любо ситуацией. Смешн терпет страдани ил

откладыват сиюминутно удовольстви рад будущего, вед синиц в рука

лучш журавл в небе.

Признава это фак з аксиому, учени Аристипп Гегези построи

этическу систему, основанну н избегани зол, т.е. осторожны

пессимизм: «Счасть совершенн невозможно: тел наш исполнен многи

страданий, а душ разделяе страдани тел и оттог волнуется, случа ж

част н дае сбытьс надеждам, - потому-т счасть и неосуш,ествимо. Ра

страдани больше, преимуществ мудрец н в выбор благ, а в избегани

Плато считает, чт в жизн вс должн избегат неумеренны

страдани и удовольстви и всегд придерживатьс середины. Смертна

природ человек всегд буде увлекат ег к корыст и служени свои

личны интересам, безрассудн избега страдани и стремяс к

удовольствиям, она постави и выш того, чт боле справедлив и лучше.

«Кажды имее в себ удовольстви и страдание. М предпочте таку

жизнь, в которо в больши количества и в сильно степен присутствую

удовольствия, и страдания, н удовольстви больш и он боле сильные.

Все, чт м производи и приобретаем, служи на либ дл созидани

чего-либо, либ дл заш,ит о страданий. А и того, чт защищае на о

страданий, одн вещ служа противоядиям - божественным и

человеческими, други - средств защиты»^^. Плато утверждает, чт

страдани производно о удовольствия, т.к. стремлени к удовольстви

всегд приноси страдание. Происходи эт о невозможност испытыват

удовольстви постоянн ил долго, оттого, чт з удовольстви всегд

приходитс платит страданиями.

Важны в рамка гедонистическог вариант атрибутивно модел

представляетс мнени о страдани Аристотеля, который, противопоставля

страдани удовольствие, считает, чт отсутстви страдани уж сам п себ

ест удовольствие. «Удовольстви противостои страдани и отсутствистрадани та же, ка больше противостои меньшем и равному...»^^.

Страдани може притупит восприяти чего-либ приятного, тогд ка

удовольстви изгоняе страдание. Пр этом, п мнени Аристотеля, н

важн противоположн л он ка ра данном страдани ил эт перво

попавшеес удовольствие, буд он тольк достаточн сильным. Аристотел

считает, чт страдани - нехватк чего-т природного, а удовольстви - ег

восполнение. К примеру, почувствова сначал нехватк пищ и, испыта из

этог страдание, люд получаю удовольстви о восприятия. «Природа,

очевидно, прежд всего, избегае того, чт доставляе страдание, стремитс

к тому, чт доставляе удовольствие»^"*. Аристотел склоне расцениват

удовольстви ка необходимо в жизн человек удовлетворени

потребносте и обретени сил, н пр это любо удовольстви требуе

испытани страданием. Зависимост человек о мер удовольстви и сил

страдани приводи к стремлени освободитьс о этог жизненног круга.

Касаяс этическо специфик гедонистическо позици Аристотел

необходим рассмотрет следующи утверждени философа. Одно и

важнейши добродетеле о считае мужество. Определя мужеств в

отношени к страданию, бол и удовольствию, Аристотел называе

мужественным того, кт стойк переноси страдания: «мужеств сопряжен

страданиям и ем п прав воздаю хвалу; в само деле, переносит

страдани тяжелей, че воздерживатьс о удовольствий»'^^. Мужественны

челове н ище страдани и ран, которы причиняю ем душевну и

физическу боль, н и н избегае их.

Отношени человек к чужо бед ил радост такж отражае ег

способност к страданию. Кт склоне к негодовани - страдает, вид

незаслуженн благоденствующего. Завистливог человек заставляе

страдат вс хорощее. А злорадны настольк лише способност страдат и

сострадать, чт радуетс чужо беде.

Аристотел пише о страдани ка о преодолени себя, и пр это

практическ провозглашае страдани жизненны принципом, заложенны в

само естестве. Здес о ссылаетс н точк зрени «природоведов»,

считающих, чт любо действи живог существ требуе напряжения,

усилия, те самы являетс страданием: видет и слышат равносильн

страданию, тольк м с эти свыклись. Страдани и удовольстви присущ

жизни, н есл челове больш страдает, то, возможно, о буде стремитьс

скорейшем уход о это жизни, в надежд н ино состояни с

преимущество удовольствия^^. Аристотел прослеживае диалектик

страдани и удовольствия, отмеча возможност и взаимодействи и

взаимоперехода. Атрибутивно понимани страдани в рассуждения

древнегречески мыслителе довольн сильн уводи на о истинны

переживани человека. Страдани в данно случа прост констатируетс и

рациональн объясняетс ка антипо удовольствия, а почем люд по

разном переживаю страдания, почем дл одни жизн - источни

вечности, а дл други лиш мгновени в бездн небытпя? Отличительност

атрибутивны варианто состои в необходимост либ получени большег

числ удовольствий, либ в уходе о само жизни, вед нельз ж преодолет

страдание, которо сам п себ являетс составляющи жизни.

Эпику такж рассматривае проблематик удовольстви и страдани в

рамка выделенног гедонистическог варианта. «Пр выбор удовольстви

избежани страдани всегд нужн имет в вид н тольк настоящее, н и

будущее, т.е. последстви удовлетворени сегодн желаний, перспектив

получени большег удовольствия. Боле того, выбо долже диктоватьс н

тольк настоящи и будущим, н и прошлым, т.е. накопленны опытом....

Лучш вытерпет некоторы страдания, чтоб насладитьс большим

удовольствиями; полезн воздержатьс о некоторы удовольствий, чтоб н

терпет боле тяжки страданий)/^. Эпику считал, чт не необходимост в

освобождени о всяко восприимчивост к страдани и наслаждению.

Напротив, достаточн подвергнут потребност и жизн тако регулировке,

чтоб п возможност избегат внутренни и внешни поводо к

болезненном возбуждению.

Люди, п Эпикуру, всегд ожидаю ил воображаю какое-т вечно

страдание, ка он описан в мифах, може быть, бояс и самог бесчувстви

смерти, ка будт оно, и сее отношени к ним. «Глу тот, кт говорит, чт

боитс смерт н потому, чт он причини страдание, когд придет, н

потому, чт он причиняе страдани тем, чт придет: вед есл чт н

тревожи присутствия, т нанрасн печалиться, когд он тольк ожидается.

Таки образом, само страшно и зол, смерть, н имее к на никаког

40 Донских, О.А. Антична философия. Мифологи в зеркал рефлексии. - М., 1993. - С. 144.42

отношения, та ка когд м существуем, смерт ещ н присутствует; а

когд смерт присутствует, тогд м н существуем)/'.

Ещ одн важно высказывани Эпикур п повод страдани и

удовольствия, в которо о называе страдани определяющи и

составляющи любо человеческо жизни, а удовольстви проявление и

определение лучщей, счастливо жизни: «М имее надобност в

удовольстви тогда, когд страдае о отсутстви удовольствия; а когд н

страдаем, т уж н нуждаемс в удовольствии. Поэтому-то м и называе

удовольстви начало и концо счастливо жизни.... Такж м считае

многи страдани лучш удовольствия, когд приходи дл на больше

удовольствие, посл тог ка м вытерпи страдани в течени долгог

времени. Таки образом, всяко удовольствие, п естественном родств с

нами, ест благо, н н всяко удовольстви следуе выбирать, равн ка и

страдание, всяко ест зло, н всяког страдани следуе избегать)/^

Удовольстви и

страдани по-прежнем рассматриваютс в комплексе. Интересн позици

Локк и Юма, он сравнивал удовольстви и страдани с добро и зло ил

с тем, чт и вызывает. Добро м называе то, чт способн вызват

ил увеличит наш удовольстви либ уменьшит наш страдани ил ж

обеспечит либ сохранност на обладани каким-нибуд други благо

ил ж отсутствие какого-нибуд зла. Зло м называе то, чт способн

причинит на ил увеличит какое-нибуд страдание, либ уменьшит

какое-нибуд удовольствие, ил ж доставит на какое-нибуд

неудовольствие, либ лишит на какого-нибуд благ.

брест его, не ничего, кром простог слабог желания.

Лок продолжае сво рассуждени о страдании, определя следующее:

«По удовольствие и страданием, наслаждение и беспокойство я

постоянн разуме н тольк телесно страдани и удовольствие, н и

всяко испытываемо нам наслаждени ил беспокойство, которо вытекае

любог приятног ил неприятног ощущени ил рефлексии.,.. В

отнощени к страстя исчезновени ил ослаблени страдани

рассматриваетс и действуе ка удовольствие, а лищени ил уменьщени

удовольстви - ка страдание.... Страсти, находящиес тольк в предела

удовольстви и страдани должн быт у все людей, иб м любим,

желаем, радуемс и надеемс тольк в отнощени удовольствия; м

ненавидим, боимс и горюе в конечно итог тольк в отношени

страдания. В конц концов, вс эт страст возбуждаютс вещами, лищь,

поскольк т кажутс на причинам удовольстви и страдани ил та ил

инач внещн связан с удовольствие и страданием. Так, м

распространяе обыкновенн сво ненавист н то объект, которы

причини на страдание, потом чт внущенны и стра ест постоянно

страдание. Н м н стол ностоянн люби то, чт принесл на добро,

потом чт удовольстви действуе н на н та сильно, ка страдание, и

брест его, не ничего, кром простог слабог желания.

Лок продолжае сво рассуждени о страдании, определя следующее:

«По удовольствие и страданием, наслаждение и беспокойство я

постоянн разуме н тольк телесно страдани и удовольствие, н и

всяко испытываемо нам наслаждени ил беспокойство, которо вытекае

любог приятног ил неприятног ощущени ил рефлексии.,.. В

отнощени к страстя исчезновени ил ослаблени страдани

рассматриваетс и действуе ка удовольствие, а лищени ил уменьщени

удовольстви - ка страдание.... Страсти, находящиес тольк в предела

удовольстви и страдани должн быт у все людей, иб м любим,

желаем, радуемс и надеемс тольк в отнощени удовольствия; м

ненавидим, боимс и горюе в конечно итог тольк в отношени

страдания. В конц концов, вс эт страст возбуждаютс вещами, лищь,

поскольк т кажутс на причинам удовольстви и страдани ил та ил

инач внещн связан с удовольствие и страданием. Так, м

распространяе обыкновенн сво ненавист н то объект, которы

причини на страдание, потом чт внущенны и стра ест постоянно

страдание. Н м н стол ностоянн люби то, чт принесл на добро,

потом чт удовольстви действуе н на н та сильно, ка страдание, и

Лок четк обозначае страдани ка ярко проявлени человечески

страсте и ка противоположност п отношени к удовольствию. Филосо

выходи з рамк гедонизма, н о усиливае факто страдани в

сравнени с удовольствием, объясня это, прежд всег боле сильны

впечатление гор и несчасть н человека. Страдани сильнее, т.к. м

боимс его. Эт мысл Локк уж постепенн стави новы акцент в рамка

этог вариант атрибутивно модели, появляется возможност рассматриват

страдани ка экзистенциально переживание. И вс ж эт тольк наметк

будущи концепций.

Вс впечатления, говори Юм, ка внешние, та и внутренние, -

страсти, аффекты, ощущения, страдани и наслаждени - первоначальн

находятс н одно уровн и что, каки б различи м н замечал межд

ними, вс он п своем истинном характер являютс на в качеств

впечатлений, ил восприятий""^. Наш страдани и наслаждения, наш

страст и аффекты, которы м никогд н приписывае существовани вн

нашег восприятия, проявляютс в на с больше силой, че впечатлени

фигур и протяжения, цвет и звука, и оказываютс стол ж

непроизвольными, ка эт впечатления, которы м приписывае

постоянно бытие'*''.

 

Необходимо, прежд всего, рассмотрет точк зрени одног и ярки

представителе гедонистическог вариант страдани Иереми Бентама,

которы считал, чт в област морал основополагающим состояниям

являютс удовольстви и страдания. Человеческа природ - импери

радосте и боли. Добитьс удовольстви и избежат страдани -

единственны мотив действия, источни наши идей, наши суждени и

наши определений. Морально суждени становитс суждение о счастье:

благ - эт удовольствие, поро - страдание.

Бента предложи даж гедоническу систем исчислени

удовольстви и страдания. Согласн это системе, удовольстви и страдани

исчисляютс п следующи параметрам: 1) интенсивность; 2)

продолжительность; 3) несомненност ил сомнительность; 4) отдаленност

ил близость; 5) способност данног удовольстви приводит к

дальнейшем удовольстви ил способност данног страдани порождат

дальнейше страдание; 6) способност страдани н порождат удовольстви

ил способност удовольстви н порождат страдание; 7) масштаб, т ест

числ людей, которы эт действи затрагивает^'.

. Лака выдвину иде многообрази и бесконечност желания.

Специфическ символически способо отношени к мир становитс

желание, которое, являяс сексуальны и бессознательным, рассматриваетс

ка сердцевин человеческог существования. Желание, в отличи о

потребности, н знае удовлетворения. Известны лакановски тези

"желани субъект ест желани Другого" в это контекст означае то, чт

причин неудовлетворенност любы объекто желания, логик перебор

объекто желания, равн ка и то факт, чт искомым, "идеальным"

объекто желани оказываетс са это перебор, - вс эт остаетс п т

сторон самосознания^^. Страдани возникае пр перебор желаемы

объекто и пр невозможност насыщени сексуальног желани пр

наличи огромног количеств объектов. Возникае постоянно ощущение,

чт т чего-т н получи ил возможн получи н то, чт хотелос бы. О

это проблем вс больш возникае оторванност о мир и ухо в себя.

Рассмотре второй, наиболе широки п спектр философски

направлений, вариан атрибутивно модел страдания, можн отметить, чт

страдани рассматриваетс в основно тольк в связк с удовольствием, н

необходимо заметить, чт н каждо страдани происходи о отсутстви

удовольстви ил о пресыщени удовольствием. Страдание,

представителям данног вариант воспринимаетс ка зло, которо над

избегат ил преодолеват с помощь каких-либ действий. Большинств

гедонисто считают, чт физическа бол ил страдани ниче особ н

отличаетс о моральног страдани ил переживания. Отмечается, чт

челове живе в страдания и причиняе и други людям, н н совсе

понятно, почем эт происходит, скоре можн получит ответ, чт

страдани - эт отсутстви удовольствия. Есл и може что-т спаст о

страданий, та эт ещ больще числ удовольствий, чт собственн

неверно, исход и ярки примеро пресыщени удовольствиям и

постоянног поиск смысл своег существования. Жизненны смыс н

гедонистическом вариант атрибутивно модел страдани состои в том,

чт дл человек становитс нормо поведепи законченног эгоист и

получени удовольстви бе учет желани другог человека. Ухо и жизн

См.: Батай, Ж. Са и обычны челове // Марки д Са и XX век. - М., 1992. - С. 100-130.54

становитс рутинность быти ил естественны желание дл избавлени

страдания. Гедониз выступае основны источнико формировани

танатально тенденци в жизн человека. Эстетически момент здес

преобладаю на этическим принцинами. Челове существуе вн

божественно определенности, ил скрываетс з эстетико религиозности, а

следуе религиозно морали. Внешни лос и иллюстративност

гедонизм н в состояни противостоят страданию, т.к. получа

удовольствия, челове создае иллюзи полнот жизни, вселяюще в нег

жизненны ложны оптимизм. Атрибутивны вариант страдани н могу

показат глубин человечески переживани и предложит верны

витальны способ освобождени о страдания.

 

ГЛАВ 2

Модусна модел страдани и е вариант

Специфик экзистенциальног вариант страдани

 

Да характеристик атрибутивно модел страдани и дву е

вариантам, определи и слабы и сильны стороны, необходим

рассмотрет модусну модел и проанализироват ещ дв вариант подход

проблем страдания. Модусна модел в отличи о атрибутивно модел

обозначае страдани лиш в некоторы состояниях, в которы в сил своег

действи ил бездействи попадае человек. Модусна модел раскрывае

сут страдани чере рассмотрени основны внутренни противоречи

самог человека, чере поис путе освобождени о страдания, и, наконец,

чере обретени подлинност жизн человека. Важн отметит и то, чт в

модусно модел страдани н атрибу жизни, а явлени неподлинно

жизни, поэтом необходимо перейт о неподлинно жизн к нодлинной.

 

(ну, а нирвана?)

 

Коль скоро неподлинная жизнь есть бытие в ≪качестве≫ Другого, она

возможна только как перепоручение Другому заботы о моей жизни, или, что

то же, как принятие ≪чужеродных≫ жизненных проектов в качестве моих

собственных. Присутствие Другого, причем не в смысле простого

пребывания рядом, но как его участие в моей собственной жизни,

оказывается сущностно необходимой конституептой экзистировапия - уже

потому, что Другой является ≪источником≫ обезличивающих проектов моего

существования (конечно, эти проекты становятся обезличивающими не в

силу ≪безнадежной неподлинности≫ Другого, но лишь постольку, поскольку

я перенимаю их ≪некритически≫, не испытывая на совместимость с моей

индивидуальностью; обезличивающей для меня вполне может стать

подлинная жизненная возможность Другого).

Сартр писал, поскольку человек погружен в историческую ситуацию,

ему случается даже не понимать изъяны и недостатки определенной

политической или экономической организации не потому, что он в ней

находится ≪по привычке≫, а оттого, что он ее понимает в полноте ее бытия и

не может даже вообразить, что он мог бы в ней быть по-иному. Поэтому

здесь нужно изменить общее мнение и признать, что не длительность

ситуации или страданий, которые она вызывает, является мотивом для

понимания другого положения вещей, где будет лучше всем; напротив,

начиная с того дня, когда смогли постигнуть другое положение вещей, новый

свет падает н

Человек страдает, не размышляя над своим страданием, не придает ему

значения; страдать и жить представляют для пего одно неразделимое целое;

страдание является чистым аффективным содержанием его неполагаюшего

сознания, но он его не рассматривает. Следовательно, страдание само по себе

не может быть движущей силой его действий. И, напротив, именно тогда,

когда он создаст проект изменить ситуацию, она покажется ему нестерпимой.

Это означает, что он должен поместить в поле зрения эту ситуацию и

произвести двойное уничтожение; в самом деле, с одной стороны, нужно,

чтобы он сформулировал идеальное положение вещей как чистое ничто в

"•' Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М., 2000. - С. 128.

*•* См.: там же. С. 302.

73

настоящее время, с другой - ему нужно изобразить настоящую ситуацию как

ничто по отношению к этому идеальному положению.

Альберт Камю рассуждает о том, что само по себе религиозное

мышление побуждает верующего смириться перед человеческими

страданиями, более того - возносить хвалу карающему Верховному

Существу. Ведь создатель всеведущ и всеблаг, и раз он допускает бедствия и

несчастья, значит, таков его высший умысел. Страдания очистят дущи.

Божий бич отделит чистых от нечистых, праведных от грещных, он - зло,

которое приведет в царство добра. Данная критика религиозного мышления

Тамже. с. 136.

См.: Камю, А. Миф о Сизифе; Бунтарь. - Минск, 1998. - С. 187.

позволяет вывести новый критерий в отношении появления и проявлений

страдания, основанный, прежде всего, на проблеме неподлинной жизни

человека.

Чтобы спасти экзистенциальную индивидуальность человека от ее

погребения в иррациональной непрерывности, необходимо и неизбежно

одиночество, которое является одним из самых ярких и глубоких проявлений

страдания. Тем самым как бы нрерывается непрерывность коммуникации.

Этот момент экзистенциальной прерывности еще в большей степени

сказывается в отношении человека к трансцендентной сфере. Центральной

проблемой в этой ситуации является проблема превращения неподлинной

человеческой жизни в подлинную. И она соответственно связана с другим

вопросом: как во многом найти единственное, что есть оно, это

единственное, и как я убеждаюсь в том, что это и есть единственное.

Нравственность наделяет страдание смыслом и тем самым несколько

облегчает его, формирует долготерпение и способность преодолевать

страдание. Ноэтому страдание есть испытание нашей нравственности и

возможный путь человека к самому себе - истинному, ноуменальному, к

тому, каким человек, если он хочет соответствовать своей духовной

сущности, должен быть, долг человека - вносить в земную тьму свет

добродетели и разума. Страдания, в таком контексте, не дают ему впасть в

летаргию эгоистического и равнодушного покоя, в животное блаженство.

Нреодоление бедствий и создает человеческую культуру. Тот факт, что

сущность человека - свобода, а его бытие в мире явлений крайне несвободно,

есть общая предпосылка страдания. Страдание - знак высокого

предназначения человека - преодолевать негативное. Чувственный человек

необходимо создает мир явлений собственным сознанием и, следовательно, в

этом смысле сам является главной причиной собственных страданий. В то же

время как представитель мира свободы, как духовный и этический субъект,

он может использовать мир явлений как материал собственного развития.

Страдание как будто дано человеку как раз для того, чтобы научиться с ним

бороться, и его побеждать в меру возможного.__

Неподлинность жизни - это то, что вызывает страдание человека, это

постоянное несоответствие той реальности, в которой человек пытается

жить, это подмена жизненных истинных ориентиров ложными, В страданиях

человек стремится, хотя бы каким-то образом, компенсировать свою

ущербность от несоответствия окружающим порядкам и представлениям.

Мир людских отнощений пытается различными способами стереть

индивидуальность и самобытность человека, и только с помощью страдания,

возможно, преодолеть комплекс среднего человека и уйти от стереотипов.

Желание стать независимым от суетности бытия легче всего развить в

себе, изучая метод обретения такой свободы, поскольку подобное желание,

если только оно не основано на знании правильного метода, вряд ли будет

прочным и стабильным. Такого понимания можно достичь, осознав, что

собой представляют страдания, установив их причины и став на путь их

устранения. Когда мы увидим, что это возможно и необходимо, и начнем

действовать, у нас возникнет горячее желание достичь освобождения. В

конечном итоге, благодаря полному отказу от привычки думать о своем

собственном ≪Я≫, можно обрести то состояние нерушимого покоя, которое и

называется освобождением. Без него, если даже мы и достигнем временной

свободы от страданий, связанных с пребыванием в мирской суете, и тем

самым обретем возможность вкусить плодов некоторых мирских

соверщенств, такое достижение даст всего лишь отсрочку страданий.

Человеческий дух изначально содержит в себе противоречие, С одной

стороны, он может относиться к самому себе, не впадать в зависимость от

внешних обстоятельств, а с другой - он достигает свободы в этом внешнем, в

другом. Другое, отрицание, противоречие, раздвоение - все это принадлежит,

следовательно, природе духа, В этом раздвоении содержится возможность

страдания. Начальное развитие в себе отвращения к миру очень важно.

Несмотря на то, что главной задачей является деятельность ради блага

других, для развития сострадания к тяжким страданиям всех живых существ

важно осознать, прежде всего, свои собственные страдания, ощутить всю их

непереносимость, Ноэтому отвращение к миру является причиной, которая

позже приведет к появлению в себе сострадания. После того как отвращение

К миру станет в себе достаточно сильным, следует переключить внимание со

своих собственных страданий на страдания других. Научившись

распознавать страдания внутри самого себя, можно сравнивать себя с

прочими живыми существами и думать о том, что все опи подобны мне в

том, что желают освободиться от страданий. Важно отметить здесь

следующее, первоначально необходимо разобраться в себе самом, в причине

своего страдания, а уж затем определить связь с окружающим миром и

такими же страдающими существами. Подлинная жизнь и в этом случае

является определяющей.

Одна из наиболее горьких сторон человеческого страдания - это

разочарование и упадок духа. Страдающий человек понимает, какой

прекрасной была бы жизнь, если бы все механизмы его тела и сознания

работали как надо. Но случилось так, что какая-то шальная клетка разрушает

жизненно важную систему его тела, и никакая медицина не может ему

помочь. Испытывающий страдания предвидит, что рано или поздно

неразумные силы и процессы уничтожат его тело и разум.

Инициация предполагает переступание фатальной черты, которая

отделяет мир, подверженный страданию, от мира, где его больше нет. Этот

второй мир - мир власти. Это - мир достоинства. Путь инициации - путь

реального и доказательного пресуществления человеческой природы.

Необходимо не избегать страдания, а напротив, столкнуться со всей его

полнотой, нережить его в максимально насыщенном, концентрированном и

нагнетенном объеме. Это означает состояние, по болезненности и

мучительности сопоставимое с глубоким и тяжелым душевпым

расстройством, с самым настоящим безумием^^.

Date: 2015-07-01; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию